Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоциональной сферы подростков широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Существует множество теорий эмоций. За основу возьмем определение эмоций, которое дает А.Л. Гройсман: эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы в современной психологической литературе 6
1.1 Понятие об эмоциональной сфере человека 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков 11
1.3 Условия воспитания в семье как фактор, определяющий характеристики эмоциональной сферы подростка 17
2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы, опекаемых подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

особенн эмоц сферы опекаемых подростков.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский Государственный  Педагогический Университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков

Курсовая работа

Направление: «050700.62 -  Педагогика» 

Профиль «Психологическое образование»

 

 

Допущена к экспертизе

«__»____________2011г.

Оценка «____________»

Научный руководитель:

_____________________

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

  • Введение

  • Проблема эмоциональной  сферы подростков  широко рассматривается  как в зарубежной, так и в  отечественной психологии. Существует множество теорий эмоций. За основу возьмем определение эмоций, которое дает            А.Л. Гройсман: эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе.

    Важно отметить, что так  же существует несколько возрастных периодизаций, мы будем опираться  на периодизацию Д. Б. Эльконина. По его  мнению, подростком считается человек  в возрасте от 11 до 15 лет. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.

    Подростковый возраст  характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется  в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.

    Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных  зарубежных авторов таких как  П.К. Анохин, А.Г. Грецов, И.Б. Дерманова,     Е.П. Ильин, В.Г. Казанская, П. Лафренье, Ф. Райс, А.А. Реан ,  С.Л. Рубинштейн и др.

    Актуальность нашего исследования определяется необходимостью исследовать особенности эмоциональной  сферы опекаемых подростков, так как особенности опекаемых подростков практически не исследованы. Исследование данной проблемы, позволит приблизится к понимаю особенностей работы с данной группой детей.

    Цель исследования: эмпирическим путем выявить различия в эмоциональной сфере опекаемых подростков и подростков, воспитывающихся в семье.

    Объект исследования: эмоциональная сфера подростков.

    Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков.

    Задачи:

    1. Провести теоретический анализ проблемы особенностей эмоциональной сферы подростков психологической литературе.
    2. Рассмотреть понятие эмоциональная сфера.
    3. Раскрыть значение семьи как фактора развития эмоциональной сферы.
    4. Эмпирическим путем выявить различия в показателях эмоциональной сферы опекаемых подростков и подростков, воспитывающихся в семье.

    Гипотеза исследования: Существуют статистически значимые различия в характеристиках эмоциональной сферы опекаемых подростков и подростков, воспитывающихся в семье.

    Методологической  основой исследования стали

    - общетеоретические положения отечественных психологов о высокой восприимчивости детей к социально-педагогическим воздействиям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский);

    - положение о сущности  личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

    - теоретические положения,  разработанные трудами ведущих психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной.

    Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации, а так же методы математической статистики.

  • 1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы в современной психологической литературе

  • 1.1 Понятие об эмоциональной сфере человека

  • Эмоции (от лат. emovere —  возбуждать, волновать) — особый класс  психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями  и мотивами, отражающих в форме  непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [1, c. 130].

    Рассмотрим основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Прежде всего, следует отметить когнитивно-оценочную функцию эмоций. Как указывает В. К. Вилюнас “независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления ... за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно оценивать (вещи, действия, внутреннее отношение; их полезность, достоинство или гармонию) и как именно оценивать (сознательно-бессознательно, абсолютно-относительно) ... Такое же положение сохраняется и в психологических теориях эмоций XX в. В литературе советского периода способность эмоций оценивать отражаемые явления подчеркивается П.К. Анохиным (1964 г.), П.В. Смирновым (1966 г.), С.Х. Рапопортом (1968 г.), А.Н. Леонтьевым (1971 г.) и рядом других авторов”.[2; с35] Все эти авторы говорят о том, что эмоции прежде имеют адаптивную функцию. Они выполняют функции оценки и побуждения. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру. Они тесно связаны с самоосознанием, личностной идентичностью и представляют собой мотивационную систему человека. Эмоциональные реакции и эмоциональное состояние человека является основной формой осознания его собственной индивидуальности. Эмоциональная реакция является безошибочным индикатором истинного отношения человека к происходящему [7, c. 49].

    Внутренняя жизнь человека – это, прежде всего, эмоциональная жизнь, т.к. не смотря на общественные факторы, эмоциональные реакции остаются сугубо индивидуальными. В процессе взаимодействия социальной Среды и человека, индивидуальность его поддерживается благодаря его личностным эмоциям. Но изредка бывает и так, что эмоции скрыты и от самого человека (ребенка). Иногда происходит разрыв контакта с собственной индивидуальностью и невозможность ее осознания и выражения. Вся система оценок построена на том, что и сколько ребенок знает и правильно ли он себя ведет.

    Если ребенок раскрепощен, проявляет свои эмоции, чувства, то это рассматривается как проявления невоспитанности или недостаточного интеллектуального развития.

    На самом деле осознание  собственной индивидуальности и  является осознанием собственных эмоций и реакции на происходящее. Поэтому, индивидуальность каждого, прежде всего, зависит от эмоционального аспекта каждого человека, ребенка. Осознание собственных эмоциональных состояний приходит к ребенку спонтанно, как и все другие аспекты человеческого развития. Оно развивается во взаимодействии со взрослыми, социальной средой, сверстниками. Причем эти факторы могут как способствовать так и препятствовать этому развитию.

    Эмоциональное отношение  к окружающей действительности исходит от индивидуальности каждого человека, ребенка.

    Это отношение может  быть положительным, отрицательным, безразличным. Причем последнее обычно не связано  с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют  нашим потребностям, или вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции, если нет, то они вызывают отрицательное отношение человека, ребенка и соответственные переживания. Положительные эмоции выражают положительное отношение к чему-либо, выражаются в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательные эмоции выражаются в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева. Причем иногда личная, общественная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательных не всегда совпадают. Такие эмоции как угрызение совести, чувство стыда, личностью переживаются как неприятные, мучительные состояния, а с точки зрения общества они полезны т.к. приносят положительный результат, значит, они нужны и они нужны и они содействуют моральному облику личности.

    Любое явление, в том  числе и значимое с точки зрения актуальных потребностей отражается не изолированно, а в ситуации в целом, в образе которой оно связано  с другими явлениями. Поэтому  нас возмущает не только безнравственный поступок человека, но и сам человек и те люди которые его так воспитали, законы, его окружение, которое не остановило этот поступок и т.д. Поэтому эмоция, вызванная некоторым событием, как бы взрывает и окрашивает ряд других, связанных с этим событием явлений. Такой взрыв составляет ряд отдельных эмоциональных переключений.

    Одно из отличий особенностей развития эмоционального процесса касается воображаемых событий, т.е. человек  не реально видит событие, а представляет его себе, что тоже вызывает эмоции, но не такие сильные, как при непосредственном наблюдении событие. Поэтому воспринимаемые события более эмоциогенны из-за своей реальности. Данные об отражении меры реальности представляемого содержания свидетельствуют о том, что человеку присуща специфическая объективность. Поэтому зависимость силы возникновений эмоций, т.е. эмоционального взрыва зависит от меры реального и воображаемого содержания события.

    Человек способен хохотать, кричать от радости или рыдать по пустяковой причине, просто выражая свое сиюминутное состояние или заразившись настроением окружающих людей. Ф. Крюгер подчеркнул различие между силой эмоций и такой важной их характеристикой, как глубина, соответствующая ядерным образованиям душевной структуры [8, c. 108].

    Он пишет, что “глубина эмоционального переживания существенно  отличается от простой интенсивности  и ситуативной силы душевного  движения” [8, c. 108].

    Эмоции взрывного характера  обнаруживают тенденцию быть поверхностными, тогда когда глубинные эмоции обнаруживают тенденцию быть менее интенсивными.

    Более обобщенно говоря, глубина эмоций и мера их проникновения  в собственно личностные эмоциональные  структуры, являются даже более важной детерминантов их закрепления в  опыте, чем их сила. Скажем оскорбление, сказанное в сдержанной форме доставляет больше переживаний другой личности, чем высказанное в более резкой крикливой форме.

    Получается, что фиксация эмоционального содержания на более  низком уровне психики, является условием его забывания на более высоком  уровне, поэтому запоминание эмоций происходит тогда, когда эмоции проявляются интенсивнее и затрагивают глубинные процессы психики человека. Особенно это проявляется в юношеском возрасте, когда наступает переходный период от детскости к взрослому состоянию, когда ребенок начинает проявлять себя более эгоцентрично. Здесь просматривается в современных исследованиях такое понятие как Я-концепция, т.е. это совокупность всех представлений индивида о себе сопряженное с их оценкой.

    Представители различных  теоретических направлений рассматривают юность как период стресса и психологических проблем, обусловленных среди прочего психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей подростка. В целом юность трактуется как переходный период от детства к взрослости. Э. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития в период юности является самоопределение и формирование идентичности [9, c. 102].

    Изменение, происходящее в образе тела, в отношениях с родителями и со сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и отношений к обществу в целом, соединяются в едином процессе переосмысления молодым человеком самого себя. Это находит выражение в развитии и трансформации Я - концепции в период юности. Все эти перемены, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем, как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает.

    Важным фактором развития Я-концепции в юности является изменение образа тела, связанное с пубертатными процессами. Ощущение подростком собственной ценности во многом зависит от того, насколько соответствующим форме представляется ему трансформация его тела.

    Задержки и отклонения в физическом развитии могут иметь пагубные последствия для формирования Я - концепции подростка.

    Информация о работе Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков