Отчёт по учебно-исследовательской практике в МБДОУ д/с№50
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:01, отчет по практике
Краткое описание
Цели практики:
Знакомство с профессиональной деятельностью специального психолога, Закрепление и углубление профессиональных знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, Формирование умений и навыков профессиональной деятельности
Содержание
Введение стр.3 Глава 1. Знакомство с учреждением Характеристика учреждения стр.4 Основные направления деятельности ДОУ стр.6 Глава 2. Специфика деятельности педагога – психолога 2.1. Знакомство со специалистом стр.7 2.2. План работы педагога – психолога на 2014-2015 год стр.9 Глава 3. Основной этап психолого – педагогической практики 3.1. Конспект группового психокоррекционного занятия эмоциональной сферы стр.10 3.2. Конспект индивидуального психокоррекционного занятия с воспитанником 4-5 лет стр.12 3.3. Проведение индивидуального психологического исследования стр.15
3.4. Консультация для воспитателей стр.17
3.5. Консультация для родителей стр.18
3.6. Индивидуальный план работы с ребёнком по результатам проведённых диагностик (ЗПР) стр.20 Психолого – педагогическая характеристика стр.21 Заключение
Во – первых, развивают мелкую моторику его рук, подготавливая к овладению письма
Во – вторых, формирует у него
художественный вкус, что полезно в любом
возрасте
В- третьих, детские физиологи
утверждают, что хорошо развитая кисть
руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Индивидуальный план
работы с ребёнком по результатам проведённых диагностики (ЗПР):
Ф.И. ребенка: Воробьёв Алексей
Дата рождения: 23 мая 2010г. (4 года 5 месяцев)
Группа: компенсирующей направленности
«Гнёздышко»
Преодоление недостатков эмоционально
– волевого развития
Коррекция двигательной сферы
на основе операций с мелкой моторикой
Коррекция звукопроизношения
посредством специального подобранных
упражнений
Коррекция речевой памяти посредством запоминания коротких стихов и загадок с опорой на зрительное восприятие и имитационные движения
Коррекция пространственных
представлений на основе дидактических
и развивающих игр
Коррекция речевого развития
через обогащения словаря, подбор лексико
– грамматических упражнений и связную
речь с опорой на зрительное восприятие
Формирование графических навыков
Формирование словестно-логического
мышления
Психолого-педагогическая
характеристика
Ф.И. ребенка: Воробьёв
Алексей
Дата рождения:
23 мая 2010г. (4 года 5 месяцев)
Адрес: г. Североморск,
ул. Гаджиева 9 - 76
МБДОУ д/с № 50, группа компенсирующей направленности «Гнёздышко»
Сведения о семье: полная семья, ребенок первый,
есть младшая сестра младшего дошкольного
возраста. Родители заботятся о воспитании
ребёнка, поддержании его здоровья, посещают
родительские собрания.
Внешний вид и поведение
в ситуации обследования
Ребёнок выглядит опрятно. Многословен.
Расторможен. Поведение демонстративное
(может положить голову на стол, уйти
в сторону и начать играть). К предлагаемым
заданиям приступает после неоднократного
приглашения. Работает 5 - 6 минут без признаков
утомления. Не на каждом задании сосредотачивается,
целенаправленные действия не осуществляет,
выполнить задание в соответствии с инструкцией
не стремится. Критичное отношение к результатам
деятельности выборочное. Эмоционально
реагирует на успех (шумная радость, увеличение
количества движений) и неудачу (обида,
отказ от продолжения деятельности).
Мотивация внешняя.
Темп работы и работоспособность
Работоспособность выше средней
в продуктивной деятельности (может рисовать
и лепить по замыслу 20 – 30 минут), при выполнении
заданий интеллектуального характера
– низкая (2 – 3 минуты под контролем взрослого,
затем - внимание рассеивается).
Общая осведомленность
Ребёнок называет своё имя и фамилию,
имена ближайших родственников (сестры,
родителей, прародителей), по имени и отчеству
называет воспитателей. Знает свой возраст,
адрес не называет.
Представления о величине, цвете,
форме предметов сформированы. Определяет
основные геометрические фигуры - квадрат,
круг, треугольник, овал, кубик (не куб),
шарик (не шар); основные цвета (красный,
жёлтый, синий, зелёный). Сформированы
представления об относительной величине
- разницу в размерах предметов определяет,
используя облегчённые понятия – больше-меньше
(не шире – уже, выше – ниже и т.д.).
Характеристика моторики
Ведущая рука – правая. Движения
координированы. Работа в продуктивной
деятельности (рисование, лепка, аппликация),
написание цифр и печатание букв соответствуют
образцу и инструкции.
Умение совершать точные движения
на бытовом уровне сформировано – самостоятельно
осуществляет гигиенические процедуры,
принимает пищу, одевается (раздевается)
и обувается (разувается) – застегивает/растёгивает
пуговицы, замок-молнию, завязывает шарф.
Моторная ловкость сформирована
– бросает и ловит мяч двумя руками.
Характеристика внимания
Индивидуальное обследование
выявило высокий уровень произвольного
внимания. При индивидуальной работе со
специалистом внимание концентрирует
5 – 6 минут, при работе в группе сверстников
рассеян..
Обследование с использованием
методики «Чего нет?» выявило средний
уровень переключения внимания, распределение
не развито.
Характеристика сформированности функций программирования и контроля
При выполнении заданий интеллектуального
характера удерживает инструкцию и самостоятельно
работает 1–2 минуты и контроль над результатом
деятельности осуществляет самостоятельно.
При выполнении заданий продуктивной
деятельности, инструкцию удерживает
5 – 8 минут и контроль над результатом
деятельности осуществляет совместно
со взрослым.
Гнозис
Зрительное восприятие и узнавание
предметных фигур не нарушено.
Пространственно-временные
представления
Представления о временных
соотношениях сформированы не в полном
объёме. Ребёнок делает ошибки при определении
времени суток и времени года. Путает левую
и правую руку. При определении взаиморасположения
объектов в пространстве совершает ошибки,
пространственные отношения (под-над,
впереди-сзади и т.п.) определяет.
Характеристика интеллектуального
развития
Задания, требующие мыслительных
операций (классификации, анализа, синтеза,
сравнения, обобщения) самостоятельно
выполняет с ошибками. Меньше всего трудностей
вызывает бытовая тематика (определяет
инструменты, посуду, фрукты и овощи). Ошибки
связаны с обобщением понятий по несущественным
признакам.
Темп обучения снижен. Самостоятельность
мышления при решении интеллектуальных
заданий отсутствует.
Развитие речи
Объём пассивного и активного
словаря недостаточен.
Характеристика мотивационно-волевой
сферы
В структуре мотивов преобладают
внешние. Для достижения цели в индивидуальной
работе избирательно проявляет волевое
усилие и заинтересованность. При работе
в группе волевое усилие недостаточно,
не проявляет познавательную активность.
Эмоционально-личностные
особенности
Проявляет тенденции к лидерству,
неагрессивен, неконфликтен. Проявляет
признаки импульсивности и демонстративности
в поведении.
Характер межличностных
отношений
Во взаимоотношениях с детьми
и взрослыми доброжелателен, общителен,
охотно организует и принимает участие
в совместных подвижных и сюжетно-ролевых
играх. Оказывает помощь детям и взрослым
по их просьбе.
Проверил и протоколировал
педагог-психолог
____________________Укрюкова
Д.В.
Заключение.
В ходе практики я познакомилась
с нормативными и методическими материалами,
принимала участие в плановой работе психолога,
присутствовала на занятиях разных групп
развития; самостоятельно провела ряд
методик, анализировала результаты, подбирала
коррекционно-развивающие упражнения;
посетила родительское собрание в группе
компенсирующей направленности «Гнездышко».
Развивающее направление работы
педагога-психолога данного ДОУ, на который
сделан основной акцент – психологическое
здоровье. Исходя из этого направления
мною продолжена эта работа по программе
психологических занятий для дошкольников.
Думается, что проведенная работа по реализации
этой программы, поможет детям стать психологически
здоровыми и жизнерадостными.
Мною была проведена диагностика
психического развития с ребёнком. По
результатам проведённого исследования
было выявлена задержка психического
развития и проведена псикоррекционная
работа.
Основные трудности, которые
возникли при реализации программы –
это недостаточная активность родителей,
непонимание ими важности психологической
профилактики.
Резюмируя вышесказанное, можно
сделать следующий вывод: сохранение и
укрепление здоровья воспитанников, как
основная задача дошкольного образовательного
учреждения, должно базироваться на осознанном
отношении ребенка к своему психологическому
здоровью.
Также отмечу, что работа психолога
в детском дошкольном учреждении мне доставила
удовольствие и практический опыт, полученный
в ходе практики, несомненно, пригодиться
в дальнейшем, при построении своей профессиональной
деятельности.
Приложение №1
Должностная инструкция педагога-психолога.
I. Общие положения
Педагог – психолог относится
к категории специалистов, принимается
и освобождается от должности приказом.
На должность педагога-психолога
без категории назначается лицо, имеющее
высшее педагогическое образование с
дополнительной специальностью "Психология"
без предъявления требований к стажу работы,
2 категории – стаж работы по специальности
не менее 3 лет, 1 категории – стаж работы
по специальности не менее 5 лет, высшей
категории -стаж работы по специальности
не менее 10 лет.
II. Педагог – психолог
должен знать:
Конституцию РФ.
Законы РФ, постановления и
решения Правительства РФ и федеральных
органов управления образованием по вопросам
образования.
Декларацию прав и свобод человека.
Конвенцию о правах ребенка.
Нормативные документы, регулирующие
вопросы охраны труда, здравоохранения,
профориентации и социальной защиты детей.
Общую и педагогическую психологию,
общую педагогику, психологию личности
и дифференциальную психологию, детскую
и возрастную психологию, социальную психологию,
детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
Основы дефектологии, психотерапии,
психогигиены, психодиагностику.
Методы активного обучения,
социально-психологического тренинга
общения.
Современные методы индивидуальной
и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка.
Правила и нормы охраны труда,
техники безопасности и противопожарной
защиты.
Правила внутреннего трудового
распорядка ДОУ.
Производственные инструкции
и инструкции по охране труда согласно
Перечню на допуск к самостоятельной работе.
Характеристики обслуживаемого
оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура
и др.), опасные и вредные факторы по своему
рабочему месту, способы защиты от их воздействия.
Правила оказания первой доврачебной
помощи пострадавшему и порядок обращения
за помощью при получении травмы.
Федеральный закон "Об основах
охраны труда в РФ", "Трудовой кодекс
РФ" в объеме, достаточном для выполнения
своих должностных обязанностей.
Стандарты безопасности труда,
правила, нормы, положения, инструкции
и другие нормативные документы по охране
труда.
"Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
Настоящую инструкцию и трудовой
договор.
На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь и др.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом начальника ОДОУ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
III. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
Осуществляет профессиональную
деятельность, направленную на сохранение
психического, соматического и социального
благополучия детей в процессе воспитания
и обучения.
Содействует охране прав личности
в соответствии с Конвенцией по охране
прав ребенка.
Определяет факторы, препятствующие развитию
личности детей и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
Оказывает помощь детям, родителям
(или лицам, их заменяющим), педагогическому
коллективу в решении конкретных проблем.
Составляет психолого-педагогические заключения по материалам
исследовательских работ с целью ориентации
педагогического коллектива, родителей
в проблемах личностного и социального
развития детей.
Ведет документацию по установленной
форме и использует ее по назначению.
Участвует в планировании и
разработке развивающих и коррекционных
программ образовательной деятельности
с учетом индивидуальных особенностей
личности детей.
Осуществляет педагогическую
поддержку одаренных детей, содействует
их развитию и поиску.
Определяет степень отклонений
(умственных, физических, эмоциональных)
в развитии детей, а также различного вида
нарушений социального развития и проводит
их психолого-педагогическую коррекцию.
Формирует психологическую
культуру детей, педагогических работников
и родителей.
Консультирует работников ДОУ
по вопросам практического применения
психологии.
Ежедневно перед началом работы
осуществляет самоконтроль за соответствием
рабочего места или порученной работы
требованиям охраны труда и своевременно
принимает меры по устранению выявленных
отклонений от них.
Выполняет только ту работу, которая входит в должностные обязанности, не приступает к работе, если не известны безопасные способы ее выполнения.
Соблюдает установленные правила, нормы и инструкции по охране труда.
Следит за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, инвентаря.
Немедленно сообщает вышестоящему руководителю об обнаруженных нарушениях, о возникновении травмоопасных, аварийноопасных и пожароопасных ситуаций и несчастных случаях с людьми.
0 любом случае получения травмы на производстве, по пути с работы или на работу (даже самой незначительной), а также при ухудшении состояния своего здоровья немедленно сообщает своему непосредственному или вышестоящему руководителю. При необходимости обращается в здравпункт или поликлинику (в больницу) в сопровождении представителя администрации.
Систематически совершенствует свои знания по вопросам безопасности труда путем самостоятельной подготовки.
В установленном порядке проходит обучение по охране труда и предусмотренные периодические медицинские осмотры.
Проводит диагностику детей, связанную с определением уровня психического развития и подготовкой их к школе.