Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.

Содержание

Введение
Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте
1.1 Сущность воображения, виды и функции
1.2 Общая характеристика детского воображения
1.3 Механизм творческого воображения
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

127765.docx

— 82.92 Кб (Скачать файл)

 

5. Методика «Акцентирование».

Оценка производится по степени  использования приема творческого  воображения акцентирования, т. е. насколько  ребенок может увидеть и рассказать главные и отличительные черты  персонажей. Уровень использования  приема творческого воображения:

Высокий – ребенок выделяет главные  отличительные черты, которые являются определяющими образ, и называет множество второстепенных. Здесь может появиться яркий и выразительный образ описываемого героя. Рассказ эмоционален.

Средний – ребенок называет хотя бы одну главную черту, в основном называет второстепенные, бедные характеристики.

Низкий – ребенок выделяет одну- две характеристики, которые не дают представления о персонаже.

 

Таблица 2. 6. Методика «Акцентирование».

Имя

Название персонажа

Характеристики

Петя Ф.

Баба-Яга

Злая, старая, некрасивая, беззубая

Дима П.

Золушка

Добрая, красивая

Витя Ж.

Красная Шапочка

Добрая, маленькая

Марк С.

Кощей Бессмертный

Злой, тощий, костлявый, черный, грязный

Света П.

Буратино

Добрый, длинный нос, деревянный

Артем К.

Дед мороз

Добрый, дарит подарки

Максим С.

Бармалей

Злой, некрасивый, не любит детей, у  него рваная одежда, запутанные волосы

Настя И.

Незнайка

Непослушный

Лиза З.

Винни-пух

Толстый, добрый

Максим Г.

Мальвина

Розовые волосы, добрая, красивая, умная

Слава Р.

Доктор Айболит

Лечит всех, добрый, ласковый


 

6. Методика «Типизация».

Оценивается умение отличать и ассоциировать  различные предложенные эмоциональные  выражения на рисунке, уметь их называть, возможно, сравнивать и выделять схожие. Выделяются уровни развития приема творческого  воображения типизации:

Высокий – ребенок точно различает  все предложенные на схемах эмоциональные  состояния, называет их. Предлагая к  одной схеме несколько названий, действительно подходящих к данному  выражению «лица».

Средний – ребенок может ко многим схемам подобрать их типичные названия.

Низкий – ребенок называет только элементарные выражения «лиц», некоторые не может различать, называть.

7. Методика «Три краски».

Оценивается не само изображение и  использованные цвета, а возможные  интерпретации своего рисунка, умение придумать к нему названия.

Высокий – ребенок называет свою картину, несколькими вариантами.

Средний – ребенок может назвать  свой рисунок хотя бы одним названием.

Низкий – ребенок никак не может назвать то, что он изобразил.

 

Таблица 2. 7. Методика «Три краски».

Имя

Название картин

Кол-во

Петя Ф.

Жаркий день, Лето

2

Дима П.

Пляж

1

Витя Ж.

Цветная бумага

1

Марк С.

Торт, Разные конфеты

2

Света П.

Поле цветов

1

Артем К.

Осень

1

Максим С.

Овраг, Дождь

2

Настя И.

Разноцветные ленты

1

Лиза З.

Лес

1

Максим Г.

Ночь, Ракета в небе

2

Слава Р.

Парк

1


 

Таблица 2. 8. Результаты проведенных  методик.

 

имя

Методика 1.

Методика 2.

Методика 3.

О.н.

Н.

С.

В.

О.в.

О.н.

Н.

С.

В.

О.в.

Н.

С.

В.

Петя Ф.

 

+

         

+

     

+

 

Дима П.

 

+

         

+

   

+

   

Витя Ж.

 

+

         

+

     

+

 

Марк С.

     

+

     

+

     

+

 

Света П.

   

+

     

+

     

+

   

Артем К.

 

+

     

+

       

+

   

Максим С.

     

+

       

+

     

+

Настя И.

 

+

         

+

     

+

 

Лиза З.

   

+

       

+

     

+

 

Максим Г.

 

+

         

+

       

+

Слава Р.

   

+

       

+

   

+

   

имя

Методика 4.

Методика 5.

Методика 6.

Методика 7.

Н.

С.

В.

Н.

С.

В.

Н.

С.

В.

Н.

С.

В.

Петя Ф.

   

+

 

+

   

+

     

+

Дима П.

 

+

 

+

     

+

   

+

 

Витя Ж.

 

+

 

+

     

+

   

+

 

Марк С.

   

+

 

+

     

+

   

+

Света П.

 

+

   

+

   

+

   

+

 

Артем К.

+

   

+

     

+

   

+

 

Максим С.

   

+

 

+

     

+

   

+

Настя И.

+

   

+

     

+

   

+

 

Лиза З.

+

   

+

     

+

   

+

 

Максим Г.

 

+

   

+

     

+

   

+

Слава Р.

 

+

 

+

     

+

   

+

 

 

Уровни развития творческого воображения: О. н. – очень низкий; Н. – низкий; С. – средний; В. – высокий; О. в. –  очень высокий.

III. Контрольный эксперимент.

Цель: На основе проведенных занятий  по развитию и диагностике творческого  воображения детей старшего дошкольного  возраста выявить уровень развития творческого воображения с помощью  теста креативности.

Все работы детей можно поделить на 4 группы:

1 группа – оригинальные изображения  во всех трех случаях.

2 группа – оригинальные изображения  в двух случаях.

3 группа – оригинальные изображения  в одном случае.

4 группа – нет оригинальных  изображений.

 

 

Таблица 2. 9. Рисунки детей и определяющая группа.

Имя

круг

квадрат

треугольник

группа

Петя Ф.

Утенок

Книга

Елка

2

Дима П.

Мяч

Портфель

Дом

4

Витя Ж.

Самовар

Окно

Гиря

2

Марк С.

Лицо

Скворечник

Гриб

2

Света П.

Ромашка

Сумка

Зонт

3

Артем К.

Часы

Телевизор

Колпак

2

Максим С.

Снеговик

Телевизор

Стрела

2

Настя И.

Окно

Картина

Треугольник

3

Лиза З.

Солнце

Клетка с попугаем

Елка

3

Максим Г.

Жук

Телевизор

Компас

2

Слава Р.

Колесо

Машина

Треугольник

3


 

Общее количество оригинальных изображений: 16

В четвертой группе остался один ребенок.

Из четвертой группы в третью перешли трое детей.

Из четвертой во вторую перешли  четверо детей.

В третьей остался один ребенок.

Из третьей во вторую перешли  двое детей.

Вывод: Таким образом, проведенное  диагностическое задание и его  анализ показали, что после проведенных  различных упражнений обнаружены более  высокие показатели оригинальных изображений. Многие дети перешли из одной группы степени оригинальности изображения  в более высокую.

Анализ результатов диагностик.

Общий вывод по развитию творческого воображения детей данной группы делается на основе совокупного анализа результатов исследования по описанным выше методикам (см. гл. 2, пункт 2. 1. «Описание цикла занятий по развитию и диагностике творческого воображения», I. Развитие невербального воображения). Все результаты представлены в таблице 2. 8. «Результаты проведенных методик», стр. 41.

Проведенное исследование показало, что высокий уровень развития творческого воображения наблюдается  у двух детей в группе, средний  – у семи детей, низкий – у  двух детей.

Как мы видим, в целом в группе наблюдается средний уровень развития творческого воображения.

Анализ результатов по первому  контролю (Тест креативности - исследование актуального уровня развития творческого  воображения), показал, что в группе слабо развито творческое воображение. Анализ результатов второго контроля показал, что после проведенного цикла занятий по развитию и диагностике  творческого воображения, многие дети перешли из одной группы в другую, значит, уровень развития творческого  воображения повысился.

Рекомендации по индивидуальному  подходу к ребенку.

Детям, которые имеют высокий  уровень развития творческого воображения  нужно предложить занятия на развитие вербального воображения, которые  способствуют совершенствованию речемыслительных процессов, работать со схемами, работать без наглядного материала, проводить  занятия по дорисовыванию сложных  фигур.

Детям, у которых уровень развития творческого воображения средний, важно предлагать задания по изобразительному и конструктивному видам творчества, моделированию.

Детям с низким уровнем развития творческого воображения нужно  давать задания на развитие невербального  воображения, задания, которые способствуют развитию способов творческого воображения, артистические игры, которые способствуют развитию выразительных движений, эмоциональной  сферы, коммуникативных умений и  навыков.

Рекомендации по поддержанию  и развитию творческого воображения  у старших дошкольников.

В большей степени стимулируют  творческое самовыражение воспитанников  педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к миру. К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога (родителей) можно отнести следующие рекомендации:

  1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
  2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
  3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
  4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
  5. безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
  6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
  7. творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;
  8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
  9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
  10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания;
  11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

 

 

Заключение

 

Воображение – это психический  процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в  новое сочетание. В современном  динамичном мире творческое воображение  является высшей ценностью, поэтому  развивать ребенка в этом направлении  очень важно. Для развития воображения  особенно значимым возрастным этапом является дошкольное детство. Старший  дошкольный возраст (6-7 лет) является сензитивным  периодом для развития воображения. Необходимым условием развития творческого  воображения детей является включение  их в активные формы деятельности (игра, различные виды художественного  творчества, восприятие сказок, общение  со взрослыми и сверстниками, развивающие  занятия и др.).

В итоге исследования нами получены следующие результаты:

  • Мы описали сущность понятия воображения и изучили психолого-педагогические, методические аспекты диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
  • Использование методов педагогической диагностики творческого воображения в педагогической практике способствует не только выявлению уровня развития творческого воображения ребенка, но и усвоению новых знаний. Педагогическая диагностика творческого воображение есть целенаправленное формирование творческого воображения, это единство исследования развития с воспитанием и обучением.
  • На основе теоретического анализа и обобщения, знакомства с методиками диагностики и методиками развития творческого воображения, мы разработали цикл занятий педагогической диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и провели практические занятия.
  • Общий вывод по развитию творческого воображения детей, принимавших участие в исследовании, был сделан на основе анализа результатов методик педагогической диагностики. Проведенное исследование показало, что высокий уровень развития творческого воображения наблюдается у двух детей в группе, средний – у семи детей, низкий – у двух детей.

Исходя из анализа результатов  проведенного исследования, можно констатировать, что наша гипотеза подтвердилась. С  помощью педагогической диагностики  мы выявили уровень развития творческого  воображения детей старшего дошкольного  возраста. Результат проведенного контрольного эксперимента доказал, что дети перешли на более высокие уровни развития творческого воображения.

По результатам исследования подготовлены рекомендации, которые позволяют  осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая уровень развития творческого воображения, и общие рекомендации воспитателю по развитию творческого воображения у старших дошкольников.

Информация о работе Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста