Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 01:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить эмоциональные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
3. Выявить взаимосвязь между эмоциональными особенностями подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах.
4. Анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
1.1 Основные подходы к определению понятия эмоциональное состояние в психологической литературе
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков
1.3 Особенности эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Методолгия и организация исследования
2.2 Исследование особенностей эмоционального состояния подростков, воспитывающихся в детских домах-интернатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю несогласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к ''сильным" выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Интерпретация результатов:
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68
"нет" =1, "да" = 0: 9, 7
Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
"нет" =1, "да" = 0: 26, 49
Раздражение:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72
"нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69
Негативизм:
"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28
"нет" =1, "да" = 0: 36
Обида:
"да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58
Подозрительность:
"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
Чувство вины:
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Типовая карта методики САН
Имя___________________________
Дата_________________________ Время____________
Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики
1 | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4 | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5 | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6 | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8 | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9 | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10 | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11 | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13 | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14 | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15 | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16 | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17 | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18 | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19 | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21 | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23 | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25 | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомленный |
26 | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27 | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28 | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29 | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30 | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Обработка данных методики САН.
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие – сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность – сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение – сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 4,1–5,5 баллов. Высокий уровень располагаются в диапазоне от 5,6 баллов.
Таблица П.В.1 – Результаты диагностики форм агрессивного поведения в экспериментальной группе
№ | ФА | К | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | ИА | В |
1 | 10 | 6 | 9 | 4 | 9 | 9 | 7 | 8 | Повышенный 26 | Повышенный 18 |
2 | 8 | 2 | 7 | 2 | 5 | 8 | 11 | 8 | Повышенный 26 | Повышенный 13 |
3 | 8 | 5 | 9 | 2 | 7 | 9 | 10 | 7 | Повышенный 27 | Повышенный 16 |
4 | 9 | 8 | 8 | 5 | 7 | 8 | 9 | 8 | Повышенный 26 | Повышенный 15 |
5 | 9 | 6 | 7 | 2 | 7 | 8 | 10 | 9 | Повышенный 26 | Повышенный 15 |
6 | 9 | 4 | 8 | 3 | 7 | 10 | 9 | 8 | Повышенный 26 | Повышенный 17 |
7 | 10 | 5 | 8 | 5 | 7 | 8 | 8 | 9 | Повышенный 26 | Повышенный 15 |
8 | 10 | 4 | 9 | 5 | 8 | 9 | 8 | 8 | Повышенный 26 | Повышенный 17 |
9 | 9 | 3 | 7 | 4 | 6 | 7 | 10 | 6 | Повышенный 26 | Повышенный 13 |
10 | 8 | 6 | 8 | 2 | 5 | 8 | 10 | 7 | Повышенный 26 | Повышенный 15 |
11 | 5 | 5 | 6 | 3 | 4 | 8 | 8 | 6 | Норма 19 | Повышенный 12 |
12 | 7 | 5 | 6 | 2 | 9 | 5 | 4 | 7 | Пониженный 17 | Повышенный 14 |
13 | 6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 5 | Пониженный 16 | Норма 10 |
14 | 8 | 3 | 4 | 2 | 8 | 8 | 8 | 7 | Норма 20 | Повышенный 16 |
15 | 7 | 7 | 6 | 4 | 5 | 7 | 9 | 6 | Норма 20 | Повышенный 12 |
16 | 8 | 6 | 7 | 5 | 3 | 5 | 10 | 7 | Норма 20 | Норма 8 |
17 | 8 | 3 | 6 | 4 | 5 | 4 | 9 | 6 | Норма 20 | Норма 9 |
18 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 10 | 3 | Норма 20 | Норма 7 |
19 | 4 | 4 | 7 | 3 | 6 | 6 | 4 | 8 | Пониженный 15 | Повышенный 12 |
20 | 9 | 5 | 4 | 2 | 5 | 7 | 8 | 8 | Норма 21 | Повышенный 12 |
СРЗНАЧ | 7,85 | 4,86 | 6,7 | 3,4 | 6,10 | 7,19 | 8,4 | 7,14 | Норма 22,45 | Повышенный 13,38 |
Таблица П.В.2 – Результаты диагностики форм агрессивности в контрольной группе
№ | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | ИА | ИВ |
1 | 8 | 5 | 8 | 2 | 6 | 7 | 9 | 8 | Норма 25 | Повышенный 13 |
2 | 6 | 3 | 5 | 1 | 5 | 4 | 9 | 8 | Норма 20 | Норма 9 |
3 | 9 | 1 | 5 | 5 | 8 | 7 | 9 | 7 | Норма 23 | Повышенный 15 |
4 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 8 | 9 | 6 | Норма 19 | Повышенный 11 |
5 | 7 | 5 | 7 | 3 | 4 | 6 | 10 | 6 | Норма 24 | Норма 10 |
6 | 5 | 1 | 5 | 0 | 1 | 6 | 2 | 7 | Пониженный 12 | Норма 7 |
7 | 3 | 2 | 5 | 1 | 8 | 6 | 3 | 6 | Пониженный 11 | Повышенный 14 |
8 | 4 | 6 | 6 | 3 | 5 | 6 | 5 | 8 | Пониженный 15 | Повышенный 16 |
9 | 4 | 3 | 5 | 1 | 5 | 7 | 5 | 5 | Пониженный 14 | Повышенный 14 |
10 | 6 | 2 | 1 | 3 | 2 | 7 | 7 | 4 | Пониженный 14 | Норма 9 |
11 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 | 7 | 6 | 3 | Пониженный 13 | Повышенный 11 |
12 | 5 | 5 | 6 | 2 | 6 | 6 | 9 | 7 | Норма 20 | Повышенный 12 |
13 | 7 | 5 | 7 | 2 | 7 | 9 | 9 | 5 | Норма 22 | Повышенный 15 |
14 | 4 | 5 | 7 | 2 | 5 | 9 | 9 | 6 | Норма 20 | Повышенный 14 |
15 | 6 | 3 | 7 | 3 | 6 | 7 | 8 | 5 | Норма 21 | Повышенный 13 |
16 | 8 | 6 | 7 | 3 | 8 | 8 | 5 | 4 | Норма 20 | Повышенный 16 |
17 | 5 | 7 | 9 | 4 | 4 | 6 | 8 | 5 | Норма 22 | Норма 10 |
18 | 9 | 4 | 9 | 3 | 7 | 7 | 5 | 7 | Норма 23 | Повышенный 14 |
19 | 7 | 6 | 8 | 2 | 7 | 8 | 5 | 7 | Норма 24 | Повышенный 15 |
20 | 6 | 6 | 7 | 1 | 6 | 6 | 8 | 9 | Норма 19 | Повышенный 12 |
СРЗНАЧ | 5,9 | 4,19 | 6,1 | 2,45 | 5,29 | 6,81 | 7 | 6,14 | Норма 19,05 | Повышенный 12,38 |