Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
3. Выявить взаимосвязь между эмоциональными особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
4. Анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
1.1 Основные подходы к определению понятия эмоциональное состояние в психологической литературе
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Методолгия и организация исследования
2.2 Исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Другой взгляд на определение эмоциональных переживаний исходит из того, что эмоции являются формой активного отношения человека к окружающему миру.
Якобсон П.М. считает, что «человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность, активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира» [38, с. 361].
Мясищев В.Н. уточняет, что у человека «эмоциональное отношение проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях – неприязни, вражде, антипатии» [22, с. 19].
Согласно Л.С. Рубинштейну, «эмоции выражают в форме переживания отношение субъекта к окружающему, к тому, он познает и делает». Связывая, но, не отождествляя переживания и эмоции, Рубинштейн подчеркивает, что «если и не всякая эмоция является переживанием в специфическом смысле этого слова – неповторимым событием в духовной жизни личности, то всякое переживание, т.е. психическое явление с подчеркнуто личностным характером, обязательно включено в сферу эмоциональности» [29, с. 412].
Давая определение переживанию, Рубинштейн трактовал его и как психическое состояние, обусловленное взаимоотношениями субъекта с окружающими. Он считал, что именно в переживаниях отражается личностный аспект психических состояний человека: «отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания» [29, с. 410].
В современной психологической литературе переживание как психическое состояние рассматривается в работах Б.Я. Вяткина, Л.Я Дорфмана [5, с. 1], А.О. Прохорова [28, с. 18]. Другие исследователи, в том числе Л.В. Куликов [11, с. 12], Е.П. Ильин [8, с. 36; 9, с. 42], занимаясь проблемой соотношения психических и эмоциональных состояний, выделяют эмоциональные переживания как эмоциональную составляющую психических состояний.
На том, что переживания следует рассматривать именно как самостоятельные состояния, впервые акцентировал внимание Н.Д. Левитов [13, с. 10]. Он утверждал, что ни в какой сфере психической деятельности «так не применим термин «состояние», как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях или чувствах очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека» [14, с. 103].
Левитов Н.Д. подчеркивает, что всякое психическое состояние (согласно принципу единства психики и деятельности) является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение.
Таким образом, опираясь на трактовку эмоционального состояния С.Л. Рубинштейна и концепцию психических состояний Н.Д. Левитова, мы под эмоциональным состоянием будем понимать испытываемое субъектом эмоционально окрашенное переживание, обусловленное его взаимоотношениями с окружающими, выражающее отношение личности к происходящим в ее жизни событиям и служащим одним из механизмов внутренней регуляции поведения [14, с. 104].
В настоящее время имеется большое количество классификаций состояний, в зависимости от того, какие психологические явления понимаются исследователями под Эмоциональными состояниями и какой критерий положен в их основу.
В рамках теории дифференциальных эмоций, К. Изард [7], рассматривающий эмоциональные состояния как комплекс, образованный из соединений фундаментальных эмоций описывает такие эмоциональные состояния: тревожность как сочетание страха, гнева, вины; любовь – комплекс радости, вины интереса, волнения; возбуждение – сочетание интереса, удивления, гнева, стыда [7, с. 236].
С точки зрения Левитова Н.Д. [13] эмоциональные состояния могут быть личностные и ситуативные; глубинные и поверхностные; положительно и отрицательно воздействующие на человека; субъективные и объективные; положительные и кратковременные; осознанные и неосознанные.
Так, Левитов писал «…психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [13, с. 20].
Ю.Е. Сосновикова определяет психическое состояние как конкретное определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики. В то же время она отмечает, что состояние – это компонент психики и что понятие психических состояний должно учитывать все то, что в данный момент времени происходит в психике человека.
Рубинштейн [29] отдельно выделяет настроение как не специальное состояние, приуроченное к частному событию, а общее, разлитое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека и характеризующееся положительным и отрицательным тоном [29, с. 63].
Тот факт, что эмоциональные состояния играют универсальную, главенствующую роль в поведении человека, вызвал интерес многих исследователей к механизму чувственных переживаний. Высказывалось предложение, что эмоциональные переживания связаны с состоянием внутренних органов и скелетной мускулатуры. Сторонники этой точки зрения считали, что первичным в возникновении эмоций является импульсация со стороны внутренних органов и мышечной системы.
К примеру, плач объяснялся тем, что льются слезы, радость – сокращением мимической мускулатуры. Несостоятельность этого взгляда была доказана экспериментально на животных, у которых прекращение интерорецептивной информации не приводило к исчезновению эмоций. И.П. Павлов в основе смены настроения видел колебания динамического стереотипа. Это он объяснял тем, что попадающие в кору больших полушарий различные раздражители вызывают определенные реакции и, взаимодействую между собой, образуют подвижную уравновешенную систему – динамический стереотип. Колебания последнего сказываются на настроении человека. Нарушение привычного ритма жизни, т.е. изменение стереотипа, при преобладании отрицательных раздражителей, несомненно, ухудшает настроение, а увеличение положительных сигналов изменяет фон настроения к лучшему. В частности, тоска по родине есть не что иное, как нарушение динамического стереотипа в жизни человека [29, с. 70].
У. Кеннон и В. Гесс в 1938 году установили, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований, в частности таламуса и гипоталамических структур. Е.В. Папец (1937) связывал эмоциональные процессы с деятельностью старой коры (архипаллиума), гиппокампа, мамиллярных тел и гипоталамуса, а расшифровку поступающей информации – с функцией новой коры (неопаллиума). Он считал, что эмоциональные процессы возникнув в гипокампе, идут через свод мозга в мамиллярные тела гипоталамуса, а затем в переднее ядро таламуса и поясную извилину, являющуюся рецептивной обьластью эмоциональных переживаний. Описанную систему связей между различными структурами мозга называют кругом Папеца [29, с. 73].
Связь эмоциональных состояний с деятельностью глубинных структур подтверждается и исследованиями Дельгадо, Олдса и др. Они установили, что у животных при электрическом раздражении глубоких центров мозга возникают эмоциональные переживания в виде общего успокоения или страха, ярости. Раздражение глубинных структур мозга у людей в процессе оперативных вмешательств также вызывает появление чувства радости, успокоения, огромного удовлетворения или, наоборот, чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства.
Все эти исследования свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания обуславливаются функциями гипоталамуса, таламических образований, лимбической системы. Эти образования тесно связаны с корой головного мозга, которая оказывает корригирующее влияние. Нарушение правильного взаимодействия коры и подкорковых структур приводит к развитию эмоциональных расстройств [29, с. 74].
Современную точку зрения о механизмах эмоциональных переживаний высказал Анохин (1968). Он считал, что биологическая сущность эмоций сводится к удовлетворению какой-либо потребности. Если обратная информация о результатах предпринятого человеком действия говорит о полном достижении цели, возникает положительное эмоциональное состояние. Несовпадение же обратной афферентации с результатами поставленных задач ведет к неудовлетворенности, беспокойству, поиску новых решений [7, с. 343].
Таким образом, большинство исследователей считают, что эмоциональные состояния не являются постоянным фоном человеческой жизни, а возникают как специфическая активность под воздействием конкретной ситуации, выступают как индикатор трудности и оценка значимости ситуации для личности, а также как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Именно это обстоятельство определяет универсальную роль эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека.
Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.
Переживания ребенка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно боле широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции и эмоциональные состояния [22, с. 143].
Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, друзьями) подросток может проявлять большую импульсивность в поведении.
Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами – источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям – к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать [22, с. 144].
Подростковый возраст – это период, когда ребенок начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого.
Подростковый возраст из-за потребности познавать себя и стремления открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более, что именно в этом период диапазон полярных чувств чрезвычайно велик.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.
Зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапилляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанными и оцененными другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственно фантазирование – с сухим мудрствованием [22, с. 144].
Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самопознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее переживает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказываться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.
У подростка отмечается также обострённая чувствами тревожность, требовательность к себе, не всегда, особенно при отсутствии надлежащего влияния воспитателя, находящая нужное и полезное применение. Это проявляется в повышенной требовательности подростков к своим сверстникам [22, с. 145].
По мнению Прихожан А.М., кризис подросткового возраста обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные переживания обогащает сферу своих чувств, мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и другими, овладевая опытом целенаправленного обособления [26, с. 187].
Для младшего и старшего подросткового возраста характерны определенные особенности в эмоциональной сфере.
Эмоциональная сфера детей младшего подросткового возраста. Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностнозначимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций.
Для эмоциональной сферы подростков характерны: 1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью; 2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками (долго не забывают обиды); 3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (страх показаться смешным); 4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; 5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания; 6) сильно развитое чувство принадлежности к группе; 7) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит общность интересов, нравственных чувств; распространена групповая дружба [13, с. 203].