Отчет по научно – педагогической практике на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:25, отчет по практике

Краткое описание

Цель научно-педагогической практики – изучение основ педагогической и учебно-методической работы в Нижневартовском государственном гуманитарном университете, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по детской психологии, формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высших (педагогических) учебных заведений; овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике Мельникова Н.В. 11.04.2012 doc.doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

п/п

Название 

Автор

Вид издания (учебник, учебное 

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Практикум по конфликтологии

Емельянов С.

 

М. – СПб.: Питер, 2001. – 400 с.

Конфликты и  конфликтное поведение. Методы изучения

Леонов Н. И.

Учебное пособие

СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека

Лурия А. Р.

 

М.: Когнито-Центр, 2002. – 527 с.

Психология  конфликта

Сост. и общ. ред. Н. Гришиной

Хрестоматия

СПб.: Питер, 2001. – 448с

Психология  семейных отношений с основами семейного консультирования

Под ред. Е. Г. Силяевой.

Учебное пособие  для студентов вузов

М., 2002.

Социальная  конфликтология

Под ред. А.В. Морозова 

Учебное пособие  для студентов факультетов социальной работы

М., 2002

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Конфликтология  в схемах и комментариях

Анцупов А.Я., Баклановский С. В.

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии

СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

Словарь конфликтолога

Анцупов А.Я., Шипилов  А.И.

Словарь

СПб.: Питер, 2006. – 528 с.

Внимание: конфликт!

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М.

 

Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.

Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы

Валкер Д.

Практич. руководство

СПб.,  – 2001.

Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека

Лурия А. Р.

 

М.: Когнито-Центр, 2002. – 527 с.


 

5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Электронные ресурсы научно-педагогической библиотеки ОУ, Internet–ресурсы.

 

 

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Технические средства: мультимедийные компьютеры с подключением в сеть Internet; аудиосистемы; диктофоны; копировальная техника.

Аудиовизуальный фонд: лазерные диски с мультимедийными  программами (аудио- и видео материалами  по темам курса).

Учебно-наглядные  пособия: схемы, таблицы, диаграммы, графики, презентации по темам курса.

 

7. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО  КОНТРОЛЯ

 

7.1.  ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

В качестве текущего контроля студентам предоставляется  возможность подготовить доклад / реферат и выступить с ним  на одном из семинарских занятий.

Примерная тематика рефератов

  1. Особенности конфликтных отношений у молодого поколения.
  2. Профилактика конфликтных отношений в трудовых коллективах.
  3. Семейные конфликты и способы их разрешения.
  4. Конфликты между руководителями и подчиненными.
  5. Конфликт как тип трудных ситуаций.
  6. Социальные конфликты и пути их разрешения.
  7. Игровые методы как способ разрешения конфликтов в организации.
  8. Профилактика внутриличностных конфликтов.
  9. Психологические условия успеха на переговорах.
  10. Отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации.
  11. Трансактный анализ конфликтов.
  12. Технологии эффективного общения в конфликтной ситуации.
  13. Технологии управления конфликтами.
  14. Переговоры как способ конструктивного разрешения конфликтов.
  15. Особенности конфликтов в трудовых коллективах и способы их разрешения.
  16. Особенности работы специалиста с внутриличностными конфликтами молодежи.
  17. Коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста как средство развития конфликтной компетентности.

 

 

 

7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:

 

  1. Какие факторы повлияли на формирование Ваших знаний о конфликтах?
  2. Оцените роль конфликтов в своей жизни, жизни Вашей семьи. Проанализируйте 2-3 реальных конфликта из собственного опыта, особенности своего поведения в конфликтной ситуации.
  3. Разработайте программу  пилотажного конфликтологического исследования по интересующей Вас теме.
  4. Психологическая помощь человеку, находящемуся в ситуации острого внутриличностного конфликта (подготовьте  сообщение на основе анализа реальных ситуаций).
  5. Составьте  рекомендации  для специалиста по работе с персоналом решения межличностных конфликтов.
  6. Придумайте, разработайте и представьте для обсуждения деловую игру по тематике разделов: «Межличностные конфликты» и «Групповые конфликты".
  7. Разработайте рекомендации по предупреждению:

а) конфликтов между  руководителем и подчиненными;

б) конфликтов между  «различными поколениями». 

  1. Разработайте и представьте для обсуждения деловую игру по теме: "Конфликты в трудовом коллективе".
  2. Разработайте рекомендации  по предупреждению конфликтов между наставником и молодым специалистом.
  3. Разработайте деловую игру, включающую в себя подготовку и участие в переговорах.
  4. Обоснуйте преимущества разрешения конфликта над другими способами его завершения, приведите примеры.
  5. Разработайте социально-психологический тренинг (по выбору) с последующим обсуждением в группе по проблемам внутригруппового конфликта.
  6. Проанализируйте свое поведение в сложных ситуациях (по определенной схеме) и попытайтесь изменить такое поведение, составив поэтапный план.

 

 

Рабочая учебная программа составлена в  соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности  …….   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ  ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

 

ЛЕКЦИЯ № 1

Тема:   Научный статус и уровни конфликтологического знания

1. Конфликтология как наука о социальных конфликтах:

-актуальность  знаний способов регулирования  конфликтов в современном обществе.

2. Уровни конфликтологического знания, его связь с другими социальными науками:

- многоуровневость  Конфликтологии;

- междисциплинарность  и научная автономность Конфликтологии.

 

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: Становление и развитие конфликтологии как науки

1. Зарубежная конфликтология ХIХ – ХХ вв:

-  Г. Спенсер  – основоположник конфликтологической  концепции;

- социал-дарвинистское  понимание конфликтов;

- диалектические концепции конфликтов;

- конфликтологический  функционализм.

2. Отечественная конфликтология об управлении конфликтами:

- П.А. Сорокин;

- В.М. Бехтерев;

- А.С. Звоницкая.

3. Развитие теоретической, прикладной, эмпирической конфликтологии в ХХ- начале ХХI века.

 

ЛЕКЦИЯ № 3

Тема: Социальный конфликт

1. Определение социального конфликта.

2. Выявление участников  и их ролей в социальном конфликте:

- субъект конфликта;

- прямые и  косвенные участники конфликта.

3. Определение объекта и предмета конфликта.

 

ЛЕКЦИЯ № 4

                                                     Тема: Социальный конфликт

1. Причины и типология социального конфликта.

2. Стадии конфликта.

3. Модели поведения конфликтующих в социальном конфликте:

- стратегия  и тактика конфликтующих;

- классификация  стратегий, их зависимость от  базовых психологических моделей  поведения личности.

- стили поведения  в конфликте: конкуренция, уклонение, сотрудничество, компромисс, приспособление.

4. Функции и последствия социального конфликта.

 

ЛЕКЦИЯ № 5

Тема: Анализ и диагностика конфликта

1. Анализ ситуации конфликта: динамика конфликта, его движущих сил.

2. Выяснение участников конфликта, их ролей в конфликте и социальных статусов; степени соответствия цели и интересам; причин и повода конфликта.

3. Этапы развития социального конфликта:

- предконфликтный,  зарождение конфликтной ситуации;

- наращивание  эскалации;

- переход в  открытое противоборство;

- «шлейф конфликта», уроки его.

 

ЛЕКЦИЯ № 6

Тема: Анализ и диагностика конфликта

1. Диагностика социального конфликта. Карта социального конфликта:

- определение  сторон конфликта;

- определение  объекта конфликта;

- определение  видов социального конфликта;

- функции конфликта;

- способы управления  социальным конфликтом.

2. Сущность конфликтологического посредничества. Формы посредничества и его особенности в деятельности менеджера:

- консультативное  посредничество;

- арбитраж как  форма посредничества;

- переговоры и посредничество.

 

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Способы предупреждения и модели разрешения конфликтов

1. Предупреждение социального конфликта. Изменение позиций участников. Влияние прогнозирования конфликта на конфликтное поведение участников.

2. Недопущение конфликта. Устранение причин и мотивов конфликтного поведения.

3. Стимулирование конфликта.

 

ЛЕКЦИЯ № 8

Тема: Способы предупреждения и модели разрешения конфликтов

1. Понятие «модель решения конфликта». Зависимость выбора модели решения конфликта от его диагноза.

2. Взаимосвязь моделей разрешения конфликтов со стратегией и тактикой поведения конфликтёров и посредников конфликта:

- «силовая модель»,  условия её применения, возможности  и ограничения;

- компромисс  как модель решения конфликта  и условия его применения;

- интегративная  модель, нё универсальность, эффективность  и сложность;

- консенсус  – форма разрешения конфликта.

3. Исходы конфликта: примирение, выигрыш одной из сторон, обоюдный выигрыш, перерастание одного конфликта в другой, затухание конфликта.

4. Переговоры в конфликте: стратегии и концепции переговоров. Деловая беседа: правила, процедуры, фазы.

 

ЛЕКЦИЯ № 9

Тема: Внутриличностные  конфликты

1. Социальная сущность внутриличностного конфликта. Его отличие от других критических ситуаций в жизни человека.

2. Специфика и многообразие причин внутриличностных конфликтов.

3.Принципы самооценки, самоуважения и самоутверждения. Методика самоанализа и правила самооценки.

4.Симптомы и следствия внутриличностных конфликтов:

- профилактика  деструктивных конфликтов личности. Требования к целям личности и средствам их достижения.

ЛЕКЦИЯ № 10

Тема: Внутриличностные конфликты

1. Стратегия и тактика преодоления внутриличностного конфликта.

2. Конфликтные типы личностей. Типы как причина внутриличностных конфликтов:

- демонстративный  тип;

- ригидный тип;

- неуправляемый  тип;

- бесконфликтный  тип;

- сверхточный  тип.

3. Специфика посредничества во внутриличностном конфликте.

4. Механизмы психологической защиты при общении с конфликтными людьми.

 

ЛЕКЦИЯ № 11

Тема: Межличностные конфликты

1. Сущность и специфика управления межличностными конфликтами.

2. Причины межличностных конфликтов: психологическая несовместимость людей. Методики определения несовместимости.

3. Межличностный конфликт как результат несоблюдения дистанции в процессе общения.

4. Типология межличностных конфликтов:

- конфликты  на невербальном уровне;

- конфликты  на вербальном уровне.

 

ЛЕКЦИЯ № 12

Информация о работе Отчет по научно – педагогической практике на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета