Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 22:02, курсовая работа
Проблема эмоциональной сферы подростков широко рассматривается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Существует множество теорий эмоций. За основу возьмем определение эмоций, которое дает А.Л. Гройсман: эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе.
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы в современной психологической литературе 6
1.1 Понятие об эмоциональной сфере человека 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы подростков 11
1.3 Условия воспитания в семье как фактор, определяющий характеристики эмоциональной сферы подростка 17
2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы, опекаемых подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Заключение 39
Список литературы 41
Исследования, в которых
общепринятые представления о юности
как о периоде смятения и стресса
подвергается эмпирической проверке,
демонстрируют неожиданную
Таким образом, эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе. (А.Л. Гройсман)
У эмоций, как психологических явлений можно выделить три признака:
1. Эмоции выражают
состояние субъекта и его
2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;
3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.
Традиционно рассматривают
две сферы психики - когнитивную
и эмоциональную и две главные
функции - познавательную и регулятивную.
Познавая с помощью психических процессов свой мир, мир других, окружающий мир,
человек реализует свое право на избирательность
познания, его страстность. По словам С.
Л. Рубинштейна, психические процессы
в своей целостности - не только познавательные,
но и "аффективные", эмоционально-волевые.
Они выражают не только знания о явлениях,
но и соответствующее отношение. Таким
образом, эмоциональная сфера может рассматриваться
как составная аффективной сферы.
Вступая во взаимодействия с окружающим миром, человек отражает в своем мозгу не только многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, это осуществляется в познавательном процессе, но и объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения. Так например, одни явления радуют человека, другие – печалят, одни - восхищают, другие – возмущают и т.д.
Отражение включает в себя отношение личности как действующего и познающего субъекта к объекту, который могут удовлетворять его потребности или препятствовать этому процессу. Такая сторона отражения мира в мозгу человека составляет область чувств и эмоциональную сферу личности [19, с. 27 - 30].
Особенности эмоциональной сферы накладывает отпечаток на все виды активности человека и в особенности на познавательную и творческую активность.
Отрочество – период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления своей личности. Это очень сложный период. Подросток познает себя, свое тело, свои чувства. Он в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а деятельность его оценивается окружающими строже, чем деятельность маленького ребенка. Здесь-то и выявляются различные дефекты воспитания, дефекты развития личности. В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способностью действовать в соответствии с этой оценкой: фактически это означает слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается само собой. Его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и механизмами психической деятельности человека они не входит в связь, не превращаются в мотив поступка и не ведет к каким-либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве. Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо проявляющимся в подростковом возрасте, является и поверхность чувств, их быстрое угасание, а также бедность эмоциональной жизни: узость круга явлений, событий окружающего, которые способны вызвать эмоциональный отклик. Существенным дефектом для мальчиков-подростков является также и односторонняя направленность чувств на предметный мир в ущерб направленности их на сферу человеческих отношений. Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека, потому что механизм эмоций необходим для регуляции поведения и деятельности человека, и чем лучше этот механизм функционирует, тем устойчивее психическая деятельность человека, тем его поведение гармоничнее. Неслучайно дети родителей эмоционально неразвитых, неласковых могут развиваться с нарушениями психической деятельности, причем нарушения эти затрагивают не только собственно-эмоциональную сферу, но и сказываются самым непосредственным образом на всей линии поведения подростков, манере держаться, на их взаимоотношениях с другими людьми. Поведение этих подростков импульсивно, они часто испытывают внутреннюю неуверенность в себе, а это порождает в свою очередь или неуверенность в поведении, или, напротив, недостаточно понятную окружающим агрессивность, жесткость, мелочную требовательность. Очень часто у таких подростков нет друзей. В этот подростковый период очень важно умение их понять. Хотя чувство одиночества в этом возрасте не редкость, оно вызывается различными причинами. Временное переходящее состояние одиночества и сопутствующее ему грустное и подавленное настроение – нормальное явление человеческой жизни, которого никто не может избегнуть. Достаточно распространено и ситуативное одиночество, обусловленное особыми жизненными событиями (обстоятельствами): резкой переменой условий жизни и круга общения, кризисными толчками индивидуального развития (например, проявлением неудовлетворенной потребностью в любви). Каким бы острым не было это одиночество, с течением времени оно проходит, уступая место новым отношениям и эмоциональным привязанностям.[18, с. 37-38]
Еще одной проблемой подросткового возраста является хроническое одиночество, преследующее личность постоянно и воспринимаемые, как нечто неустранимое: «Одиночество мое – судьба». Одна из главных психологических трудностей одиноких и склонных к депрессии людей заключается в том, что у некоторых из них вырабатывается склонность объяснять свои неудачи в обучении не конкретными ситуативными причинами, а своими якобы неизменными личными чертами. Эта пораженческая установка парализует попытки установления новых человеческих контактов, с учётом прошлых ошибок. Если в других сферах жизни, например в учёбе или труде, эти люди трезво оценивают свои успехи и поражения и их причины и, учась на своих ошибках, могут достигнуть высоких результатов, то в сфере обучения, где они обычно уязвимы, негативная установка превращается в самореализующийся прогноз: «У меня всё равно не получится, поэтому не стоит и пробовать, чтобы не переживать новых разочарований»[29, с.13-16].
Напряжённое состояние эмоциональной сферы подростка усугубляется и тем, что в принципе в этот период происходит значительное развитие этой сферы, и если основы ее не вполне гармоничны, то дальнейшее ее развитие выявляет новые дефекты. Растет круг явлений, к которым подростки не безразличны, растет круг интересов, и на этом фоне также более отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы.
В подростковый период ребенок очень восприимчивый, он болезненно реагирует на любое замечание, сделанное в его адрес, легко может взорваться. Частые конфликты и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физические изменения в организме подростка, сильное эмоциональное напряжение – привести к состоянию стресса. Стресс, как было сказано выше, - состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на нашем пути трудности (от мелкой проблемы типа «никак не найду себе подходящие туфли» до трагической ситуации «как пережить смерть близкого человека») вызывают в нас эмоционально бурные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов. Подростки чаще всего подвержены стрессам. Обычно у подростков наблюдается классическая картина переживания стресса и его разрядки в виде ситуативного невроза. Обычно устойчивое и длительное переживание тревоги сопровождается соответствующими признаками: отсутствием аппетита, нарушением сна, головными болями; наблюдаются и психические признаки: общая раздражительность, чувство страха, пассивность поведения - все показатели нервно-психической перегрузки, приводящей к стрессу [30, с.47 — 53].
Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видно у женщин. У них депрессия, раздражительность, тревожность и понижение самоуважение тесно связано с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональным подъем. У мальчиков такой жесткой психофизиологической зависимости пока не обнаружено. Хотя пубертатный возраст и для них труден. Пик негативных реакций как к взрослым приходится на 12,5 –13,5 года. Эмоциональные реакции и поведения подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально – типологические различия сплошь и рядом превалируют над взрослыми. Вполне нормальные подростки имеют более высокие показатель по шкалам «психопатия», « шизофрения» и «пиромания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статистически нормальны. На переходный возраст приходится пик распространения синдрома дисморфобии (бред физического недостатка), а после 13 –14 лет резко возрастает число личностных расстройств в частности случаев деперсонализации. Старшие школьники (1Х класса) обнаружили самый высокий по сравнению с другими возрастали уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. В возрасте от 14 до 16 лет особенно остро проявляется. Акцентируется некоторые свойства характера: такие акцентуации, не будут сами по себе патологическими, тем не менее, повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого топологического свойства юноши, как повышенная активность и возбудимость, нередко делает его неразговорчивым в выборе знакомых, побуждает ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста лишь побочные и не всеобщ юности. Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Более разнообразными становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением, и т.д. Изменение эмоциональных реакций одних и тех же детей разного возраста на одинаковые и на разные стимулы, провел исследования Г. Джонсом, оказалось, что у маленьких детей слабее реакция и вызывать ее труднее, чем у старших, эмоциональные реакции младенцев относительно идефференцированны и проявляются в самых разнообразных движениях и звуках. Если сопоставить эмоциональные реакции 12-летнего подростка и 17-летнего юноши по три словесных стимулов приятные, неприятных и безразличных. Общая эмоциональная реакция оказалась у юноши выше, чем у подростка.
Юношеские эмоции, как и интеллект, нельзя измерить без учета того, что значит и насколько существенен данный конкретный стимул или ситуация для испытуемого. Подростки и юноши с низкой эмоциональной реакцией казались более беспокойными, раздражительными, эмоционально неустойчивыми менее решительными и общительными, чем их высокораективные сверстники. Эмоциональные проблемы и трудности юношеского возраста необходимо рассматривать конкретно, так как они имеют разные истоки. Резкое увеличение в переходном возрасте числа личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания.
Все основные структуры
темперамента и его зависимость
от свойств нервной системы
Развитие высших чувств не является линейным процессом. Их уровень и содержание теснейшим образом связаны с индивидуально-личностными свойствам человека, включая его самосознание.
Таким образом, можно заключить, что эмоциональная сфера подростков характеризуется:
Семья – это основанная
на единой общесемейной деятельности
общность людей, связанных узами
супружества-родительства-
Семья – первая ячейка, в которую поступает ребенок с рождения. Период от рождения до шести лет характеризуется сильнейшей зависимостью от родителей. Ребенок, подражая взрослому, формирует определенные личностные качества, критерии оценки себя и других. Значимым взрослым для ребенка являются родители. Устанавливается стиль взаимоотношения, ребенок должен понять свою значимость в семье, т.е. для чего он, приносит ли он радость.
Информация о работе Особенности эмоциональной сферы опекаемых подростков