Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.

Содержание

Введение
Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте
1.1 Сущность воображения, виды и функции
1.2 Общая характеристика детского воображения
1.3 Механизм творческого воображения
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

127765.docx

— 82.92 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО  ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте

1.1 Сущность воображения, виды и функции

1.2 Общая характеристика детского воображения

1.3 Механизм творческого воображения

1.4 Педагогическая диагностика воображения

Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения  детей старшего дошкольного возраста

2.1 Описание цикла занятий педагогической  диагностики творческого воображения детей

2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации

Заключение

Литература


 

 

Введение

 

Современные социально – экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Актуальность темы исследования. Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Воображение в широком смысле слова – это любой процесс, протекающий в образах, отмечает С. Л. Рубинштейн. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты и явления. Никто сегодня не спорит с тем, что воображение играет огромную роль в любой творческой деятельности. Но признание величайшей ценности воображения до недавнего времени не сопровождалось систематическими усилиями, направленными на его развитие. Поэтому развитие творческого воображения является одной из актуальных проблем современного мира. Его необходимо развивать своевременно, начиная с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки  физического, умственного, нравственного  развития ребенка. Крупнейший учёный А. В. Запорожец в своих работах  пишет, что целью дошкольного  обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание  тех ценных качеств, по отношению  к которым этот возраст наиболее восприимчив. Источники развития, с  этой точки зрения, в творческом характере игры, активного восприятия сказок, в различной продуктивной деятельности.

Дошкольный возраст является сензитивным  периодом для развития воображения. Воображение тесно связано с  личностью, ее развитием. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение. [9]

Важно отметить, что, рассматривая в  нашей работе старший дошкольный возраст, нельзя не сказать о проблеме готовности ребенка к школе, которая  рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка  требованиям учебной деятельности. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, воображение  выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний и творческого преобразования уже имеющихся.

Использование методов педагогической диагностики творческого воображения  в педагогической практике способствует не только выявлению уровня развития творческого воображения ребенка, но и усвоению новых знаний. Педагогическая диагностика творческого воображение  есть целенаправленное формирование творческого  воображения, это единство исследования развития с воспитанием и обучением. Используя творчество на занятиях и  вне их, мы тем самым способствуем не только общему развитию ребенка, но и созданием фундамента полноценной  школьной готовности.

Воображение – это не отдельный  познавательный процесс, а основа духовной жизни ребенка. В современном  динамичном мире творческое воображение  позволит ребенку мыслить нестандартно, творчески. Поэтому, развивать ребенка  в этом направлении очень важно. Существует много психометрических диагностик воображения, которые выявляют фактический показатель развития этого  процесса и носят констатирующий характер.

Проблема исследования: при наличии психометрических методик измерения уровня развития творческого воображения педагоги дошкольных учреждений испытывают дефицит методик педагогической диагностики творческого воображения, которые позволяют, как выявлять, так и развивать воображение детей с помощью адекватных уровню его развития педагогических средств.

Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.

Объект исследования: методы педагогической диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика организации и проведения педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: специально-организованная педагогическая диагностика позволит выявить уровень творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и осуществить повышение уровня развития воображения каждого ребенка.

Задачи исследования:

  • описать сущность понятия воображение;
  • изучить психолого-педагогические, методические аспекты диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать цикл занятий педагогической диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
  • на основе изученного материала провести практические занятия по педагогической диагностике развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
  • проанализировать результаты педагогической диагностики и предложить рекомендации, реализующие индивидуальный подход к развитию воображения детей.

Практическая значимость исследования: это исследование может быть использовано педагогами детских садов и родителями для выявления уровня творческого воображения детей и его развития.

База исследования: исследование проводилось на базе Дошкольного образовательного учреждения №321, компенсирующего вида. (г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Копылова 74 А.) Его миссия: коррекция, образование, социализация детей с тяжелыми нарушениями речи. Цель - медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в соответствии с индивидуальной программой развития. Дошкольное образовательное учреждение работает по программе Васильевой М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», которая включает в себя физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Количество детей подготовительной группы, принимавших участие в  исследовании, 11 человек (от 6 до 7 лет). Условия проведения исследования: в нормальной обстановке, в дневное время.

 

 

Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте

 

1.1 Сущность воображения, виды и функции

 

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение имеет огромное значение для развития и совершенствования  человека как вида. Оно выводит  за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает  будущее.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. [16]

Обладая богатым воображением, человек может  «жить» в разное время, что не может  себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано  в образах памяти, произвольно  воскрешаемых усилием воли, будущее  представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или  нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки  человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается  формированием образа, воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в  них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. [11]

Воображение – это важнейшая  сторона нашей жизни. Если представить, что человек не обладал бы фантазией, мы лишились бы почти всех научных  открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они  смогли бы усваивать школьную программу  без воображения? Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человек. Самое главное  достижение дошкольного возраста –  это развитое воображение. Развитое через игру, различные виды художественного  творчества, восприятие сказок, через  повседневное общение ребенка с  взрослыми и другими детьми (но только не через ранний дидактический  тренаж). Становление воображения  – это опыт обретения человечности в самом широком значении слова. Прежде чем видеть устройство мира таким, как оно есть, ребенок должен попытаться вообразить это устройство. Воображая, ребенок высвобождает резервный потенциал своей психики. Воображение – это, в том числе, умение посмотреть на себя и свои возможности с позиций других людей. [17]

Вместе с тем эта способность  нуждается в особой заботе в плане  развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение  специально не развивать, в последующем  наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением  способности фантазировать у  человека обедняется личность, снижаются  возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и  науке. Действительно, возможность  создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве через  развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить  наибольшее внимание в воспитании ребенка  в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для  развития образного мышления и воображения. [11]

Уже в 30-е гг. крупнейший советский  психолог Л. С. Выготский показал, что  воображение ребенка развивается  постепенно, по мере приобретения им определенного  опыта. Л. С. Выготскому удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, мы получаем из реальной жизни. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только не многие дошкольники могут выполнить задание творчески. Вот почему воображение ребенка необходимо развивать, и наиболее чувствительный возраст для развития воображения, как отмечал Л. С. Выготский, - это дошкольное детство. [5]

Виды воображения.

Воображение может быть четырех  основных видов:

Активное воображение характеризируется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем образ действительности сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти  никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или  иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим  состоянием, которое представляет собой  фантазию, связанную с желанием, чаще всего с идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что  она несколько более реалистична  и в большей степени связана  с действительностью, то есть в принципе осуществима.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. [12]

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение  происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Функции воображения.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому  люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая  информация, когда он не решает никаких  проблем. Установлено, что человек  по своему желанию не в состоянии  прекратить поток мыслей, остановить воображение.

Информация о работе Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста