Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 22:02, курсовая работа
Проблема эмоциональной сферы подростков широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Существует множество теорий эмоций. За основу возьмем определение эмоций, которое дает А.Л. Гройсман: эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе.
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы в современной психологической литературе 6
1.1 Понятие об эмоциональной сфере человека 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков 11
1.3 Условия воспитания в семье как фактор, определяющий характеристики эмоциональной сферы подростка 17
2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы, опекаемых подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Заключение 39
Список литературы 41
Основным условием нормального
психосоциального развития (помимо здоровой
нервной системы) признается спокойная
и доброжелательная обстановка, создаваемая
благодаря постоянному
Семья для ребенка
на ранних этапах развития является ближайшей
микросредой, первой и часто почти единственной
социальной группой, наиболее долго действующим
фактором, формирующим личность, нравственные чувства, навыки социального
поведения. Без разумной и деятельной
родительской любви, сочувствия, сопереживания
ребенку эмоциональный, нравственный
и интеллектуальный фундамент личности
будет непрочным, а от его прочности зависит
духовное здоровье человека.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется
сильнейшей зависимостью от взрослого,
и прохождение того этапа становления личности во многом
определяется тем, как складываются отношения
ребенка со взрослым. Сами взрослые не
всегда понимают, каких образом их личностные
качества становятся достоянием детей,
как своеобразно, соответственно специфике
детского возраста они интерпретируются,
какое значение приобретают для ребенка.
Осознанная или неосознанная родительская
и педагогическая авторитарность порождает
у дошкольников дефицит неординарности,
чувства собственного достоинства, неуверенность
в себе и многие другие качества, осложняющие
благоприятное становление личности [14].
Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [8].
Столь же ярким примером
является феномен «госпитализации»,
при котором взаимодействие ребенка
со взрослым ограничивается лишь формальным
уходом за детьми и исключается возможность
полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым
человеком
Доказано, что такие дети во многом отстают
от своих сверстников как в физическом,
интеллектуальном, так и в эмоциональном
развитии. Такие дети, как правило, пассивны,
нелюбознательны, не владеют навыками
общения с другими людьми. Безусловно,
описанные примеры представляют крайние,
нетипичные явления, но они являются яркой
иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой
психического развития и психического
здоровья детей [18].
В нормальной обыденной жизни ребенок
окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось
бы, не должно быть поводов для беспокойства.
Однако и среди детей, воспитывающихся
в семье, наблюдается весьма высокий процент
психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными,
а социальными факторами, т.е. причины
заболевания лежат в сфере человеческих
взаимоотношений.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как:
·неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
·занятость родителей;
·ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.
Помещение детей в раннем возрасте
(до 3-х лет) в детское дошкольное
учреждение или привлечение няни
для их воспитания является сильным
психотравмирующим обытием, поскольку такие дети еще не готовы
к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка
сильно развито чувство привязанности
к матери, общности, единства с ней. В ситуации
нормального эмоционального общения ребенка
с матерью к 3 годам у детей формируется
чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно
уменьшается чувство зависимости от родителей.
При частых и длительных разлуках с матерью
(помещение в ясли или в санаторий) у детей
раннего возраста нарастает потребность
в привязанности, что может привести к
появлению невротических реакций. В среднем
лишь к 3 годам у ребенка появляется желание
«расстаться» с матерью и стать более
независимым. Кроме того, в этом возрасте
уже возникает стойкая потребность в общении
со сверстниками, в совместных играх с
другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте
3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем [13].
К социально-психологическим факторам,
влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония
семейных отношений и дисгармония семейного
воспитания или нарушения в сфере детско-родительских
отношений [11].
Согласно положению
Детство характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен пониматьпричины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.
Таким образом, семья для ребенка является ближайшей микросредой формирующей личность, безусловно, самым лучшим средством воспитания детей являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Частые конфликты, громкие ссоры в семье вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий его членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанностей оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.
Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.
Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.
Нарушение структуры, а,
следовательно, полноты функционирования
семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей.
Несмотря на то, что в любой неполной семье
отсутствуют объективные условия для
полноценного развития ребенка, каждая
из ее разновидностей отличается своими
психологическими особенностями, которые
накладывают свой отпечаток на развитие
личности воспитывающихся в таких семьях
детей.
В условиях современной действительности
неполная семья в большинстве случаев
состоит из матери с ребенком или несколькими
детьми, то есть является по сути материнской.
В этой связи мы будем рассматривать особенности
материнско-детских отношений и их влияние
на характер эмоционального развития
ребенка.
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);
недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
затруднений обучения подростков
навыкам общения с
формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общественными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Родители мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявление агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.
Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое зависит от традиций. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты – мужчина». И тот учится удерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы – мужчины». Ребенок учится сдерживать свои слезы, гордится, что он принадлежит к категории мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по деревьям и заборам. Ты – девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка.
В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив,развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений женщины и мужчины. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни.
Именно в условиях
семейного воспитания дети получают
первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на
различные ситуации, учатся познавать
окружающий природный и социальный мир,
организовывать свой/ быт, эффективно
участвовать в межличностном и межполовом
общении.
Результат издержек материнского воспитания
в неполных семьях может стать деформацией
личности ребенка уже в раннем детстве.
Если в полной семье эмоциональный фон
создает мать, поддерживая благоприятную семейную
атмосферу понимания, доверительности
и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет
регуляцию поведения.
В неполной семье все перечисленные выше функции выполняет мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.
Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении ограничить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.
Не всегда личностные взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощрять его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способности рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.
Информация о работе Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков