Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: экспериментально проверить влияние отношений со сверстниками и взрослыми как фактора в формировании особенностей самооценки дошкольника.
Гипотеза: значимым фактором в формировании оценочных способностей дошкольника является характер отношений ребенка со свертниками и взрослыми.
Методики диагностики: социометрия для дошкольного возраста (?), методики на исследование уровня притязаний, самооценки («Лесенка» Г.Шур, «Нарисуй себя» А.М. Прихожан).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава1.Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте
1.1. Содержание понятий «самооценка» и «уровень притязаний»…………
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста…...
1.3. Факторы, определяющие особенности самооценки в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………
Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста …………………………………
2.1. Описание методик исследования.
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
Глава 3. Выводы
Приложения
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

Пластун 2.docx

— 110.43 Кб (Скачать файл)

К семи годам у ребенка  происходит важное преобразование в  плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности.

Кроме осознания своих  качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит  из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые  психические процессы, происходящие в нем самом.

В группе детского сада существует система ценностных ориентаций, которая  определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных представлений. В четыре - пять лет такой диапазон, который ассоциируется у ребенка с понятием: «хороший» в отношении сверстника и себя, невелик (не бить ни кого, слушать воспитательницу, маму). В пять-шесть лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В шесть-семь моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не обманывать, никого не обижать, уступать место старшим). В этом же возрасте большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Во всех возрастных группах  дети обнаруживают способность объективнее  оценивать других, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего дошкольника на вопрос «Кто у вас  самый хороший»? мы услышим «Я самый  хороший», так характерное для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: «хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т. п.

Эти изменения объясняются  в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В самооценке дошкольника  находят отражение развивающиеся  у него чувства гордости и стыда.

В психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание  себя во времени. Ребенок первоначально  живет только настоящим. С накоплением  и осознанием своего опыта ему  становится доступным понимание  своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как  он был маленьким, и сам с удовольствием  вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью  не осознавая изменений, происходящих в самом с течением времени, ребенок  понимает, что раньше был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое  близких людей. У дошкольника  складывается способность осознать и ребенок хочет пойти в  школу, освоить какую-то профессию, расти, чтобы приобрести определенные преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих  переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение личного  сознания.

Таким образом, к концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.

 

1.3 Факторы, определяющие особенности самооценки в дошкольном возрасте.

На развитие самооценки влияет большое количество факторов. Самым  первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления  о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью  отсутствуют критерии самооценки. Ребенок  опирается на опыт окружающих его  взрослых, на те оценки, которые они  ему дают. Первые 5-6 лет его жизни  его самооценка формируется исключительно  на этой информации, которую он получает в семье, на отношение родителей  к нему. Оценочные сообщения взрослые передают ребенку через слово, интонацию, жесты, мимику и т.д. Особенностью самооценки этого возраста является ее абсолютный характер, ребенок не сравнивает себя с другими.

На самооценку ребенка  посещающего детское дошкольное учреждение начинают влиять и другие факторы. Внешние факторы подкрепляют  ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Уверенный ребенок  справляется с неудачами и  трудностями. Ребенок с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается  сомнениями. Для него достаточно одной  промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Несмотря на то, что самооценка носит еще абсолютный характер, зарождаются  признаки сопоставительной, сравнительной  и относительной самооценки. Ребенок  активно включается в общение  с другими детьми, познает их, а через них и себя. Однако роль семьи в старшем дошкольном возрасте остается огромной.

Ощущение самоценности может  сформироваться в той семье, где  любовь выражается, открыто, где царит  уважение и взаимопонимание, где  общение дружелюбно и доверительно, где ошибки служат для приобретения опыта, где ребенок чувствует  себя нужным и любимым. Это атмосфера  зрелой семьи. В неблагополучных  же семьях дети часто беспомощны, правила  в этих семьях жестоки, отсутствие взаимопонимания, критика, ожидание наказания и т.д. Как правило, в таких семьях у  детей самооценка занижена. Правила  установленные в семье оказывают  на развитие самооценки большое влияние. Существуют семьи, в которых принято говорить только о хорошем, положительном, правильном, соответственно проблемы реальной жизни не подлежат обсуждению. Любое табу такого рода порождает ложь со стороны детей, отчужденность, ненависть по отношению к родителям. Повышенная беспомощность и враждебность порождает низкую самооценку.

Стили общения в такой  системе: обвиняющий, расчетливый, заискивающий, отстраненный, т.е. такие, которые соответствуют  заниженной самооценке. Самооценка в открытой системе более адекватная, высокая, устойчивая и более зависима от внутренней оценки [19, с.182].

Вторым фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

С возрастом происходит переход  от конкретно-ситуационной к более  обобщенной самооценке. Исследования в этой области показали, что детям  старшего дошкольного возраста еще  не доступна оценка собственной личности, уже как дети младшего школьного  возраста проявляют такую способность.

Третьим фактором, оказывающим  большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

Улыбка, похвала, одобрения  – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению  самооценки.

Обратная связь в негативной форме заставляет ребенка осознавать свою неспособность и малоценность.

Постоянное недовольство, критика и физические наказания  приводят к снижению самооценки.

Чаще всего родители используют различные речевые оценки в отношении  своих детей. И таким образом  формируется самооценка у ребенка  в семье. Например: «Ты такой упрямый!»  или «Помоги мне накрыть на стол, у тебя всегда так красиво  получается!».

Часто родители настраивают  ребенка на высокие достижения всегда и во всем, формируя завышенную самооценку и уровень притязаний. Такие дети страдают от чувства неудовлетворенности  и гиперсамокритичности даже тогда, когда все окружающие признают их лучшими. Завышенные стандарты часто  приводят к различным психосоматическим  и невротическим заболеваниям.

Ни один человек не может  быть одинаково успешным всегда и  во всем. Поэтому необходимо учить  ребенка ставить реальные цели и  справляться с неудачами. Кроме  того, по мере взросления каждый человек  учится рационально распределять свои усилия – какие-то дела заслуживают  высокого напряжения сил, другие - средних  усилий, а остальные требуют лишь минимальных затрат с  ил и времени.

 Процесс развития человеческой  личности не прекращается в  течение всей жизни. Самооценка  так же формируется в течение  всей жизни человека, обогащаясь  приобретенным опытом человека  как в общении с другими  людьми, так по отношению к  себе. Межличностное общение имеет  в этой связи колоссальное  значение. Дефицит общения порождает  недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения  в характере самооценке. Здесь  кроется опасная причина неадекватной  самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои  недостатки, он просто не умеет  их видеть. Общение помогает человеку  увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.

Таким образом, факторы, определяющие особенности самооценки в дошкольном возрасте являются:

    • Семья ребенка;
    • Возраст ребенка;
    • Межличностные отношения со взрослыми и сверстниками.

 

 

Итоги главы 1

На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, можно сделать общий  итог.

Первые попытки изучения самооценки были предприняты в зарубежной психологии - У. Джемсом.( в теории этого нет ! На чем строятся ваши выводы?) Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение» - оценка себя как личности.

Обобщая рассмотренные представления  о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно  выделить основные направления и уровни вида определении понимания самооценки. Захарова А.В  выделяла три уровня когнитивного аспекта самооценки. 

Психологи определяют самооценку с помощью формулы «самооценка=успех+притязание», которая говорит о двух путях повышения самооценки. Первое: высокие достижения в различных видах деятельности. Второе:  за счет снижения уровня притязаний.

  Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. С возрастом самооценка становится все более правильной, большинство детей к 7 годам правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности.

Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека

В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих  сил происходит на основе общения  со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.

 

 

 

Глава 2. Исследование особенностей проявления самооценки у  детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Описание методов исследования.

Исследование проводилось  в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении  детском  саду  «Рябинушка» города Старого Оскола. Общий объем выборки составляет 17   детей старшего дошкольного возраста из них 8  мальчиков и 9  девочек.

В процессе нашего исследования осуществлялось выявление уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста, выявлялась система представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди.  

Психологические особенности  проявления самооценки определялись при  помощи следующих методик: изучение самооценки ребенка с помощью  методики «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан.

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка» (В.Г. Щур).

Лариса, не используйте глупые «рефераты», работайте самостоятельно, если используете  материал с интернета, то будьте критичны. Вы скачали чушь!

Работой очень не довольна!

 

Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного  возраста своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые  качества. Обследуемым предлагалось на изображении лестницы в семь ступеней отметить фишками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний (такой уровень развития этих качеств, какой бы их удовлетворил). (Приложение А)  Где оно?

Информация о работе Особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте