Отчёт по учебно-исследовательской практике в МБДОУ д/с№50

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:01, отчет по практике

Краткое описание

Цели практики:

Знакомство с профессиональной деятельностью специального психолога,
Закрепление и углубление профессиональных знаний, полученных при изучении специальных дисциплин,
Формирование умений и навыков профессиональной деятельности

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Знакомство с учреждением
Характеристика учреждения стр.4
Основные направления деятельности ДОУ стр.6
Глава 2. Специфика деятельности педагога – психолога
2.1. Знакомство со специалистом стр.7
2.2. План работы педагога – психолога на 2014-2015 год стр.9
Глава 3. Основной этап психолого – педагогической практики
3.1. Конспект группового психокоррекционного занятия эмоциональной сферы стр.10
3.2. Конспект индивидуального психокоррекционного занятия с воспитанником 4-5
лет стр.12
3.3. Проведение индивидуального психологического исследования стр.15

3.4. Консультация для воспитателей стр.17

3.5. Консультация для родителей стр.18

3.6. Индивидуальный план работы с ребёнком по результатам проведённых диагностик (ЗПР) стр.20
Психолого – педагогическая характеристика стр.21
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

практика психолого-педагогич.docx

— 114.06 Кб (Скачать файл)

 

 
В детском саду осуществляется образовательный процесс, следующими специалистами:

заведующая ДОУ – Кузьменко Ольга Анатольевна,

зам.заведующего – Мудрик Оксана Валерьевна;  Ромаичина Людмила Петровна,

 педагог-психолог – Укрюкова Дина Владимировна,

учитель-логопед – Надточий Людмила Владимировна,

учитель-дефектолог – Муратова Юлия Владимировна,

 старшая медицинская  сестра - Горпинченко Анна Олеговна; Каледина Елена Ивановна,

воспитатели МДОУ,

 музыкальный руководитель – Иванова Наталья Петровна; Ковязина Елена Владимеровна,

 инструктор по физической культуры – Яценко Анна Сергеевна; Лаврентьева Мария Ивановна,

Воспитатель по ИЗО – Протуренко Елена Владимировна.

 
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса: 
- ДОУ разрабатывает и утверждает годовой план работы. 
- ДОУ самостоятельно устанавливает последовательность, продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания Образовательной программы. 
- Определяет режим дня для каждой возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество занятий). 
- Определяет расписание занятий.

Глава 2. Специфика деятельности педагога-психолога

2.1. Знакомство  со специалистом

Педагог-психолог данного детского сада – Укрюкова Дина Владимировна.

Стаж работы психолога общий и в данном ОУ – 11 лет. 
Образование – Высшее

С самых первых шагов своего пребывания в детском саду, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представления о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребёнка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. 
Цель и задачи деятельности психолога в данном учреждении:  
Цель: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка. 
Задачи: 
1.Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности. 
2. Проводить профилактику дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе. 
3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.

За первую неделю прохождения практики я ознакомилась с документацией педагога-психолога:

  • Должностной инструкцией педагога-психолога (Приложение №1)
  • С циклограммой работы педагога-психолога в ДОУ (Приложение №2)
  • С годовым планом работы педагога-психолога на 2014-2015 год (Приложение №3)
  • С документами, которыми руководствуется педагог-психолог в ДОУ

Документы, которыми руководствуется педагог-психолог:

    1. Конституция РФ; 
    2. Законы, постановления и решения Правиткльства РФ и федеральных органов управления образования по вопросам образования (в частности, Законом РФ «Об образовании»);
    3. Декларация прав и свобод человека;
    4.   Конвенция о правах ребенка; 
    5. Современная Концепция дошкольного воспитания (1989);
    6. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (1989);
    7. Концепция непрерывного дошкольного и начального образования (2001);
    8.   Положение о службе практической психологии в системе образования РФ (1999);
    9.   Проект Концепции психологической службы образования (1999).

Пока я ознакамливалась с документами педагога-психолога я так же изучила рабочее место педагога-психолога и  проанализировала его (Приложение №5). В ходе практики мною были также изучены формы отчетности педагога-психолога ДОУ:

  1. план работы педагога-психолога ДОУ; 
  2. заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;
  3. журнал консультаций психолога;
  4. журнал учета групповых форм работы; 
  5. карта психолого-медико-социальной помощи ребенку; 
  6. программа работы педагога-психолога с группой; 
  7. коррекционная работа; 
  8. программа коррекционно-развивающих занятий; 
  9. требования к авторским программам; 
  10. аналитический отчет о работе педагога-психолога; 
  11. аналитический отчет руководителя муниципальной методической службы.

Изучены способы представления данных (выступления, доклады, устные сообщения, подготовка публикаций).

Проблемы, выявленные педагогом психологом:

В конце учебного года педагогом-психологом были выявлены следующие проблемы в развитии детей подготовительных групп: недостаточно развиты произвольность, функции внимания, уровень развития мелкой моторики и фонематического слуха недостаточно высок. Наблюдается относительно невысокая мотивационная готовность к обучению в школе, недостаточный уровень самооценки. Поэтому на следующий год и были поставлены следующие задачи:

    1. Создать условия эмоционального благополучия.

    1. Формировать психическое и социально-личностное здоровье детей.

    1. Направить работу на снижение уровня тревожности, улучшение эмоционального состояния, повышения самооценки, формирование уверенности в себе, на развитие познавательных функций детей.

    1. Обеспечить социально-психологическую готовность детей к обучению в школе.

Педагог-психолог для обсуждения на психолого-медико-педагогическом консилиуме готовит для обсуждения следующий материал:

-   результаты исследования  интеллекта, с учетом возрастных  норм;

          -  характеристики памяти: преобладающий  механизм запоминания 

по модальности (зрительный,  слуховой,  моторный,   комбинированный),   

соотношение произвольной и непроизвольной памяти, состояние   

кратковременной и долговременной памяти;

-   характеристика внимания (концентрация, переключаемость устойчивость);

-   готовность к школьному  обучению (дифференцированно);

-   личностные особенности  ребенка;

-   особенности межличностных  отношений ребенка.

2.2. План работы  педагога- психолога на 2008 -2009 учебный год

Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования (см. приложение 4,форма№1).

Настоящий план работы педагога-психолога (см. приложение 3 ).

Группы детей, с которыми работает психолог.

В начале учебного года, на основе проведенной диагностики, каждой возрастной группе были выделены подгруппы детей, нуждающихся в психологической коррекции. Условно эти подгруппы можно разделить на два направления коррекции:

    • коррекция эмоционально-личностной сферы;

    • развитие познавательных процессов дошкольника.

Коррекция эмоционально-личностной сферы, осуществляется с помощью:

    • игротерапии

    • арттерапии

    • музыкотерапии

    • поведенческого тренинга.

По результатам выбранной диагностики формируются разновозрастные подгруппы детей по 5-7 человек, нуждающихся в занятиях по психокоррекции.

При проведении диагностики развития, дошкольников условно делят на 3 уровня развития.

Дети третьего уровня нуждаются в коррекции развития психических процессов. Совместно с воспитателями выделяют подгруппы детей, нуждающихся в индивидуальной работе с психологом. С каждым ребенком проводится беседа на выявления трудностей развития и намечается стратегия развития. Затем предлагается система развивающих игр на развитие: внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления.

Если ребенок справляется с начальным вариантом предложенной игры, то ему усложняют элементы игры. 

Глава 3.Основной этап психолого-педагогической практики

3.1. Конспект группового психокоррекционного занятия эмоциональной сферы

Тема «Давайте познакомимся»

Направленность личностно-эмоциональные особенности детей

Коррекционная задача развитие навыков позитивного социального поведения, обращение детей на тактильные, кинетические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами, тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

Средства экспрессивные, вербально-коммуникативные

Форма групповая (4 человека)

Материал клубок ниток, мяч, магнитофон с записью музыки

Ход занятия

    1. Приветствие детей, говорим о том что рады видеть всех детей и что они будут заниматься для того, что бы стать сильными, умными и добрыми.
    2. Приветствие «Волшебный клубочек»»

Дети рассаживаются по кругу. Педагог – психолог ( в качестве которого выступала я) передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «вежливое волшебное слово» и т.п. Затем передаёт клубок ниток следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого.

    1. Упражнение «Друг другу»

Психолог:  любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберите себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга разными частями тела: ладонями – тыльной или внутренней стороной, локтями, плечами, спинами, ушами, носами и т. п.

Психолог стимулирует творчество детей в придумывании необычных приветствиях.

    1. Игра «Давайте познакомимся!»

Цель: сближение детей и взрослых.

Надо чётко произнести своё имя и фамилию, назвав своё имя дети передают мяч дальше по кругу.

    1. Игра «Весёлые человечки»

Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля

 

Человечки в доме жили.

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно:

Хи-хи, ха-ха, хо-хо. (хлопают в ладошки)

Удивлялись человечки:

-Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо. (пожимают  плечами)

Им собака шла на встречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

-Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. (исполняют  «пружинку»)

Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака и ушами затрясла (потряхивают головой)

Человечки же хохочут:

-Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха (потопывают  ногами)

 

    1. Игра «Замри!»

Игра весёлая и подвижная. Дети двигаются под весёлую музыку, когда музыка выключается, то дети должны замереть в той позе в которой их застал музыкальный перерыв. Затем, через 1 – 1,5 мин, музыка вновь возникает, и дети продолжают движения и т.д.

    1. Рефлексия. Какие чувства испытывал ты? С кем тебе понравилось общаться?
    2. Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Взяться за руки, и как эстафету, передавать рукопожатие.

Психолог: «Я передам Вам свою дружбу и она идёт от меня к Саше, Даше, Тимофею, Тане и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружба стала больше, так как каждый из вас добавил чуточку свою. Пусть же она Вас не покидает и греет. До свидание!»

Итог проведённого занятия.

Дети проявили интерес к поставленному заданию, были активны и весёлые, чувствовалась дружеская обстановка.

Рекомендуется дальнейшее комплексное проведение занятия данного содержания.

Проверил и протоколировал педагог-психолог

____________________Укрюкова.Д.В.

3.2. Конспект индивидуального психокоррекционного занятия с воспитанником 4-5 лет.

Воробьёв Алексей Константинович, 23 мая 2010г. рождение, ЗПР, Актуальное развитие соответствует низкому уровню возрастной нормы. Словесно-логическое мышление не сформировано. Выявлены нарушения в:

- развитии функций программирования и контроля;

-развитии мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

- развитии мотивационно-волевой сферы;

- формировании пространственно-временных представлений.

Темп обучения снижен.

 

Занятие № 1.

Тема: Пещера страхов

Направленность: личностно-эмоциональные особенности

Коррекционная задача: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабильность

Средства: изобретательные, экспрессивные, вербально коммуникативные

Форма: индивидуальная

Материал:  Эскиз «пещера страхов», цветные карандаши

Ход занятия:

Часть 1. Рисунок

Ребёнку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов№. Затем вводится инструкция по сказачному содержанию эскиза и установка на образное (объективное) изображение страхов.

Инструкция задаётся в свободной форме.

Часть 2. Беседа

Когда рисунок закончен, ребёнку предлагается рассказать об изображенных образов и эмоциональных переживаний в процессе рисования

Стимулирующие вопросы:

а) Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? А ты их/его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?

б) Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чём думал?

Информация о работе Отчёт по учебно-исследовательской практике в МБДОУ д/с№50