Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
3. Выявить взаимосвязь между эмоциональными особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
4. Анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
1.1 Основные подходы к определению понятия эмоциональное состояние в психологической литературе
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Методолгия и организация исследования
2.2 Исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечания:
1. * _ достоверность различий при р < 0,05.
2. ** _ достоверность различий при р < 0,01.
Рассмотрим более подробно полученные результаты:
Из 20 опрошенных подростков в экспериментальной группе 50% человек имеют повышенный уровень индекса агрессивности (рисунок 2.1), у 7 испытуемых (35%) агрессия в норме и 3 человека (15%) имеют пониженный уровень агрессивности. Из испытуемых контрольной группы 14 подростков (70%) имеют нормальный уровень агрессивности, а оставшиеся 6 (30%) пониженный. По индексу агрессивности статистически были выявлены достоверные различия (р<0,01).
Рисунок 2.1 – Уровень агрессивности среди испытуемых контрольной и экспериментальной групп, в %.
Более детальное изучение индекса агрессивности показало, что средний индекс агрессивности у несовершеннолетних из экспериментальной группы (22,45) является нормой, а у испытуемых контрольной группы (19,05) он снижен. При этом наблюдаются отличия в средних показателях, составляющих индекс агрессивности, в экспериментальной и контрольной группах (рисунок 2.2):
Средний показатель физической агрессии по экспериментальной группе – 7,85, а по контрольной – 5,9. Статистически были выявлены достоверные различия (р<0,01);
Средний показатель раздражительности у подростков из экспериментальной группы – 6,7, а среди подростков контрольной группы– 6,1. Статистически достоверных различий выявлено не было (p>0,05);
Средний показатель вербальной агрессия у испытуемых экспериментальной группы – 8,4, а у подростков контрольной группы – 7. Статистически были выявлены достоверные различия (р<0,05).
Рисунок 2.2 – Показатели агрессивности в контрольной и экспериментальной группах, в %.
Анализируя индекс враждебности (рисунок 2.3) можно сделать следующие выводы. Из 20 опрошенных подростков в экспериментальной группе 80% человек имеют повышенный уровень индекса враждебности, у 4 испытуемых (20%) враждебность в норме. Из испытуемых контрольной группы 15 подростков (75%) имеют повышенный уровень враждебности, а оставшиеся 5 (25%) нормальный. Статистически достоверных различий выявлено не было (р>0,05).
Рисунок 2.3 – Уровень враждебности в контрольной и экспериментальной группах, в %.
Изучение показателей по всем формам агрессивного поведения в обеих группах испытуемых выявило значительные различия по уровню негативизма (рисунок 2.4). У несовершеннолетних из экспериментальной группы средний показатель по негативизму составил 3,4 балла, а среди подростков контрольной группы – 2,45. Статистически были выявлены достоверные различия (р<0,05).
Рисунок 2.4 – Показатели негативизма в контрольной и экспериментальной группах, в %.
Сравнение результатов по методике свидетельствует о преобладании среди подростков, воспитывающихся в домах-интернатах, индекса агрессивности и таких форм агрессивного поведения, как физическая агрессия, негативизм и вербальная агрессия. Достоверность результатов была подтверждена статистически. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень враждебности в обеих группах имеет повышенный уровень (достоверных различий доказано не было). Причиной этого может являться переходный период в жизни подростков, который характеризуется подобными реакциями.
Результаты обследования контрольной и экспериментальной групп по методике «Самочувствие, активность, настроение» представлены в приложении Г, таблица П.Г.1.
Для выявления достоверности различий особенностей эмоционального состояния между экспериментальной и контрольной группами использовался метод статистической обработки данных по t-критерию Стьюдента. В результате статистически значимых различий было выявлено три (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Показатели статистических различий эмоциональных состояний между экспериментальной и контрольной группами
Эмоциональные состояния | Группы испытуемых | |
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
М±m | ||
1.самочувствие | 3,76±0,12* | 5,9±0,06* |
2.активность | 3,74±0,14* | 5,95±0,05* |
3.настроение | 3,57±0,15* | 6,05±0,03* |
Примечания:
1. * _ достоверность различий при р < 0,001.
Рассмотрим более подробно полученные результаты:
Как видно из данных, представленных на рисунке 2.5: в экспериментальной группе высокого уровня самочувствия среди испытуемых на 55 % меньше (20% в экспериментальной группе и 75% в контрольной группе). Норма или средний уровень самочувствия выявился у 10% подростков из экспериментальной группы и 5% контрольной. Низкий уровень самочувствия или плохое самочувствие, недомогание присущ 70% подростков, воспитывающихся в домах-интернатах, и лишь 20% испытуемых контрольной группы, что соответствует низкой степени физиологической и психологической комфортности состояния человека. Статистически были выявлены достоверные различия (р<0,001).
Рисунок 2.5 – Показатели выраженности самочувствия в контрольной и экспериментальной группах, в %.
В экспериментальной группе высокий уровень активности (рисунок 2.6) встречается 20% подростков экспериментальной группы и 80% контрольной группы. Норма или средний уровень активности выявился у 10% подростков из экспериментальной и контрольной групп. Низкий уровень активности или инертность, пассивность характерно 70% подростков, воспитывающихся в домах-интернатах, и лишь 10% испытуемых контрольной группы, что соответствует низкой степени интенсивности и объема взаимодействия человека с физической и социальной средой. Статистически были выявлены достоверные различия (р<0,001).
Рисунок 2.6 – Показатели выраженности активности в контрольной и экспериментальной группах, в %.
В экспериментальной группе высокий уровень настроения (рисунок 2.7) встречается 20% подростков экспериментальной группы и 80% контрольной группы. Средний уровень настроения выявился у 10% подростков из экспериментальной и 15% контрольной групп. Низкий уровень настроения или подавленность характерно 70% подростков, воспитывающихся в домах-интернатах, и лишь 5% испытуемых контрольной группы, что соответствует низкому эмоциональному фону испытуемых. Статистически были выявлены достоверные различия (р<0,001).
Рисунок 2.7 – Показатели выраженности настроения в контрольной и экспериментальной группах, в %.
Сравнение результатов по методике свидетельствует о преобладании среди подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, (70%) низкого уровня самочувствия (недомогания), низкого уровня активности (инертности, пассивности), низкого уровня настроения (подавленности). Достоверность результатов была подтверждена статистически.
Подведя итоги проведенного исследования можно сделать заключение, что гипотеза нашего исследования получила подтверждение, так как было доказано, что у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, имеются особенности эмоциональных состояний, которые проявляются в: повышенном уровне агрессивности и негативизма, низком уровне самочувствия, активности и настроения.
На следующем этапе мы выявляли взаимосвязь между эмоциональными состояниями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Исследование взаимосвязи между эмоциональными состояниями у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, производилось с использованием непараметрического метода – коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В данном случае определялась фактическая степень параллелизма между двумя рядами изучаемых признаков и давалась оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Выявлено всего 79 взаимосвязей по переменным эмоциональных состояний у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах. Таблица выявленных взаимосвязей представлена в приложении Д. Согласно полученным результатам, можно утверждать, что не существует взаимосвязи между эмоциональными состояниями у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах, так как статистически значимыми выявились только 30 взаимосвязей. Статистически значимые взаимосвязи представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Статистически значимые корреляционные взаимосвязи по переменным эмоциональных состояний у подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
переменные | кол-во человек | коэффициент ранговой корреляции Спирмена | уровень значимости |
«физическая агрессия» – «раздражительность» | 20 | 0,55 | 0,05 |
«физическая агрессия» – «обида» | 20 | 0,48 | 0,05 |
«физическая агрессия» – «подозрительность» | 20 | 0,54 | 0,05 |
«физическая агрессия» – «чувство вины» | 20 | 0,59 | 0,01 |
«физическая агрессия» – «агрессивность» | 20 | 0,68 | 0,001 |
«физическая агрессия» – «враждебность» | 20 | 0,62 | 0,01 |
«физическая агрессия» – «самочувствие» | 20 | -0,46 | 0,05 |
«раздражительность» – «подозрительность» | 20 | 0,67 | 0,001 |
«раздражительность» – «чувство вины» | 20 | 0,50 | 0,05 |
«раздражительность» – «агрессивность» | 20 | 0,67 | 0,001 |
«раздражительность» – «враждебность» | 20 | 0,66 | 0,001 |
«обида» – «подозрительность» | 20 | 0,49 | 0,05 |
«обида» – «вербальная агрессия» | 20 | -0,46 | 0,05 |
«обида» – «чувство вины» | 20 | 0,47 | 0,05 |
«обида» – «враждебность» | 20 | 0,81 | 0,001 |
«обида» – «активность» | 20 | -0,48 | 0,05 |
«подозрительность» – «чувство вины» | 20 | 0,51 | 0,05 |
«подозрительность» – «агрессивность» | 20 | 0,64 | 0,01 |
«подозрительность» – «враждебность» | 20 | 0,86 | 0,001 |
«подозрительность» – «самочувствие» | 20 | -0,46 | 0,05 |
«подозрительность» – «настроение» | 20 | -0,59 | 0,01 |
Окончание таблицы 2.3.
«вербальная агрессия» – «агрессивность» | 20 | 0,46 | 0,05 |
«чувство вины» – «враждебность» | 20 | 0,55 | 0,05 |
«агрессивность» – «враждебность» | 20 | 0,60 | 0,01 |
«агрессивность» – «самочувствие» | 20 | -0,50 | 0,05 |
«агрессивность» – «настроение» | 20 | -0,64 | 0,01 |
«враждебность» – «настроение» | 20 | -0,59 | 0,01 |
«самочувствие» – «активность» | 20 | 0,65 | 0,01 |
«самочувствие» – «настроение» | 20 | 0,69 | 0,001 |
«активность» – «настроение» | 20 | 0,61 | 0,01 |