Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоциональной сферы подростков широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Существует множество теорий эмоций. За основу возьмем определение эмоций, которое дает А.Л. Гройсман: эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы в современной психологической литературе 6
1.1 Понятие об эмоциональной сфере человека 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков 11
1.3 Условия воспитания в семье как фактор, определяющий характеристики эмоциональной сферы подростка 17
2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы, опекаемых подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

особенн эмоц сферы опекаемых подростков.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

В качестве метода математической статистики в своем исследовании мы использовали, Критерий Манна –  Уитни. Непараметрический критерий. Выбором этого критерия, послужило ненормальное распределение выборки. Данный метод позволяет выявить различия между выборками.

В результате проведенного анализа были выявлены значимые различия между двумя группами по шкалам (р=0,001 при р >0,01):

Интеллектуальная эмоциональность, где U эмп = 79,5;

Коммуникативная эмоциональность, U эмп. = 103,5;

Интенсивность эмоций, U эмп = 39, так как полученные результаты попали в зону значимых значений.

В зоне неопределенных значений оказались результаты по шкалам:

Психомоторная эмоциональность, где Uэмп= 116;

Эмоциональная возбудимость – Uэмп=133,5; что говорит, о возможных различиях между группами.

По остальным шкалам различий не выявлено, так как полученные данные попали в зону незначимых значений.

Исходя из полученных результатов по всем шкалам, можно сделать следующие выводы:

Низкие балы по шкале  «коммуникативная эмоциональность» у  экспериментальной группы показывают, что опекаемые подростки плохо  устанавливают эмоциональный контакт  с другими людьми.

Низкие баллы по шкале «интенсивность эмоций» означает, что опекаемы подростки не подвержены интенсивному переживаю эмоций, что свидетельствует о наличии психологических защит.

Высокие баллы по шкале  «эмоциональная импульсивность» у  экспериментальной группы, говорит  о том, что опекаемы подростки подвержены эмоциональному напряжении, в больше степени, в отличии от подростков воспитывающихся в семье.

При использовании методов  математической статистики мы получили значимые различие по выбранным шкалам. Это означает, что гипотеза подтвердилась.

Причиной различий в  эмоциональной сфере подростков является различие условий, в которых  был получен первый опыт общения  с другими людьми. Недостаток родительского  внимания остро отразился на дальнейшем развитии эмоциональной сферы опекаемых  подростков. В связи с этим выявлен повышенный уровень психологических защит, низкий уровень саморегуляции и высокая степень подверженности негативному воздействию эмоций. Можно сказать, что воспитание ребенка с самого рождения в семье играет большую роль в правильном развитии эмоциональной сферы.

  • Заключение

  • Целью данного исследования являлось выявление различий эмоциональной  сферы опекаемых подростков и  подростков, воспитывающихся в семье.

    Исходя из решения  поставленной цели путем обзора научной  литературы в области изучения эмоций человека, особенностей эмоциональной сферы подростков, а так же эмпирического исследования различий в показателях значений эмоциональности опекаемых подростков, можно сделать следующие выводы:

    1. Эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе. (А.Л. Гройсман)
    2. Подростковый возраст характеризуется бурным ростом, гормональной перестройкой организма. Все это сопровождается быстро сменяющимися перепадами настроения и общего самочувствия, что неизменно отражается на поведении подростка. Подросток иногда не может сдержать своих эмоций и импульсивно их проявляет, после чего может искренне раскаиваться в этом. Эмоции подростка взрослыми часто характеризуются как «неадекватные», когда отмечается несоответствие выраженности эмоций вызвавшей их ситуации. Например, подросток может демонстрировать равнодушие к неуспехам в школе, в то же время, выдавая бурную реакцию из-за пустяка (побег из дома, нанесение самоповреждений и т.п. из-за конфликта дома или в школе). В основе такого поведения лежит действительно несоответствие – самооценки, как правило, низкой, и завышенному уровню притязаний. В результате такого несоответствия подростку часто кажется, что родители или учителя (значимые взрослые) «не понимают его», «плохого о них мнения».
    3. Воспитание в семье является значимым фактором в развитии эмоциональй сферы, так как в семье ребенок получает опыт в вопсприяии эмоций, в саморегулировании и выражении конструктивном выражении эмоций. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
    4. В ходе исследования и анализа полученного результат можно говорить о том, что теоретические заключения подтвердились. При использовании метода математической статистики мы выяснили, что поставленная гипотеза подтвердилась, что так же подтверждает наличие  статистически значимые различия в показателях эмоциональной сферы опекаемых подростков и подростков, воспитывающихся в семье.

    Список литературы

      1. Анохин П.К. Эмоции // психология эмоций: тексты. — М., 1984. — 173 с.
      2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение// м: мир, 1988
      3. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизмы. – спб., 1999;
      4. Андреева Л.В. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной адаптации подростков с агрессивными установками: дисс. канд. психол. наук. – казань, 2005; -195 с.
      5. Саблина Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: дис. канд. психол. наук. – ставрополь, 2004.
      6. Вундт В. Психология душевных волнений // психология эмоции: тексты. - м., 1984. - 288 с.
      7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – спб: Питер, 2001 – 752 с.
      8. Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // психология эмоций: тексты. – М., 1984. – с.108
      9. Старченко Л.В. Содержание нравственного воспитания старшеклассников // сборник научных трудов севкавгту. Серия «гуманитарные науки». 2007. № 5. С. 297.
      10. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи //вестник моск. Ун-та. Сер.14. Психология. – 1996. - №1.
      11. Березовская т.п. Эмоциональное развитие личности старшеклассников. – мн.: Бгпу, 2003. – 25с.
      12. Мухина В.С. Дети детских домов и школ-интернатов о себе // особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. – М., 1989.
      13. Прихожан А.М., Толстых н.н. Дети без семьи. – М., 1990;
      14. Семья Г.В., Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: дисс. докт. психол. наук. – М., 2004;
      15. Лунева Г.Е., Особенности личностного развития детей живущих в неполноценных семьях // наука и школа №7, 2005г.
      16. Выгодский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // вопросы психологии №2 1972г.
      17. Влияние дезадаптации на отклоняющееся поведение подростков. // формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе. – пермь, 2001. — 0,1 п.л.
      18. Игумнов С. А. Психотерапия детей и подростков. М.: Феникс, 2006.
      19. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. М.: Владос-пресс, 2006.
      20. Редько Л Л. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка / Морозов Л.Л. , Белоцеркович Н.И., Калашникова Е.Е. — М.: Илекса, ставрополь:. Сервисшкола, 2001.-288 с.
      21. Подпрограмма «дети - сироты» (2003-2006 годы). Государственные заказчики: рособра-зование, росздрав, 2005 год. [электронный ресурс].- Режим доступа. http://www.programs-gov. ru/cgi-bin/index. Cgi
      22. Целина Т.Т. Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа арзамас: ai ilh, 2005.—303 с.
      23. Ярулов А.А. коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: дисс. канд.психол.наук: 19.00.13.-М, 1996.-193 с.
      24. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. -М.: Педагогика, 1990.—160 с.
      25. Попова М. Становление Персональной идентичности в юношеском возрасте: дис. канд. психол. наук: 19.00.13. -мд003. -207 с.
      26. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительскою попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. B.C. Мухиной. — М.: Прометей, 1989.-229 с.
      27. Мещерикова ИА. Психологический анализ проблемного поля старшеклассников: Авгореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. -М, 2006.—20 с.
      28. Лафренъе П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2007.-256 с.
      29. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006.—464 с.

     

     

     

    Приложение № 1

    Методики исследования

     

    Методика диагностики  эмоциональности (по В. М. Русалову)

    Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа  поведения. Постарайтесь представить  самые типичные ситуации и дайте  первый естественный ответ, который  придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов.

    1 - не характерно,

    2 - мало характерно,

    3 - довольно характерно,

    4 - характерно. Текст опросника

    1.Я сильно переживаю,  когда сдаю экзамен менее успешно,  чем ожидал.

     

    2. Я всегда выполняю  свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.

     

    3. Я огорчаюсь, когда  обнаруживаю свои ошибки при  выполнении интеллектуальной работы.

     

    4. Я испытываю неудобство  из-за того, что у меня плохой  почерк.

     

    5. Я переживаю, когда  выполняю задание не так, как следовало бы.

     

    6. Я сильно волнуюсь  перед предстоящим экзаменом.

     

    7. Я испытываю тревогу,  переходя улицу перед движущимся  транспортом.

     

    8. Я огорчаюсь, если  мне не удается что-то смастерить  самому.

     

    9. Я сильно волнуюсь  перед ответственным разговором.

     

    10. Я никогда не опаздывал  на свидание или на работу.

     

    11. При общении с  людьми я часто чувствую себя  неуверенно.

     

    12. Я часто испытываю  опасение от того, что могу  не справиться с работой, требующей  умственного напряжения.

     

    13. Меня часто огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.

     

    14. Я огорчаюсь от  того, что пишу медленно и иногда  не успеваю записывать необходимую  информацию.

     

    15. Я - ранимый человек.

     

    16. Когда я выполняю  работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.

     

    17. Я переживаю, когда  меня не понимают при разговоре.

     

    18. Бывает, что я говорю  о вещах, в которых не разбираюсь.

     

    19. Я часто не могу  заснуть от того, что мне не  удается найти решение какой-либо  проблемы.

     

    20. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.

     

    21. В разговоре я  легко обижаюсь по пустякам.

     

    22. У меня портится  настроение, когда я долго не  могу решить какую-либо проблему.

     

    23. Меня огорчает то, что я физически менее развит, чем хотелось бы.

     

    24. Я огорчаюсь, поспорив  с друзьями.

     

    25. У меня бывают  мысли, которые мне не хотелось  бы сообщать окружающим.

     

    26. Я склонен преувеличивать  свои неудачи, связанные с умственной  деятельностью.

     

    27. В ручном труде  меня раздражают малейшие неполадки.

     

    28. У меня часто портится  настроение из-за того, что сделанная  мною вещь оказывается не совсем  удачной.

     

    29. Иногда я преувеличиваю  негативное отношение к себе  со стороны своих близких.

     

    30. Приступая к решению  даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.

     

    31. Я иногда сплетничаю.

     

    32. Я переживаю из-за  того, что у меня нет достаточно  выраженных способностей для  овладения интересующим меня  ремеслом.

     

    33. Я испытываю досаду, когда у меня не хватает  ловкости в спортивных играх на отдыхе.

     

    34. Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои  недостатки.

     

    35. Меня огорчает, что  я недостаточно хорошо владею  ремеслом (рукоделием).

     

    36. Я сильно волнуюсь  во время экзамена.

     

    37. Я основательно планирую  предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.

     

    38. Когда я что-то  мастерю, я обращаю внимание  даже на незначительные погрешности.

     

    39. Среди моих знакомых  есть люди, которые мне явно  не нравятся.

     

    40. Я не стараюсь  избегать конфликтов.

     

    41. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.

     

    42. Я испытываю чувство  обиды от того, что окружающие  меня люди, как мне кажется,  обходятся со мной хуже, чем  следовало бы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»

    Инструкция. На каждый из заданных вопросов отвечайте «да», если согласны с тем, о чем вас спрашивают, или «нет» при отсутствии согласия.

     

    1. В разговоре вы  легко обижаетесь по пустякам?

     

    2. Сильно ли вы переживаете,  когда сдаете экзамен менее  успешно, чем ожидали?

     

    3. Часто ли вы не можете заснуть от того, что в голову лезут волнующие вас мысли?

     

    4. Когда вы сильно  волнуетесь, у вас все валится  из рук?

     

    5. Вспыльчивы и легко  ли вы ранимы намеками и  шутками над вами?

     

    6. Выходите ли вы  из себя, сердясь не на шутку?

     

    7. Быстро ли вы отходите после того, как разозлитесь?

     

    8. Вам помогает волнение  собраться с мыслями на экзамене?

     

    9. Вас можно быстро  рассердить?

     

    10. Охватывает ли вас  ярость, когда с вами поступают  несправедливо? И. Долго ли  вы не прощаете нанесенную  вам обиду? 12. Вы от страха «теряли голову»?

     

    13. Легко ли вы можете  заплакать при трогательных сценах  в театре или кино?

     

    14. Сильно ли вы волнуетесь  перед ответственным делом или  разговором?

     

    15. Вы действительно  долго переживаете из-за пустяков?

     

    16. Можете ли вы от сильного волнения совершить какую-нибудь глупость?

     

    17. Вы легко откликаетесь  на горе других?

     

    18. Вы способны восторгаться, восхищаться чем- или кем-нибудь?

     

    19. Долго ли вы переживаете  от того, что сказали такое,  что не следовало бы?

     

    20. Вы не теряете контроль над собой, даже если очень волнуетесь?

     

    21. Легко ли вы обижаетесь, если вас критикуют?

     

    22. Вы впадаете в  глубокое отчаяние при каких-либо  разочарованиях?

     

    23. Правда ли, что вы  недолго переживаете свои разочарования?

     

    24. Бывает ли, что от возмущения вы не можете вымолвить и слова, как будто у вас язык к горлу прилип?

     

    25. Вы быстро начинаете  злиться или впадаете в гнев?

     

    26. Вы сильно волнуетесь  на экзамене?

     

    27. Вы долго дуетесь  на обидчика?

     

    28. Часто ли на зачетах  и экзаменах вы из-за сильного волнения не можете показать все, на что способны?

     

    29. Волнуетесь ли вы  из-за пустяков?

     

    30. Вы действительно  принимаете все близко к сердцу?

     

    31. Вам действительно  свойственно быстро забывать  свои неудачи?

     

    32. Это правда, что во  время ссоры вы «не лезете за словом в карман»?

     

     

    Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность»

    Методика разработана  Б. Н. Смирновым.

    Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да («+») или «нет» («-»), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская.

    Текст опросника

    1. Часто ли вас терзает  чувство вины?

     

    2. Бывает ли, что вы  передаете слухи?

     

    3. Часто ли у вас  бывают подъемы и спады настроения?

     

    4. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?

     

    5. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые  вас понимают, могут ободрить  и утешить?

     

    6. Возникают ли у  вас такие мысли, что вы не  хотели бы, чтобы о них знали  другие?

     

    7. Вспыльчивы и легко  ли вы ранимы намеками и шутками над вами?

     

    8. Вы любите подшучивать  над другими?

     

    9. Вы принимаете все  близко к сердцу?

     

    10. Возникало ли у  вас, хотя и кратковременно, чувство  раздражения к родителям?

     

    11. Беспокоит ли вас  чувство, что вы чем-то хуже  других?

     

    12. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

     

    13. Вас можно быстро  рассердить?

     

    14. Бывает ли, что вы  говорите о вещах, в которых  совсем не разбираетесь?

     

    15. Часто ли вам снятся  кошмары?

     

     

    Приложение № 2

    Данные полученные при исследовании

    Таблица №1

    Методика диагностики  эмоциональности (по В. М. Русалову)

    Опекаемые подростки


     

     

     

    Таблица № 2

    Методика диагностики  эмоциональности по В. М. Русалову

    Подростки, воспитывающиеся  в семье


    Таблица № 3

    Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин)

    Опекаемые подростки

     


     

     

    Таблица № 4

    Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»

    Информация о работе Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков