Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа
Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.
Введение
Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте
1.1 Сущность воображения, виды и функции
1.2 Общая характеристика детского воображения
1.3 Механизм творческого воображения
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
Заключение
Литература
В процессе жизнедеятельности человека
воображение выполняет ряд
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программировании деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения человек
может управлять многими
У старшего дошкольника с переходом деятельности воображения во внутренний план появляется еще одна важная способность: подчинить свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану. Эта особенность развития воображения играет совершенно исключительную роль, так как именно благодаря ей появляется возможность создавать свои первые законченные произведения.
С появлением у старшего дошкольника способности действовать по заранее продуманному плану, по замыслу (способность, которая уже формируется в игре), очень важно помогать ребенку не просто фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но самостоятельные произведения – рисунки, аппликации, выдуманные истории. Необходимо, чтобы ребенок научился доводить задуманное до конца, не отступать перед неудачей и реализовывать свои маленькие «творческие планы».
Ребенок, с которым проводилась
специальная работа, более свободен
в своем творчестве. Существуют некоторые
особенности воображения: в литературном
творчестве, в изобразительной
творческий воображение педагогический дошкольный
1.2 Общая характеристика детского воображения
По мнению Е.О. Смирновой в психической
жизни дошкольника
Как подчеркивал Л.С.Выготский, мощный
шаг в развитии воображении совершается
в связи с усвоением речи. Наблюдения
показывают, что задержки в речевом
развитии всегда ведут к недоразвитию
воображения ребенка. Речь освобождает
ребенка от непосредственных впечатлений,
способствует формированию и фиксации
представлений о предмете. Именно
речь дает ребенку возможность
Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из их опыта, из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно непохожую на реальность. Например, один мальчик с азартом рассказывал про крошечный земной шар, который помещается у него в кармане, на котором все живое и все «взаправду»; а другой мальчик собирался построить домик из песка до самого неба и даже до звезд, чтобы с него можно было на звезду сойти. Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедным представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом беднее, чем у взрослого.
И все-таки воображение играет в
жизни ребенка более
То, что происходит в воображаемом пространстве, вызывает у ребенка самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки, творят разные волшебства. Многочисленные детские страхи объясняются как раз силой и живостью воображения.
Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Первой формой проявления детского воображения являются игры с взрослыми, включаемые в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве).
В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений. Воображение ребенка представляет собой целостную способность, которая выражается на самом разном материале.
Воображение ребенка с самого начала
его формирования имеет две основные
функции – познавательную и аффективную.
Познавательное воображение дошкольника
связано с бурным развитием ролевой
игры, рисования, конструирования. Однако
оно нередко носит
Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте. [19]
Итак, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) – сензитивный период для развития воображения. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими.
1.3 Механизм творческого воображения
Внутреннюю связь творчества с воображением выделяют и подчеркивают многие психологи. Так, Л. С. Выготский писал: «…Все решительно, что окружает нас, и что сделано рукой человека… является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». И далее: «…В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». [3]
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающем его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Особенностью творческого воображения являются его приемы, т. е. способы создания творческих образов.
Первый способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.
Третий способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркиваются определенные черты, признаки, свойства. Классическим примером является шарж, карикатура. [18]
Основой создания любых образов
является синтез и аналогия. Аналогия
может быть близкой, непосредственной
и отдаленной, ступенчатой. Например,
внешний вид самолета напоминает
парящую птицу. Это близкая аналогия.
Космический корабль –
Определяя особенность творческого
воображения, связанную с названными
приемами действительности следует
подчеркнуть, что все они, так
или иначе, протекают не только в
абстракции, но и форме чувственности.
В основе этих процессов лежат
мыслительные операции, но формой всех
превращений здесь выступает
именно чувственность. Конечный источник
операций воображения – предметно-
Дошкольное детство, первые годы обучения
в школе, когда ведущей деятельностью
ребенка остается игра, характеризуется
бурным развитием процессов
Необходимый элемент игры – воображаемая
ситуация, вводимая при помощи слов
«как будто», - представляет свободное
преобразование накопленного ребенком
запаса представлений. Образ фантазии
здесь выступает как программа
игровой деятельности – воображая
себя космонавтом, малыш строит соответственно
свое поведение и поведение играющих
с ним сверстников: прощается
с «близкими», изображает и ракету
на старте и одновременно себя в
ракете и т. д. Дающие богатую пищу
воображению ролевые игры позволяют
ребенку углублять и закреплять
ценные качества личности (смелость, решительность,
организованность, находчивость); сопоставляя
свое и чужое поведение в
Воображение, имеющее исключительно
важное значение для осуществления
и организации деятельности, само
формируется в различных видах
деятельности и затухает, когда ребенок
перестает действовать. На протяжении
дошкольного детства происходит
постепенное превращение