Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоциональной сферы подростков широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Существует множество теорий эмоций. За основу возьмем определение эмоций, которое дает А.Л. Гройсман: эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы в современной психологической литературе 6
1.1 Понятие об эмоциональной сфере человека 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков 11
1.3 Условия воспитания в семье как фактор, определяющий характеристики эмоциональной сферы подростка 17
2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы, опекаемых подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

особенн эмоц сферы опекаемых подростков.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Таковы некоторые психологические  особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Таким образом, роль родителей  в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и к различным отклонениям в поведении, состоянии психологического здоровья.

Таким образом, для эмоциональных  переживаний подростков характерен высокий уровень  неопределенности в отношении себя и психологического времени своей жизни; Интенсивность  эмоциональных переживаний подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа ниже по сравнению с интенсивностью переживаний подростков, живущих в семьях;

Эмоциональные отношения  подростков, воспитывающихся в учреждениях  интернатного типа, характеризуются  высоким уровнем амбивалентности и действием психологических защит;  бедностью социальных, эмоциональных значимых отношений подростков из детского дома; Для уровня регуляции эмоциональной сферы подростков характерен низкий уровень осведомленности, осознанности и внутренней дифференцированности эмоциональных состояний.

  • 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы, опекаемых подростков

  • 2.1. Организация и методы исследования

  • Целью данного исследования является выявление различий в показателях  эмоциональной сферы подростков двух групп: подростки воспитывающиеся в семье (контрольная группа) и опекаемы подростки (экспериментальная группа).

    Гипотезой является предположение  о существовании различий в показателях  эмоциональной сферы подростков двух групп: подростки воспитывающиеся в семье (контрольная группа) и опекаемы подростки (экспериментальная группа). Реализация данной цели и проверка выдвинутой гипотезы требует решения следующих задач:

    1. Выявление уровня эмоциональности подростков;
    2. Изучение показателей эмоциональной сферы подростков, в разных шкалах;
    3. Выявление различий в показателях  эмоциональной сферы подростков обоих групп.

    В исследование приняло  участие 40 подростков. В своем исследовании, мы определили две экспериментальные  выборки: подростки, воспитывающиеся  в семье и опекаемые подростки (по 20 человек каждую).

     В соответствии с этим был подобран диагностический инструментарий.

    Исследование проводилось  с помощью 3 методик:

    Методика диагностики  эмоциональности по В. М. Русалову

    Данный вариант представляет фрагмент опросника формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова. Автор выделяет три вида проявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную и интеллектуальную. Соответственно этому в методике имеются три шкалы.

    Инструкция. Оцени, пожалуйста, степень применимости к себе ряда утверждений, касающихся твоего поведения в различных ситуациях. Давай первый естественный ответ, который придет на ум. Отвечай быстро и точно. Помни, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Отмечай в бланке для ответов степень применимости к себе каждого из утверждений одной из четырех цифр:

    1 — нет, это совсем  не про меня;

    2 — на меня это  не очень похоже;

    3 — на меня это  довольно похоже;

    4 — это точно про  меня.

    Обработка результатов. Следует подсчитать сумму баллов в каждом из столбцов. Три полученные суммы — это показатели выраженности эмоциональности, связанной с различными жизненными сферами:

        1. коммуникативная эмоциональность;
        2. интеллектуальная эмоциональность;
        3. психомоторная эмоциональность.

    Интерпретация результатов:

    Шкала 1 (сумма баллов в первом столбике): «коммуникативная эмоциональность» связана с общением, взаимоотношениями с окружающими  людьми. Чаще всего у подростков самый высокий показатель получается именно по этой шкале, и это неудивительно, ведь повышенная значимость того, что происходит во взаимоотношениях с окружающими, — одна из характерных особенностей психологического развития в этом возрасте. 
    Шкала 2 (сумма баллов во втором столбике): «интеллектуальная эмоциональность» касается размышлений. Эмоции связаны с познанием, открытием чего-то нового, усвоением и осмыслением информации. 
    Шкала 3 (сумма баллов в третьем столбике): «психомоторная эмоциональность». Показатели по этой шкале показывают, в какой мере источником переживаний выступает все то, что связано с движениями тела. Это могут быть и подвижные виды спорта, и возможность смастерить что-либо своими руками, и даже просто энергичная пешая прогулка. 
    Средними считаются значения от 26 до 34 баллов. Если набранная сумма меньше 26 — это свидетельствует о низкой выраженности соответствующей разновидности эмоциональности, если больше 34 — о высокой. По каждой из этих трех шкал минимально возможный показатель составляет 12, максимально возможный — 48 (если сумма вдруг оказалась больше или меньше, значит, допущена ошибка в подсчетах).

    Суммировав баллы, набранные  по всем этим трем шкалам, можно получить величину своей общей эмоциональности (минимально возможная сумма 36 баллов, максимально — 144):

    Меньше 70: низкий уровень.

    70-84: ниже среднего.

    85-100: средний уровень.

    101-115: выше среднего.

    Больше 115: высокий уровень.

    Низкие показатели эмоциональности  означают, что различные внешние  события вызывают у человека относительно слабый внутренний отклик, для него характерны спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе, даже некоторая «толстокожесть». Такой человек хорошо справляется с ситуациями, вызывающими эмоциональное напряжение, связанными со стрессами. Но подобным людям обычно сложнее устанавливать близкие отношения с окружающими, понимать переживания других.

    Высокие же показатели означают, что даже незначительные события  могут вызвать у человека интенсивные  переживания — как положительные (например, радость), так и отрицательные. Такой человек более эффективно действует в спокойных ситуациях, не связанных с повышенным уровнем стрессов. Кроме того, он чувствителен к эмоциям и чувствам других людей, что помогает ему устанавливать и поддерживать близкие доверительные отношения с ними. Но напряженные ситуации, связанные с конфликтами, необходимостью выполнять очень сложную и ответственную работу и т. п., способны надолго выбить его из колеи.

    Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»             (Е.П. Ильин)

    Тест предназначен для  самооценки выраженности различных  характеристик эмоций: эмоциональная  возбудимость, эмоциональная реактивность (интенсивность, длительность), эмоциональная устойчивость (влияние эмоций на эффективность деятельности).

    Опросник состоит из 32 утверждений. Следует определить, насколько вы согласны с каждым из них.

    Диагностические шкалы: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения.

    0-2балла —  низкий тестовый показатель;

    3 балла —  пониженный тестовый показатель;

    4-5 баллов —  средний тестовый показатель;

    6 баллов —  повышенный тестовый показатель;

    7-8 баллов —  высокий тестовый показатель.

    Методика «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность» (Б.Н.Смирнов).

    Учащимся дается бланк  ответов, либо они eго заготавливают  сами, записывая числа от 1до 15 тремя столбиками по 5 чисел в каждом.

    Обработка результатов.

    За ответы "Дa" на вопросы методики начисляется от 1 до 3 баллов в соответствии с "ключом". Подсчитывается общая сумма баллов по шкале искренности и шкале  эмоциональной возбудимости.

    За ответ «да» по вопросу 15 начисляется 1 балл, по вопросам 3 и 5 - по 2 балла, по вопросам 1, 7, 9, 11, 13, 14 - по 3 балла. Подсчитывается общая сумма баллов.

    Искренность определяется по ответам на вопросы 2,4,6,8,10,12,14. За ответ «да» по вопросам 6 и 8 начисляется 1 балл, по вопросам 2 и 4 - по 2 балла, по вопросам 10, 12, 14 - по 3 балла. Подсчитывается сумма баллов. Если опрашиваемый набирает в сумме 1-7 баллов, то искренность его ответов низкая, как низка надежность и диагностики эмоциональной возбудимости.

    Интерпретация результатов

    Эмоциональная возбудимость:

    18-20 баллов - очень высокая;

    14-17 баллов - высокая;

    8-13  баллов - средняя;

    4-7  баллов - низкая,

    0-3 балла - очень низкая.

    Эмпирическое исследование состояло из 5 этапов.

    Первый этап включал: теоретическую постановку проблемы и формулировку гипотезы, так же определение действий на всех этапах эмпирического исследования.

    На втором этапе осуществлялся  подбор диагностического инструментария для изучения эмоциональной сферы.

    Третий  этап представлял  собой обоснование и формирование выборки. Общее количество исследуемых составило – 40 человек, две сравниваемые между собой группы опекаемых подростков и подростков воспитывающихся в семье.

    Четвертый этап исследования определил обработку методик,  и математических данных, по выше описанным критериям.

    Пятый этап – заключительный. Анализ полученных данных, и вывод  о поставленной гипотезе.

    • 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 

    В результате обработки  методик мы получали следующие данные.

    Методика диагностики эмоциональности по В. М. Русалову

    Результаты по первой группе (опекаемые подростки) следующие, по шкалам интеллектуальная эмоциональность, психомоторная эмоциональность, коммуникативная  эмоциональность,  преобладают средние  показатели. Так же можно сказать, что высокие показателей в этой группе практически нет, а так же наличие у группы низких показателей по данным шкалам имеет значительный перевес в сравнении со второй группой.

        1. Результаты по второй группе (подростки, воспитывающиеся в семье) средние значения преобладают по шкалам интеллектуальная эмоциональность, психомоторная эмоциональность, коммуникативная эмоциональность,  преобладают средние показатели. Наличие высокий показателей по этим шкалам говорит о высокой значимости эмоциональных переживай. Низкие показатели практически отсутствуют.

    Рис 1. Результаты по методике диагностики эмоциональности по В. М. Русалову

     

    Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»

     (Е.П. Ильин)

    Первая группа

    Полученные результаты оказались следующими: распределение процентного соотношения высоких, средних и низких значений по представленным шкалам

    Процентное соотношение  полученных результатов по шкалам:

    «Эмоциональная возбудимость»  низкие — 15,00%, средние — 60,00%, высокие — 25,00%.  Шкала «Интенсивность эмоций» низкие значения –35%, средние значения – 65%, высокие значения – 0%. Шкала«Длительность эмоций» низкие значения – 40%, средние значения –50%, высокие значения – 10%. Шкала отрицательное влияние эмоций на деятельность низкие значения – 25%, средние значения – 60%, высокие значения – 15%.

    Вторая группа

    Полученные результаты оказались следующими: распределение  процентного соотношения высоких, средних и низких значений по представленным шкалам

    По шкале «Эмоциональная возбудимость» мы получили следующее соотношение низкие показатели— 40%, средние — 40%, высокие — 20%. По шкале  «Интенсивность эмоций» низкие значения –5%, средние значения – 40%, высокие значения – 55%. По шкале «Длительность эмоций» Низкие значения – 30%, средние значения –65%, высокие значения – 5%. В шкале отрицательное влияние эмоций на деятельность можно увидеть следующее соотношение низкие значения – 35%, средние значения – 65%, высокие значения – 0%.

    Исходя из полученных результатов, наглядно видно, что опекаемые  подростки в меньшей степени подвержены интенсивности эмоций, и в большей степени подверженны отрицательному воздействию эмоций на деятельность В других показателях различия не столь значимы.


    Рис 2. Результаты по методике Самооценочный  тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин).

     

     

    Методика «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность» (Б.Н.Смирнов).

     Результаты показали, что общего уровня испульсивности достигли:

    Среди низких показателей  в большей степени у второй группы (подростки, воспитывающиеся  в семье)

    Среди средних показателей в большей степени у торой группы (подростки, воспитывающиеся в семье)

    Среди высоких показателей  в большей степени у первой группы (опекаемые подростки)

    Рис 3. Результаты  по методике «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность» (Б.Н.Смирнов).

     

    Таким образом, можно  сказать, что опекаемые подростки  подвержены наибольшей эмоциональной  возбудимости.

    Информация о работе Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков