в) Почему выбрал эти цвета?
Часть 3. Экспрессивная
пауза
Ребёнку предлагается изобразить
страхи пантомимическими и мимическими
средствами
Заключительная часть (рефлексия, проверка экологичности
коррекционной работы)
Итоги проведённого
занятия
Воробьёв А.К. проявил интерес
к поставленному заданию, среднее усвоение
программного материала, рекомендуется
проведение комплекса занятий данного
направления
Занятие № 2.
Тема: Несуществующее доброе животное
Направленность: личностно-эмоциональные особенности
Коррекционная задача: дифференциация тревожности
и не уверенности, их дальнейшая стабилизация
Средства: изобретательные, экспрессивные,
вербально коммуникативные
Форма: индивидуальная
Материал: цветные карандаши, бумага,
музыкальное сопровождение
Ход занятия
Часть 1. Рисунок
Ребёнку предлагается отправиться
в сказочный лес, где обитают много добрых
существ, а так же нарисовать доброе животное,
которое обитает в этом лесу.
Инструкция задаётся в свободной
форме
Часть 2.Беседа
Когда рисунок закончен, ребенку
предлагается рассказать об изображённом
образе в процессе рисования.
Стимулирующие вопросы
- Кто / что это? Почему он / оно
доброе? Как его зовут? Какое у него поведение?
С кем он / оно дружит?
- Что ты чувствовал когда рисовал? Что вспомнил? О чём думал, когда рисовал?
- Почему выбрал эти цвета, линии?
Часть 3. Экспрессивная
пауза
«Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем
Напряжение улетело
И расслаблено всё тело
Буд то мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас
Руки тёплые у нас
Дышится легко…ровно… глубоко…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать
Потянуться, улыбнуться
Всё открыть глаза и встать.
Заключительная часть
Рефлексия, проверка экологичности
коррекционной работы
Итог проведённого
занятия
Воробьёв А.К. проявил интерес
к поставленному заданию, усвоение программного
материала среднее, ребёнок лучше стал
усваивать материал, чем на предыдущем
занятии. Рекомендуется дальнейшее проведение
комплекса занятий данного направления.
Проверил и протоколировал
педагог-психолог
____________________Укрюкова.Д.В
3.3. Проведение индивидуального
психологического исследования
Педагог-психолог: Укрюкова Д.В.
Сроки проведения
исследования:
Объект исследования
(Ф.И. ребенка, группа): Воробьёв Алексей Константинович, группа компенсирующей направленности
«Гнёздышко»
Причина исследования: диагностика ВПФ
План исследования: провидение диагностики развития
психологических процессов
Внешний вид и поведение
в ситуации обследования: Ребёнок выглядит опрятно.
Многословен. Расторможен. Поведение демонстративное
(может положить голову на стол, уйти
в сторону и начать играть). К предлагаемым
заданиям приступает после неоднократного
приглашения. Работает 5 - 6 минут без признаков
утомления. Не на каждом задании сосредотачивается,
целенаправленные действия не осуществляет,
выполнить задание в соответствии с инструкцией
не стремится. Критичное отношение к результатам
деятельности выборочное. Эмоционально
реагирует на успех (шумная радость, увеличение
количества движений) и неудачу (обида,
отказ от продолжения деятельности).
Мотивация внешняя.
Темп работы и работоспособность: Работоспособность выше средней
в продуктивной деятельности (может рисовать
и лепить по замыслу 20 – 30 минут), при выполнении
заданий интеллектуального характера
– низкая (2 – 3 минуты под контролем взрослого,
затем - внимание рассеивается).
Применяемые методики: Е.А.Стреблева, Психолого- педагогическая
диагностика развития детей 4-5 лет
Оценочные шкалы,
значимые в данном исследовании: оценка в баллах по группам
от 1 до 4
Результат исследования
Количественные данные
Задание |
Результаты выполнения диагностического
обследования |
Заключение |
Поиграй |
2 |
Ребенок проявляет эмоциональные
реакции на некоторые игрушки, но сам не
может выполнить ряд последовательных
предметно-игровых действий. В процессе
обучения отмечаются манипуляции и процессуальные
действия с игрушками |
Коробка форм |
2 |
Ребенок принимает задание,
но выполняя задание не однократно приглашался
за стол и у него чётко сформированы представлении
о формах и правильно скалывал фигуры
в прорези. В процессе обучения ввел себя
демонстративно, но действовал адекватно
и после обучения не хотел переходить
к другому способу задания |
Разбери и сложи матрёшку |
2 |
Ребёнок понимает и принимает
задание, в процессе выполнения задания
пользовался методами перебора вариантов
или проб. Заинтересованность в конечном
результате. |
Дом животного |
2 |
Ребёнок принимает задание,
но в своих действиях не ориентировался
на образец, расставлял фишки непоследовательно,
пропускал углубление, нет целенаправленности
в действиях. |
Сложи разрезную картинку |
2 |
Ребёнок принимает задание,
но при самостоятельном выполнении кладёт
одну часть картинки на другую, либо соединяет
эти части без учёта целостности изображения
предмета. После обучения не переходит
на самостоятельное выполнение задания. |
Угадай, чего нет |
2 |
Ребенок принимает задание,
но не понимает условие. При самостоятельном
выполнении перечисляет все переставленные
игрушки, которые видит перед собой. |
Посчитай |
2 |
Ребёнок понимает и принимает
условие задания, но по словестной инструкции
не мог выделить заданное количество грибочков.
В процессе обучения отказывался считать
и из 10 грибочков выделял только 4 и счётные
операции только в приделах 4,а потом путает
цифры( после 4,7…) |
Построй из палочек |
2 |
Ребёнок принимает задание,
но ни в процессе обучения ни самостоятельно
не мог, по образцу, выполнить |
Нарисуй человечка |
2 |
Ребёнок принимает и понимает
задание, во время процесса выполнения
был сосредоточен, хорошо нарисовал образного
человечка. |
Расскажи |
2 |
Ребёнок понимает и принимает
задание, в процессе делал ошибки. Меньше
всего трудностей вызывает бытовая тематика
(определяет инструменты, посуду, фрукты
и овощи). Ошибки связаны с обобщением
понятий по несущественным признакам |
Анализ полученных
данных: результаты психологического
исследования ребёнка свидетельствует
в пользу задержки психического развития.
Рекомендации: рекомендуема консультация
с родителями и дальнейшее обследование
специалистами.
Проверил и протоколировал
педагог-психолог
____________________Укрюкова.Д.В.
3.4. Консультация
для воспитателей
Были даны рекомендации
для воспитателей, работающих с детьми
с задержкой психического развития.
- Воспитатель, работающий в группе
компенсирующей направленности для детей
с ЗПР, должен учитывать психофизические,
речевые особенности и возможности детей
данной категории.
- При проведении любого вида
занятий или игр воспитатель должен помнить,
что необходимо решать не только задачи
общеобразовательной программы, но и (в
первую очередь) решать коррекционные
задачи.
- Воспитатель должен обращать
свое внимание на коррекцию имеющихся
отклонений в мыслительном и физическом
развитии, на обогащение представлений
об окружающем мире, а также на дальнейшее
развитие и совершенствование сохранных
анализаторов детей.
- Необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка.
- Особое внимание должно уделяться
развитию познавательных интересов детей,
которые имеют своеобразное отставание
под влиянием речевого дефекта, сужения
контактов с окружающими, неправильных
приемов семейного воспитания и других
причин.
- 6.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
- Речь самого воспитателя должна служить образцом для
детей с речевыми нарушениями: быть четкой,
предельно внятной, хорошо интонированной,
выразительной, без нарушения звукопроизношения.
Следует избегать сложных грамматических
конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих
понимание речи воспитателя детьми.
- Вся работа воспитателя строится
в зависимости от запланированной лексической
темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную
тему, то работу над ней можно продлить
на две недели (под руководством учителя
– дефектолога и учителя – логопеда).
- Каждая новая тема должна начинаться
с экскурсии, приобретения практического
опыта, рассматривания, наблюдения, беседы
по картине.
- При изучении каждой темы намечается,
совместно с учителем – логопедом, тот
словарный минимум (предметный, глагольный,
словарь признаков), который дети могут
и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
- Словарь, предназначенный для
понимания, должен быть значительно шире,
чем для активного использования в речи
ребенка. Также уточняются грамматические
категории, типы синтаксических конструкций,
которые необходимо закреплять воспитателю
по следам коррекционных занятий учителя
– логопеда (дефектолога).
- Первостепенными при изучении
каждой новой темы являются упражнения
на развитие различных видов мышления,
внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения
предметов, выделение ведущих признаков,
группировка предметов по назначению,
по признакам и т.д.
- Вся коррекционно – развивающая
работа воспитателя строится в соответствии
с планами и рекомендациями учителя –
дефектолога и учителя – логопеда группы.
- В коррекционной работе с детьми
с ЗПР воспитатель должен как можно шире
использовать дидактические игры и упражнения,
так как при их воздействии достигается
лучшее усвоение изучаемого материала.
- Индивидуальная коррекционная
работа с детьми проводится воспитателем
преимущественно во второй половине дня.
Особое место уделяется закреплению результатов , достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
- В первые две – три недели сентября
воспитатель, параллельно с учителем –
дефектологом (логопедом), проводит обследование
детей для выявления уровня знаний и умений
ребенка по каждому виду деятельности.
- Обследование должно проводиться
в интересной, занимательной форме, с использованием
специальных игровых приемов, доступных
детям данного возраста.
- Важным направлением в работе
воспитателя является компенсация психических
процессов ребенка с ЗПР, преодоление
речевого недоразвития, его социальная
адаптация – все это способствует подготовке
к дальнейшему обучению в школе.
- В задачу воспитателя входит
создание доброжелательной , комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
3.5. Консультация
для родителей
Часть 1.Анкета для родителей по выявлению
уровня знаний о ребенке
- Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный
и т.д.)
Насколько самостоятелен
Ваш ребёнок?
Замыкается
ли Ваш ребёнок после замечаний?
Насколько контактен
с окружающими ваш ребёнок?
Является ли
Ваш ребёнок “кумиром семьи”?
Что в Вашем
ребёнка вас раздражает; как вы с этим
справляетесь?
Как ведёте
диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные
“Почему”?
Наказываете
ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует
на это?
Даёте ли вы
ребёнку возможность высказаться, даже
если рассуждения кажутся Вам глупыми?
Решаете ли
вы с ним его проблемы?
Часть 2. Советы и
рекомендации, касающиеся развития, воспитания
и обучения детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
Пожалуй, каждый современный родитель
знает о необходимости развития мелкой
моторики. Но далеко не все находят время
и желания серьезно занятся этим забавным
и полезным процессом. А ведь каждую группу
навыков нужно развивать в нужный момент.
Дети, идя в школу, часто не умеют держать
ручку и завязывать шнурки. Так как же
правильно расставить приоритеты в педагогическом
процессе?
Что такое мелкая моторика? Это система
разнообразных движений, в которых участвуют
мелкие мышцы кисти рук. Сами собой эти
движения не развиваются, требуется специальная
тренировка. Если кисть ребёнка развита
хорошо, то писать он будет красиво, чётко
и легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы
рук ребёнка оказываются слабыми.
Мелкая моторика влияет на
многие важные процессы в развитии
ребёнка: речевые способности, внимание,
мышление, координацию в пространстве,
наблюдательность, память ( зрительную
и двигательную), концентрацию и воображение.
Центры головного мозга, отвечающие за
эти способности, непосредственно связаны
с пальцами и их нервными окончаниями.
Для родителей особенно важно
знать, как развивать точные и
достаточно сильные движение
пальцев, активизировать работу
мышц кисти. Существует ряд простых
занятий, которые способствуют развитие
мелкой моторики:
- Лепка из пластилина. Это очень полезно и отлично
влияет на развитие мелкой моторики рук,
причём лепить можно не только из пластилина,
но и из глины, например. А если во дворе зима – что может лучше снежной бабы или игр в снежки. А если вы летом на море, то можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, что бы улучшать мелкую моторику рук вашего ребёнка.
- Рисование или раскрашивание
картинок. Это вообще самое любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машинки самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
- Изготовление поделок
из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы можете оценить своего ребёнка, а именно на сколько развита мелкая моторика
рук и движение пальчиков малыша. Изготовление
поделок из природного материала: шишек,
желудей, соломы и других доступных материалов.
Кроме развития мелкой моторики рук эти
занятия развивают также и воображение,
фантазию ребёнка.
- Конструирование. В каждой семье есть конструктор, даже Лего подойдёт. Занимаясь этим занятием у ребёнка по мимо развития мелкой моторики рук у него так же развивается образное мышление, фантазия, воображение.
- Застёгивание и расстёгивание
пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствует ловкость и развитие мелкой моторики рук.
- Завязывание и развязывания
лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое занятие оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
- Закручивание и раскручивание
крышек банок, пузырьков и т.д. также улучшает развитие
мелкой моторики рук и ловкость пальчиков.
- Нанизывание бус
и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т.д. Интересное занятие для развитие воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
- Переборка круп. Плетение косичек
из ниток, венков из цветов. Игры в мяч,
с кубиками, мозаикой и много ещё чего.
Ежедневно предлагайте детям
такие занятия. Такая всесторонняя тренировка
отлично развивает мелкую моторику рук
ребёнка, а так же малыш будет хорошо подготовлен
к школе, движение его рук будет более
уверенные, школьные задания для него
будут не столь утомительными. Все
эти упражнения приносят тройную пользу
ребёнку: