Отчет по научно – педагогической практике на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:25, отчет по практике

Краткое описание

Цель научно-педагогической практики – изучение основ педагогической и учебно-методической работы в Нижневартовском государственном гуманитарном университете, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по детской психологии, формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высших (педагогических) учебных заведений; овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике Мельникова Н.В. 11.04.2012 doc.doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

 

Темы докладов и рефератов

  1. Социальные конфликты в условиях глобализации.
  2. Особенности этнорелигиозных конфликтов.
  3. Региональные зоны политических конфликтов.
  4. Межэтнические конфликты: источники возникновения и проблемы разрешения.
  5. Моделирование политических конфликтов как способ их недопущения.

 

 

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ  ЗАНЯТИЯ

  ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАЯТИЕ № 1

  Тема: «Анализ   и диагностика конфликта».

Деловая игра «Жалоба»

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников.

Генеральный директор фирмы назначает  рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для  принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам – руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

 

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.

Студенты получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Кроме того, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.

В ходе игры

1. Учебная группа разбивается  на три команды.

Первая команда – руководство  фирмы: генеральный директор, заместитель  генерального директора по связям с  общественностью, финансовый директор.

Вторая команда – рабочая  группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда – эксперты (3–5 человек).

Время на распределение ролей – 5 минут.

Примечание. Состав команд может быть определен по желанию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба  в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Время на подготовку – 15 минут.

3. Заслушивание предложений для  выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка  содержания работы.

Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15–20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает  «генеральный директор».

Оценка содержания работы. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15–20 минут).

4. Подведение преподавателем итогов  игры.

  ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

  Тема: «Способы  предупреждения и модели разрешения  конфликта».

 Дидактическая  игра «Фрустрирующие ситуации»

 

Цель игры. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях.

Порядок проведения игры. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.

В конце занятия студентам можно  дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнение 1 взято из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 278).

Упражнение 1

Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, можно тренировать во время поездок в общественном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных местах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. п. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения – вы избежите конфликта и сохраните честь и достоинство.

Упражнение 2

Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в  учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:

1. По какой формуле шло развитие  конфликта?

2. Кто был инициатором конфликта  и какой конфликтоген он применил  первым?

3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта?

4. Можно ли было избежать этого  конфликта и каким образом?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

ЛАБОРАТОРНОЕ  ЗАНЯТИЕ № 3

  Тема:  Конфликты  в организациях

(решение ситуационных  задач)

 

Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.

В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Варианты решения задач обсуждаются  в учебной группе.

Задача 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Задача 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются  сроки выполнения работ. Не хватает  сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает  высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задача 4

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Задача 5

В ответ на критику со стороны  подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Литература

1.Анцупов А.  Я. Конфликтология: [учебник для  студентов вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2008.

2.Емельянов  С. М. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. М. Емельянов - СПб.: Питер, 2003 - 400 с.

3.Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие  [для студентов вузов] / сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн] - М.: МПСИ, 2005.

4.Леонов Н.  И. Конфликты и конфликтное  поведение: методы изучения: учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2005.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

    1. Какие факторы повлияли на формирование Ваших знаний о конфликтах?
    2. Оцените роль конфликтов в своей жизни, жизни Вашей семьи. Проанализируйте 2-3 реальных конфликта из собственного опыта, особенности своего поведения в конфликтной ситуации.
    3. Оцените с помощью психологических тестов уровень своей тревожности  и внутренней конфликтности.
    4. Составьте рекомендации для специалиста по предупреждению межличностных конфликтов.
    5.   Разработайте и представьте для обсуждения деловую игру по тематике разделов: «Межличностные конфликты» и «Групповые конфликты".
    6. Разработайте и представьте для обсуждения деловую игру по теме: "Конфликты в молодежной среде".
    7. Разработайте рекомендации  по предупреждению конфликтов между наставником и молодым специалистом.
    8. Разработайте деловую игру, включающую в себя подготовку и участие в переговорах.
    9. Обоснуйте преимущества разрешения конфликта над другими способами его завершения, приведите примеры.
    10. Разработайте социально-психологический тренинг (по выбору) с последующим обсуждением в группе.
    11. Проанализируйте свое поведение в сложных ситуациях (по определенной схеме) и попытайтесь изменить такое поведение, составив поэтапный план.
    12. Проведите диагностику конкретного (по выбору) конфликта по карте социального (группового) или межличностного конфликта.

 

 

ТЕСТЫ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Задание {{1}}

Внутриличностный  конфликт понимается как конфликт между  …

- 2 бессознательными  установками

- сознательной  и бессознательной структурами

+ 2 сознательными  тенденциями

- между любыми  внутриличностными структурами

 

Задание {{2}}  

Полный перечень структурных элементов конфликта  составляют …

- роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта

- позиции субъектов,  участники конфликта, зона разногласий

+ стороны конфликта,  субъективные и объективные характеристики конфликта

 

Задание {{3}}  

К этапам конфликта  относятся …

- эскалация,  конфликтная ситуация, речевое противодействие

- инициация  конфликта, инцидент, деструктивный  конфликт

+ тупик, конфликтная  ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная  стадия

 

Задание {{4}}  

Стратегия сотрудничества …

+ приводит к  разрешению конфликта

- ее применимость  и выигрышность зависит от  конкретной ситуации

- свидетельствует  о высокой конфликтологической  компетентности личности

 

Задание {{5}}  

Жесткие тактики  поведения в конфликте …

- всегда используются  только после применения мягких  и нейтральных

+ ориентируется  на нанесение вреда, ущерба  или использование давления на  оппонента

- их присутствие  в конфликтном сценарии свидетельствует  о недостатках воспитания личности

 

Задание {{6}}  

Стратегия соперничества  …

+ ведет к  эскалации конфликта независимо  от другой позиции

- характеризует  человека как эгоиста

- ее применимость  и выигрышность зависит от  конкретной ситуации

 

Задание {{7}}  

К групповым  конфликтам относятся …

- личность - группа

- группа - группа

+ личность - группа, группа - группа

- микрогруппа  - руководитель

 

Задание {{8}}  

Предупреждение  конфликта представляет собой …

+ управление  конфликтом с целью его легитимации

- вид деятельности, направленный на ограничение конфликта

- превентивную  форму управления конфликтом

 

Задание {{9}}  

Медиация - это  …

- вмешательство  по типу юридического урегулирования  конфликта

+ любое посредничество

- ограниченный  арбитраж

 

Задание {{10}}  

Содержание  управления конфликтом включает в себя …

+ прогнозирование,  предупреждение (стимулирование), регулирование,  разрешение

- прогнозирование,  анализ, предупреждение, разрешение

- диагностику,  предупреждение, регулирование, завершение

 

Задание {{11}}  

Информация о работе Отчет по научно – педагогической практике на базе Нижневартовского государственного гуманитарного университета