Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.

Содержание

Введение
Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте
1.1 Сущность воображения, виды и функции
1.2 Общая характеристика детского воображения
1.3 Механизм творческого воображения
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

127765.docx

— 82.92 Кб (Скачать файл)

Исследования указывают, что задержанные  в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения. При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает и с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами. [4]

Базой воображения всегда являются восприятия, представляющие материал, из которого будет строится новое. Затем  идет процесс переработки этого  материала – комбинирование и  перекомбинирование. Составными частями  этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения  не заканчивается. Полный круг будет  завершен тогда, когда воображение  воплощается, или кристаллизируется  во внешних образах. Будучи воплощено  вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально  существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение  становится действительностью. Таким  образом, продукты воображения описали  круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке  и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова  вернулись к реальности, но вернулись  уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. [17]

Можно назвать несколько психологических  качеств, лежащих в основе творческого  воображения:

  • четкое и ясное представление образа предмета;
  • хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
  • способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
  • способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами. [1]

 

1.4 Педагогическая диагностика воображения

 

Педагогическая диагностика (в  переводе с греческого «способность распознавать») – это процесс  постановки «диагноза», т. е. установление уровня развития субъекта диагностики. Суть педагогической диагностики состоит  в отслеживании качественных изменений, происходящих в субъекте диагностики. Одной из основных проблем педагогической диагностики является недостаток диагностического инструментария. Диагностирование направлено на определение уже известной  науке сущности явления, которое  характеризует внутренне состояние, структуру и функции объекта  с помощью многостороннего его  обследования и узнавания характерных  признаков с применением как  общедиагностических, так и частных  для данного диагноза методов  и средств.

Практика психолого-педагогической диагностики начала распространяться в системе образования в России в начале 90-х гг. ХХ в. За прошедшие  несколько лет в этой области  накопились проблемы, которые в последнее  время активно обсуждаются психолого-педагогическим сообществом.

Круг проблем можно условно  рассматривать, разбив их на три «слоя». Первый из них связан с практикой  использования психолого-педагогической диагностики в дошкольном учреждении или при поступлении ребенка в школу. Основные проблемы, относящиеся к первому слою, можно было бы обозначить через вопросы: Кто диагностирует? Что выбирается в качестве предмета диагностики? Зачем проводится диагностика в каждом конкретном случае? Выдвигается круг вопросов, связанных с квалификацией и уровнем профессионализма. Второй слой образуют проблемы, которые являются в большей степени теоретическими. Вопрос о возрастной норме и критериях развития в процессе проведения диагностик в детских садах. Для дошкольного возраста эта проблема стоит особенно остро вследствие специфики развития ребенка в этом возрасте. Вопрос о разных видах диагностики, в том числе о правомерности использования некоторых методик. К третьему слою проблем можно отнести этико-правовой аспект применения диагностики в дошкольном учреждении. Данные проблемы становятся очень острыми в связи с использованием результатов диагностики для отбора и даже отсева детей при наборе в школу. Очевидно, что сам принцип диагностики развития детей остается чрезвычайно актуальным в системе дошкольного образования.

Основной акцент диагностики в  Дошкольных образовательных учреждениях  стоит делать на педагогической диагностике. Это позволяет педагогу отслеживать  продвижение ребенка в развитии. Важно очень точно понимать, зачем  проводится диагностика развития. По ее результатам, конечно, не ставится диагноз, но создается психолого-дефектологический  портрет ребенка. Результатом диагностики  может быть индивидуальный вариант  развития. Ни в коем случае нельзя приклеивать  к ребенку ярлык диагноза, так  как он способен повлиять на траекторию развития ребенка. Нельзя забывать, что  существует понятие нормы возрастной и нормы индивидуальной; их ни в  коем случае нельзя путать в процессе диагностики. [7]

В «замысле» ребенка обнаруживается одна из самых важных особенностей воображения – умение «видеть» целое  раньше его частей. Замысел - это некоторая общая целостность, которую можно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения «замысла». Это понимание «замысла» подтверждается результатами исследования О. М. Дьяченко. Ею было установлено, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составление плана реализации («общая идея» - это то, что названо замыслом, требующим реализации). При создании общей идеи дети от 3 до 5 лет используют в основном элементы реальности в качестве центральной части нового образа. У детей 6-7 лет эти элементы занимают второстепенное место – новый образ строится ими в процессе свободного оперирования представлениями. При воплощении нового образа дошкольники могут использовать наглядную модель, фиксирующую последовательность получения продукта. В работе О. М. Дьяченко показано, что в дошкольном возрасте вполне возможно целенаправленное воздействие на развитие воображения ребенка с помощью специальных заданий. Такие задания в себе содержит педагогическая диагностика творческого воображения. [6]

Методические рекомендации по проведению цикла занятий педагогической диагностики развития творческого воображения:

  • стараться делать так, чтобы дети действовали самостоятельно и независимо;
  • избегать прямых инструкций;
  • не сдерживать инициативы детей;
  • не спешить с вынесением оценочных суждений;
  • помогать учиться управлять процессом воображения.

 

 

Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения  детей старшего дошкольного возраста

 

2.1 Описание цикла занятий  педагогической диагностики творческого воображения детей

 

Принимая во внимание особенности  развития воображения у детей  старшего дошкольного возраста, а  также развивающий и диагностический  аспекты педагогической диагностики, мы рассмотрели ряд методик, посвященных  становлению творческого воображения, и разработали цикл занятий с  детьми.

Данный цикл занятий был разработан с учетом возраста и уровня развития детей, с которыми они проводились. Поэтому занятия были разделены на две части:

  • развитие невербального воображения, где упор делается на развитие творческого воображения с помощью изобразительных средств, а так же использования приемов воображения;
  • развитие вербального воображения, содержание таких занятий направленно в первую очередь на развитие творческого воображения с использованием речемыслительных процессов.

Задания основаны на работах М. В. Ильиной  «Воображение и творческое мышление». В ее пособии приведены разнообразные  тесты, позволяющие определить уровень  развития творческого воображения  у детей разной возрастной категории. [8] В работе А. И. Савенкова «Путь к одаренности», предлагаются задания на формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения на основе приемов творческого воображения. [18] Работы О. М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников». [6]

В исследовании принимали участие  дети подготовительной группы старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) Дошкольного  образовательного учреждения, компенсирующего  вида.

Организация занятий предусматривала  следующие этапы:

  • исследование актуального уровня развития творческого воображения;
  • педагогическая диагностика развития творческого воображения с помощью использования приемов творческого воображения;
  • контрольное занятие;
  • педагогическая диагностика на занятиях с вербальной активностью.

Развитие невербального воображения.

Описание методик и порядок  исследования.

I. Тест креативности. Исследование актуального уровня развития творческого воображения.

Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник. Нужно  дорисовать эти фигуры так, чтобы  получилось осмысленное изображение  какого-либо предмета. Причем дорисовывание  может проводиться, как внутри контура  фигуры, так и за ее пределами  при любом удобном для ребенка  повороте листа и изображении  фигуры. Качество рисунков с точки  зрения их художественности, соблюдения пропорций и т. д. при анализе  не учитываются, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел  композиции, многообразие возникающих  ассоциаций, принципы воплощения идей.

II. Занятия по педагогической диагностике творческого воображения.

1. Методика «Волшебники». (Эта методика используется для развития чувств на базе воображения. Развивает способность к фантазированию и оперированию образами.)

Порядок исследования.

Вначале детям предлагается две  совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а  другую в «злого» волшебника. Для  девочек можно заменить «волшебников»  на «волшебниц». Вторая часть задания, самостоятельно нарисовать «доброго»  и «злого» волшебников; рассказать о них, как определить, какой из них злой, а какой добрый; что  совершил злой и что добрый. В  конце занятия целесообразно  сделать выставку рисунков и обсудить получившихся персонажей в группе.

2. Методика «Рисунок в несколько  рук». ( Это групповое занятие,  тесно связывающее воображение  и эмоции и само насыщено  высоким эмоциональным потенциалом.)

Порядок исследования.

Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем  на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного  образа. Следующий участник, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации  в свой замысел. Точно так же поступает  третий и так далее. В процессе этого задания дети находят новые  содержания и образы, это замечательное  поле для общения и выстраивания диалога, удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть  чужими формами на каждом этапе работы. В конце детям предлагается посмотреть на общий результат и обсудить, что получилась. Предложить каждому, дать название картине.

3. Методика «Несуществующее животное». (Развитие творческого воображения  с использованием приема «склеивание».)

Порядок исследования.

Это задание следует начинать с  примеров персонажей, которые были созданы путем мысленного склеивания. Опорой может быть изображение такого персонажа. ( Кентавр, русалка, дракон, человек-паук.) Сначала детям предлагается представить части различных животных и, мысленно соединив эти части, должно получится новое живое существо с необычными свойствами. Затем нужно нарисовать это животное. Далее каждый ребенок должен рассказать, что у него получилось в результате, так же он может придумать название своему животному, что-нибудь рассказать про него.

4. Задание «Аналогия». (Задание ориентированно на развитие творческого воображения с использованием приема «аналогия».)

Порядок исследования.

Детям предлагается обсудить разнообразные  предметы похожие между собой  по форме. Найти сходство. Предлагаются исходные объекты, дети так же могут  придумывать и свои: автомобиль, самолет, корабль, поезд. Нужно изобразить какой-либо из этих вариантов так, чтобы он напоминал какое-либо живое существо. После того, как дети нарисовали, нужно обсудить, что и по каким признакам они сравнивали.

5. Методика «Акцентирование». (Развитие творческого воображения с помощью приема «акцентирование». Позволяет выделять главное, подчеркнуть характерную особенность. Развитие вербального воображения.)

Порядок исследования.

Детям предлагается рассказать о характерных  особенностях образов сказочных  героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Кощея  Бессмертного, Ивана-царевича, Золушки, Буратино, и др. по предложению самих  детей, кого бы они хотели обсудить.

6. Методика «Типизация». (Развитие творческого воображения с помощью приема «типизация».)

Порядок исследования.

Детям предлагаются схемы, изображающие человеческие эмоции. Например, самые  элементарные:

J K L

В задании, предложенном детям, 8 различных  выражений.

Надо назвать, какие чувства  выражает каждое из схематических лиц. И сказать, какие выражения типичны (часто встречаются) у людей: веселых, общительных, грустных, сердитых, добрых, злых, удивленных, серьезных?

7. Методика «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает  фантазию, образное мышление, художественное восприятие, творческое воображение. Детям  предлагали взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. В  итоге нужно подумать, на что похож  рисунок? Придумать название своей  картине.

III. Контрольный эксперимент.

После проведения цикла занятий  по развитию творческого воображения  и его диагностики, проводится контрольный  эксперимент. Тест креативности, описанный  выше. Детям снова преложили дорисовать геометрические фигуры.

Информация о работе Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста