Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель исследования: экспериментально проверить влияние отношений со сверстниками и взрослыми как фактора в формировании особенностей самооценки дошкольника.
Гипотеза: значимым фактором в формировании оценочных способностей дошкольника является характер отношений ребенка со свертниками и взрослыми.
Методики диагностики: социометрия для дошкольного возраста (?), методики на исследование уровня притязаний, самооценки («Лесенка» Г.Шур, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан).
Введение……………………………………………………………………………3
Глава1.Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте
1.1. Содержание понятий «самооценка» и «уровень притязаний»…………
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста…...
1.3. Факторы, определяющие особенности самооценки в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста …………………………………
2.1. Описание методик исследования.
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
Глава 3. Выводы
Приложения
Использованная литература
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
- Рассмотрены основные подходы к изучению самооценки в научной литературе.
- Определено понятие самооценки;
- Выявлены особенности развития самооценки детей (Зачем?).
В процессе решения задач,
было выявлено, позитивная направленность
общей самооценки у детей подготовительной
к школе группы. В возрасте 6-7 лет
дети оценивают себя конкретно, подробно
и адекватно. Критерием при оценке
себя служит опора на собственный
опыт, полученный в разных видах
деятельности и осознание своих
возможностей, качеств. Развитие самосознания
находится в тесной связи с
формированием познавательной и
мотивационной сферы ребенка. На
основе их развития в конце дошкольного
периода появляется важное новообразование
— ребенок оказывается
«Рекомендации для родителей» ? (Это должны быть ваши рекомендации, основанные на результатах вашей исследовательской работы) СМ. Задача № 3
-Любите своих детей;
-Хвалите их больше и меньше наказывайте;
-Развивайте у ребенка способности данные природой, умейте их увидеть
и развить;
-Предоставляйте
-Воспитывайте уверенность в своем ребенке;
-Не употребляйте фразы – убийцы.
Соблюдение данных рекомендаций будет способствовать тому, что у детей дошкольного возраста формируются здоровые представления о себе как личности на всю жизнью.
Приложение
Таблица 1. Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (оценка детей, как, по их мнению, их оценивают взрослые (родители))
№ |
Имя ребёнка |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
1 |
Максим Ч. |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Глеб К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Данил А. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
4 |
Никита Ш. |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Катя Д. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
Арина Л. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Кристина Ж |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
8 |
Вика З. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Вероника К. |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
10 |
Сережа Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Алина Ш. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
София Ч. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
13 |
Алёна П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
14 |
Полина Ф. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
1 |
15 |
Ангелина Щ |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
16 |
Егор Г. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
17 |
Настя Я. |
5 |
1 |
5 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
Таблица 2. Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (ребёнок оценивает сам себя)
№ |
Имя ребёнка |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
1 |
Максим Ч. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Глеб К. |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Данил А. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Никита Ш. |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Катя Д. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Арина Л. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
7 |
Кристина Ж |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
8 |
Вика З. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
9 |
Вероника К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Сережа Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Алина Ш. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
12 |
София Ч. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
Алёна П. |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
Полина Ф. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
4 |
2 |
15 |
Ангелина Щ |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
16 |
Егор Г. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
17 |
Настя Я. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
Таблица 3 Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (оценка детей как, по их мнению, их оценивают сверстники ( одногруппники )
№ |
Имя ребёнка |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
1 |
Максим Ч. |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Глеб К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Данил А. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Никита Ш. |
3 |
3 |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
5 |
Катя Д. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Арина Л. |
3 |
2 |
2 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
6 |
7 |
Кристина Ж |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
6 |
2 |
8 |
Вика З. |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
Вероника К. |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Сережа Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Алина Ш. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
София Ч. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
Алёна П. |
6 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
6 |
14 |
Полина Ф. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
15 |
Ангелина Щ |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
16 |
Егор Г. |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
17 |
Настя Я. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
Приложение Б
Таблица 4 Высказывания испытуемых по переменной «Хороший» по методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя ребёнка |
Высказывания детей | ||
Ребёнок о самом себе |
По мнению взрослого (родитель) |
По мнению детей (сверстников) | |
Максим Ч. |
Захотелось, я хороший |
Не знаю, меня любят родители |
Иногда я балуюсь |
Глеб К. |
Иногда хороший, иногда плохой |
Делаю хорошие дела |
Помогаю другим |
Данил А. |
Хорошее что-то делаю |
Я такой умный, все делаю |
Думаю, что все так считают |
Никита Ш. |
Бывает, что что-то не получается |
Иногда меня хвалят |
Считают обычным мальчиком |
Катя Д. |
Я хорошая |
Помогаю родителям |
В детском саду не балуюсь |
Арина Л. |
Я хочу быть хорошим, и я |
Хорошо себя веду |
Иногда веду себя плохо, могу не спать |
Кристина Ж |
Я очень хорошая |
Помогаю маме, хорошо делаю |
Иногда меня ругают, обижают |
Вика З. |
Хорошо себя веду, взрослым помогаю |
Дома хорошо себя веду, но могу иногда папу нечаянно обидеть |
Хорошо отвечаю на занятиях, помогаю всем |
Вероника К. |
Я маму не обижаю |
Я спокойная и хорошая |
Я делюсь, вчера вафли дала |
Сережа Б. |
Занимаюсь дома, на все вопросы отвечаю |
Меня любят таким, какой я есть |
Помогаю детям, если им нужна помощь |
Алина Ш. |
Мення мама хвалит, я ей дома помогаю |
Иногда я сама убираюсь |
Все заметили, что на занятиях я хорошо занималась |
София Ч. |
Дома слушаюсь маму и папу |
Помогаю маме стирать, вытирать пыль |
Помогаю ребятам убираться |
Алёна П. |
Помогаю маме постель стелить |
Чашки дома мою |
Помогаю игрушки убирать в садике |
Полина Ф. |
Умею читать и писать |
С мамой книжки читаем |
Хорошо в детском саду занимаюсь |
Ангелина Щ |
Никого не обманываю |
Иногда балуюсь, и у мамы плохое настроение становится |
Хорошо веду себя в детском саду |
Егор Г. |
Иногда бываю хорошим, иногда меня ругают |
Мам меня редко ругает |
Я в детском саду плохо себя веду |
Настя Я. |
Занимаюсь в детском саду хорошо |
Дома родителям помогаю |
В детском саду ем хорошо |
Таблица 5 Высказывания испытуемых по переменной «Ум» по методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя ребёнка |
Высказывания детей | ||
Ребёнок о самом себе |
По мнению взрослого (родители) |
По мнению детей (сверстников) | |
Максим Ч. |
Я так хочу… |
Я хорошо отвечаю, иногда… |
Знаю что-то умное говорю |
Глеб К. |
Я все понимаю на занятиях |
Занимаюсь хорошо |
Говорят, что я много знаю |
Данил А. |
На занятиях стараюсь отвечать правильно |
Занимаюсь… |
Иногда говорят, что я обычный мальчик |
Никита Ш. |
Я все слушаю, что говорит |
Я послушный, слушаю, что мне говорят |
Со мной все играют, всем |
Катя Д. |
На занятиях слушаю все |
Я умная, так считают родители |
Просто рассказываю что-то интересное |
Арина Л. |
Я дома хорошо занимаюсь |
Я успокаиваю маму, когда ей плохо |
Другие могут больше меня знать |
Кристина Ж |
Я умная, помогаю маме |
Буквы не все знаю |
Рисую красиво, все это знают |
Вика З. |
Я хожу в школу и отвечаю на все вопросы |
Меня любят за то, что я оценки хорошие получаю, пятерки |
Думаю, что я простая девочка |
Вероника К. |
Я все примеры решаю на занятиях |
Я все упражнения самостоятельно делаю |
Меня могут похвалить |
Сережа Б. |
Обычный мальчик |
Считаю лучше всех |
Не знаю много всего |
Алина Ш. |
Я чуть-чуть умная |
Мама говорит, что я в школе хорошо занимаюсь, на все вопросы отвечаю |
Ребята видят, что отвечаю на вопросы |
София Ч. |
Помогаю всем |
Мама говорит, что я самая хорошая |
Помогаю ребятам |
Алёна П. |
Зарядкой хорошо занимаюсь, знаю, что это полезно |
Знаю, что надо хорошо есть |
Помогаю ребятам |
Полина Ф. |
Иногда забываю буквы |
Решаю задачи и загадки отгадываю |
Хорошо отвечаю на занятиях |
Ангелина Щ |
Я очень хорошозанимаюсь, даже спрашивать не хотят |
Бывает, что мама на меня сильно кричит |
Меня в детском саду хвалят |
Егор Г. |
Я всегда знаю, что мама может помочь |
Иногда вещи за собой не убираю |
На занятиях получаю хорошие оценки |
Настя Я. |
На занятиях отвечаю |
Меня мама вшколу отдала |
Много знаю |
Информация о работе Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте