Особенности эмоционального состояния у подростков,воспитывающихся в детски домах-интернатах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
3. Выявить взаимосвязь между эмоциональными особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
4. Анализ результатов исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
1.1 Основные подходы к определению понятия эмоциональное состояние в психологической литературе
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Методолгия и организация исследования
2.2 Исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Подводя итог данному этапу исследования, можем сделать предварительное заключение о том, что для подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, характерно:

- чем выше уровень физической агрессии, тем выше уровень раздражительности, обиды, подозрительности, чувства вины, агрессивности, враждебности, и тем ниже самочувствие испытуемых;

- чем выше уровень раздражительности, тем выше уровень подозрительности, чувства вины, агрессивности, враждебности испытуемых;

- чем выше уровень обиды, тем выше уровень подозрительности, чувства вины, враждебности, и тем ниже уровень вербальной агрессии, активности испытуемых;

- чем выше уровень подозрительности, тем выше уровень чувства вины, агрессивности, враждебности, и тем ниже уровень самочувствия и настроения испытуемых;

- чем выше уровень вербальной агрессии, тем выше уровень агрессивности испытуемых;

- чем выше уровень чувства вины, тем выше уровень враждебности испытуемых;

- чем выше уровень агрессивности, тем выше уровень враждебности, и тем ниже самочувствие и настроение испытуемых;

- чем выше уровень враждебности, тем ниже настроение испытуемых;

- чем выше самочувствие, тем выше активность и настроение испытуемых;

- чем выше уровень активности, тем выше настроение испытуемых.

 

Выводы по второй главе: сравнение результатов по методике Басса-Дарки «Самооценка форм агрессивности» свидетельствует о преобладании среди подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, индекса агрессивности и таких форм агрессивного поведения, как физическая агрессия, негативизм и вербальная агрессия. Достоверность результатов была подтверждена статистически. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень враждебности в обеих группах имеет повышенный уровень (достоверных различий доказано не было). Причиной этого может являться переходный период в жизни подростков, который характеризуется подобными реакциями.

Сравнение результатов по методике «Самочувствие, активность, настроение» свидетельствует о преобладании среди подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, (70%) низкого уровня самочувствия (недомогания), низкого уровня активности (инертности, пассивности), низкого уровня настроения (подавленности). Достоверность результатов была подтверждена статистически.

Таким образом, можно сделать заключение, что гипотеза нашего исследования получила подтверждение, так как было доказано, что у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, имеются особенности эмоциональных состояний, которые проявляются в: повышенном уровне агрессивности и негативизма, низком уровне самочувствия, активности и настроения.

На основании проведенного исследования взаимосвязи между эмоциональными состояниями у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, можно сделать заключение, что для них характерно:

- чем выше уровень физической агрессии, тем выше уровень раздражительности, обиды, подозрительности, чувства вины, агрессивности, враждебности, и тем ниже самочувствие испытуемых;

- чем выше уровень раздражительности, тем выше уровень подозрительности, чувства вины, агрессивности, враждебности испытуемых;

- чем выше уровень обиды, тем выше уровень подозрительности, чувства вины, враждебности, и тем ниже уровень вербальной агрессии, активности испытуемых;

- чем выше уровень подозрительности, тем выше уровень чувства вины, агрессивности, враждебности, и тем ниже уровень самочувствия и настроения испытуемых;

- чем выше уровень вербальной агрессии, тем выше уровень агрессивности испытуемых;

- чем выше уровень чувства вины, тем выше уровень враждебности испытуемых;

- чем выше уровень агрессивности, тем выше уровень враждебности, и тем ниже самочувствие и настроение испытуемых;

- чем выше уровень враждебности, тем ниже настроение испытуемых;

- чем выше самочувствие, тем выше активность и настроение испытуемых;

- чем выше уровень активности, тем выше настроение испытуемых.


Заключение

 

 

В результате исследования можно сделать заключение, что гипотеза о том, что у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, имеются особенности эмоциональных состояний, которые проявляются в: повышенном уровне агрессивности и негативизма, низком уровне самочувствия, активности и настроения, получила свое подтверждение. Изложенные выше факты и проведенный анализ позволили сформулировать ряд выводов:

1. Большинство исследователей считают, что эмоциональные состояния не являются постоянным фоном человеческой жизни, а возникают как специфическая активность под воздействием конкретной ситуации, выступают как индикатор трудности и оценка значимости ситуации для личности, а также как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Именно это обстоятельство определяет универсальную роль эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека.

2.   Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, многообразие переживаемых чувств. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Настроение подростков часто колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

3.   Анализ исследований особенностей эмоционального состояния воспитанников детского дома, показал, что они отличаются специфическими особенностями. Эта специфика проявляется в эмоциональном портрете воспитанника детского дома, который представляет собой: пониженный фон настроения; бедную гамму эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональную поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенную склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций – получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерную импульсивность, аффективная взрывчатость и т.д.

4.   В процессе исследования было выявлено, что у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, наблюдается высокий уровень агрессивности и таких форм агрессивного поведения, как физическая агрессия, негативизм и вербальная агрессия. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень враждебности в обеих группах имеет повышенный уровень. Причиной этого может являться переходный период в жизни подростков, который характеризуется подобными реакциями. Также было установлено, что среди данных подростков преобладает низкий уровень самочувствия (недомогания), активности (инертности, пассивности) и настроения (подавленности).

Данные результаты в дальнейшем могут использоваться для составления программ психологической коррекции и развития личности подростка в условиях интернатного учреждения.

 


Список использованных источников:

 

 

1.        Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник /А.Г. Асмолов. – М., 1990. – 375 с.

2.        Бассин, Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности / Ф.В. Бассин // Вопросы психологии.  – 1972. – №3. – 105-124 с.

3.        Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М., 1985. – 200 с.

4.        Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилютас. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. – 142 с.

5.        Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т.4 / Л.С. Выготский. – М., 1983. – 456 с.

6.        Вяткин, Б.А. О системном анализе психических состояний / Б.А. Вяткин, Д.Я. Дорфман // Новые исследования в психологии. – М., 1987. – №1. – 1-7 с.

7.        Галюкова, М. Детская депривация как фактор насилия в современном обществе / М. Галюкова // Альма матер: Вестник высшей школы. – 2006. – №9. – 40-42 с.

8.        Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб., 2000. – 545 с.

9.        Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 436 с.

10.   Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

11.   Карелина, А. А. Психологические тесты / А.А. Карелина. – М., 1999. – 365 с.

12.   Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний / Л.В. Куликов // Психические состояния: Хрестоматия.  – СПб., 2000. – 11-43 с.

13.   Лангмайер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмаейер, З. Матейчик. – Прага, 1984. – 276 с.

14.   Левитов, Н.Д. О психическом состоянии человека / Н.Д.Левитов. – М.,1964. – 238 с.

15.   Левитов, Н.Д. Проблемы психических состояний / Н.Д.Левитов // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – 103-104 с.

16.   Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.,1975. – 304 с.

17.   Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1971. – 38 с.

18.   Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 198 с.

19.   Маслоу, А.Г. Пиковые переживания / А.Г. Маслоу // Психология бытия. – М., 1997. – № 3. – 102-138 с.

20.   Маханько, А.М. Особенности социальных воспитанников интернатных учреждений. Пособие / А.М. Маханько, Н.А. Иванюк. – Минск: РЧМЦФВН, 2004. – 253 с.

21.   Михайлова, Ю. Нарушения развития социального поведения и эмоциональной регуляции у воспитанников домов ребенка / Ю. Михайлова // Психолог в детском саду. – 2003. – № 2. – 83-114 с.

22.   Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Изд-во: Академия, 2009. – 586 с.

23.   Мясищев, В.Н. Психические состояния и отношения человека / В.Н. Мясищев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1996. – №1. – 19 с.

24.   Национальный центр усыновления на связи с читателями АИФ // Аргументы и факты в Беларуси. – 2005. – № 38. – 8 с.

25.   Ослон, В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2005. – №2. – 18 с.

26.   Оценка проекта по деинституциализации, а также деятельности по оказанию поддержке семье и схемам альтернативного устройства детей, лишенных родительского попечительства, в РБ в период 1999 – 2004 гг. Итоговый отчет. Детский Фонд ООН. – Минск, 2004. – 230 с.

27.   Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.

28.   Прихожан, А.М. Психология сиротства : учеб. пособие для вузов / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.

29.   Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А.О. Прохоров. – Казань,1994. – 218 с.

30.   Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. – СПб., 2001. – 665 с.

31.   Сиротство как социальная проблема : пособие для педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 144 с.

32.   Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Метод. реком. для раб. интернат.и альтернатив. учреждений для детей сирот. / Под ред. Смагина Л.И. – Минск: РИПО, 2001. – 340 с.

33.   Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М., 1961. – 165 с.

34.   Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П.  Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. – 1973. – № 6. – С.141-145.

35.   Тиллих, П. Теология Культуры / П. Тиллих. – М.: «Юристъ», 1995. – 86 с.

36.   Трошихина, Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности: автореф. канд. дис./ Е.Г. Трошихина. – СПб., 1997. – 54 с.

37.   Франкл, А. Человек в поисках смысла / А. Франкл. – М.: Прогресс, 1990 – 366 с.

38.   Фрейд, З. О психоанализе. Пять лекций / З.Фрейд // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1980. – 143-183 с.

39.   Якобсон, П.М. Психология чувств. – 2-е издание: доп / П.М. Якобсон. – И., 1958. – 450 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А
Опросник Басса-Дарки «Самооценка форм агрессивного поведения»

 

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и ответьте на каждое утвердительно или отрицательно. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Опросник

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.

5.Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.      Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8.      Когда мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

Информация о работе Особенности эмоционального состояния у подростков,воспитывающихся в детски домах-интернатах