Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа
Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.
Введение
Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте
1.1 Сущность воображения, виды и функции
1.2 Общая характеристика детского воображения
1.3 Механизм творческого воображения
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
Заключение
Литература
Исследования указывают, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения. При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает и с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами. [4]
Базой воображения всегда являются
восприятия, представляющие материал,
из которого будет строится новое. Затем
идет процесс переработки этого
материала – комбинирование и
перекомбинирование. Составными частями
этого процесса являются диссоциации
(анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения
не заканчивается. Полный круг будет
завершен тогда, когда воображение
воплощается, или кристаллизируется
во внешних образах. Будучи воплощено
вовне, принявши материальное воплощение,
это, «кристаллизованное»
Можно назвать несколько
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Педагогическая диагностика (в
переводе с греческого «способность
распознавать») – это процесс
постановки «диагноза», т. е. установление
уровня развития субъекта диагностики.
Суть педагогической диагностики состоит
в отслеживании качественных изменений,
происходящих в субъекте диагностики.
Одной из основных проблем педагогической
диагностики является недостаток диагностического
инструментария. Диагностирование направлено
на определение уже известной
науке сущности явления, которое
характеризует внутренне
Практика психолого-
Круг проблем можно условно
рассматривать, разбив их на три «слоя».
Первый из них связан с практикой
использования психолого-
Основной акцент диагностики в
Дошкольных образовательных учреждениях
стоит делать на педагогической диагностике.
Это позволяет педагогу отслеживать
продвижение ребенка в
В «замысле» ребенка
Методические рекомендации по проведению цикла занятий педагогической диагностики развития творческого воображения:
Глава 2. Разработка, проведение и анализ
практических занятий по педагогической
диагностике творческого
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
Принимая во внимание особенности
развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста, а
также развивающий и
Данный цикл занятий был разработан с учетом возраста и уровня развития детей, с которыми они проводились. Поэтому занятия были разделены на две части:
Задания основаны на работах М. В. Ильиной
«Воображение и творческое мышление».
В ее пособии приведены
В исследовании принимали участие дети подготовительной группы старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) Дошкольного образовательного учреждения, компенсирующего вида.
Организация занятий предусматривала следующие этапы:
Развитие невербального
Описание методик и порядок исследования.
I. Тест креативности. Исследование актуального уровня развития творческого воображения.
Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник. Нужно дорисовать эти фигуры так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т. д. при анализе не учитываются, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
II. Занятия по педагогической диагностике творческого воображения.
1. Методика «Волшебники». (Эта методика используется для развития чувств на базе воображения. Развивает способность к фантазированию и оперированию образами.)
Порядок исследования.
Вначале детям предлагается две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц». Вторая часть задания, самостоятельно нарисовать «доброго» и «злого» волшебников; рассказать о них, как определить, какой из них злой, а какой добрый; что совершил злой и что добрый. В конце занятия целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить получившихся персонажей в группе.
2. Методика «Рисунок в несколько
рук». ( Это групповое занятие,
тесно связывающее воображение
и эмоции и само насыщено
высоким эмоциональным
Порядок исследования.
Предлагается всем участникам вообразить
про себя какой-либо образ. Затем
на листе бумаги первый участник группы
изображает отдельный элемент задуманного
образа. Следующий участник, отталкиваясь
обязательно от имеющегося элемента,
продолжает рисунок, используя работу
предшественника для
3. Методика «Несуществующее
Порядок исследования.
Это задание следует начинать с примеров персонажей, которые были созданы путем мысленного склеивания. Опорой может быть изображение такого персонажа. ( Кентавр, русалка, дракон, человек-паук.) Сначала детям предлагается представить части различных животных и, мысленно соединив эти части, должно получится новое живое существо с необычными свойствами. Затем нужно нарисовать это животное. Далее каждый ребенок должен рассказать, что у него получилось в результате, так же он может придумать название своему животному, что-нибудь рассказать про него.
4. Задание «Аналогия». (Задание ориентированно на развитие творческого воображения с использованием приема «аналогия».)
Порядок исследования.
Детям предлагается обсудить разнообразные предметы похожие между собой по форме. Найти сходство. Предлагаются исходные объекты, дети так же могут придумывать и свои: автомобиль, самолет, корабль, поезд. Нужно изобразить какой-либо из этих вариантов так, чтобы он напоминал какое-либо живое существо. После того, как дети нарисовали, нужно обсудить, что и по каким признакам они сравнивали.
5. Методика «Акцентирование». (Развитие творческого воображения с помощью приема «акцентирование». Позволяет выделять главное, подчеркнуть характерную особенность. Развитие вербального воображения.)
Порядок исследования.
Детям предлагается рассказать о характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Ивана-царевича, Золушки, Буратино, и др. по предложению самих детей, кого бы они хотели обсудить.
6. Методика «Типизация». (Развитие творческого воображения с помощью приема «типизация».)
Порядок исследования.
Детям предлагаются схемы, изображающие человеческие эмоции. Например, самые элементарные:
J K L
В задании, предложенном детям, 8 различных выражений.
Надо назвать, какие чувства выражает каждое из схематических лиц. И сказать, какие выражения типичны (часто встречаются) у людей: веселых, общительных, грустных, сердитых, добрых, злых, удивленных, серьезных?
7. Методика «Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, творческое воображение. Детям предлагали взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. В итоге нужно подумать, на что похож рисунок? Придумать название своей картине.
III. Контрольный эксперимент.
После проведения цикла занятий
по развитию творческого воображения
и его диагностики, проводится контрольный
эксперимент. Тест креативности, описанный
выше. Детям снова преложили