Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать цикл занятий педагогической диагностики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в специальных развивающих образовательных программах.

Содержание

Введение
Глава 1. Воображение и изучение его особенностей в дошкольном возрасте
1.1 Сущность воображения, виды и функции
1.2 Общая характеристика детского воображения
1.3 Механизм творческого воображения
1.4 Педагогическая диагностика воображения
Глава 2. Разработка, проведение и анализ практических занятий по педагогической диагностике творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание цикла занятий педагогической диагностики творческого воображения детей
2.2 Анализ результатов проведенных занятий и рекомендации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

127765.docx

— 82.92 Кб (Скачать файл)

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических  функций, первая из которых состоит  в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программировании деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек  может управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. [12]

У старшего дошкольника с переходом  деятельности воображения во внутренний план появляется еще одна важная способность: подчинить свое воображение определенному  замыслу, следовать заранее намеченному  плану. Эта особенность развития воображения играет совершенно исключительную роль, так как именно благодаря ей появляется возможность создавать свои первые законченные произведения.

С появлением у старшего дошкольника  способности действовать по заранее  продуманному плану, по замыслу (способность, которая уже формируется в  игре), очень важно помогать ребенку  не просто фантазировать, а реализовывать  свои замыслы, создавать пусть небольшие  и несложные, но самостоятельные  произведения – рисунки, аппликации, выдуманные истории. Необходимо, чтобы  ребенок научился доводить задуманное до конца, не отступать перед неудачей и реализовывать свои маленькие  «творческие планы».

Ребенок, с которым проводилась  специальная работа, более свободен в своем творчестве. Существуют некоторые  особенности воображения: в литературном творчестве, в изобразительной деятельности, в игре. Основными такими особенностями  являются подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения. Создать новое, оригинальное произведение, придумывать разные варианты одной и той же темы. Именно эти  общие особенности, а не только конкретные знания и умения и определяют часто  уровень творческого воображения  ребенка, который проявляется во всех сферах его жизни. Эти общие  особенности воображения можно  развить у ребенка, играя с  ним в самые различные игры и занимаясь с ним. Взрослый должен всячески поощрять творческие проявления ребенка, помогать развивать ему  направленное, продуктивное воображение. И это особенно важно в дошкольном возрасте, потому что именно у дошкольника  вся его жизнь пронизана фантазией  и творчеством. [5]

творческий воображение  педагогический дошкольный

1.2 Общая характеристика детского воображения

 

По мнению Е.О. Смирновой в психической  жизни дошкольника исключительно  важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбенированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. [19]

Как подчеркивал Л.С.Выготский, мощный шаг в развитии воображении совершается  в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом  развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает  ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете. Именно речь дает ребенку возможность представить  себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и  мысленно преобразовывать его. Ребенок  может выражать словами то, что  не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность  чрезвычайно свободно обращаться в  сфере впечатлений, создаваемых  и выражаемых словами. Воображение  становится возможным благодаря  речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной  функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития. [20]

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из их опыта, из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно непохожую на реальность. Например, один мальчик с азартом рассказывал про крошечный земной шар, который помещается у него в кармане, на котором все живое и все «взаправду»; а другой мальчик собирался построить домик из песка до самого неба и даже до звезд, чтобы с него можно было на звезду сойти. Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедным представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в  жизни ребенка более значительную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых людей.

То, что происходит в воображаемом пространстве, вызывает у ребенка  самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и  сознание ребенка разных придуманных  персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки, творят разные волшебства. Многочисленные детские страхи объясняются как раз силой и живостью воображения.

Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Первой формой проявления детского воображения являются игры с взрослыми, включаемые в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве).

В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений. Воображение ребенка представляет собой целостную способность, которая выражается на самом разном материале.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Познавательное воображение дошкольника  связано с бурным развитием ролевой  игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий  характер, когда ребенок действует  по образцам: производит одни и те же сюжеты, склонен к рисованию шаблонных  графических схем и пр.

Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных психотравматических  воздействий путем их многократного  варьирования в игре, рисовании и  других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта  с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Обе  функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте. [19]

Итак, ведущей деятельностью в  дошкольном возрасте является игровая  деятельность. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) – сензитивный период для развития воображения. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими.

 

1.3 Механизм творческого воображения

 

Внутреннюю связь творчества с  воображением выделяют и подчеркивают многие психологи. Так, Л. С. Выготский  писал: «…Все решительно, что окружает нас, и что сделано рукой человека…  является продуктом человеческого  воображения и творчества, основанного  на этом воображении». И далее: «…В  каждодневной окружающей нас жизни  творчество есть необходимое условие  существования, и все, что выходит  за пределы рутины и в чем заключена  хоть йота нового, обязано своим  происхождением творческому процессу человека». [3]

Творческое воображение – это  создание новых образов без опоры  на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение  заключается в самостоятельном  создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающем его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Особенностью творческого воображения являются его приемы, т. е. способы создания творческих образов.

Первый способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

Третий способ создания образов  фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркиваются определенные черты, признаки, свойства. Классическим примером является шарж, карикатура. [18]

Основой создания любых образов  является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. Синтез это есть специфическое обобщение  в создании сложного, целостного образа.

Определяя особенность творческого  воображения, связанную с названными приемами действительности следует  подчеркнуть, что все они, так  или иначе, протекают не только в  абстракции, но и форме чувственности. В основе этих процессов лежат  мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает  именно чувственность. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом  для преобразования и оформления содержания образов воображения.

Дошкольное детство, первые годы обучения в школе, когда ведущей деятельностью  ребенка остается игра, характеризуется  бурным развитием процессов воображения. О связи воображения с игрой  написано немало работ. Этот факт отмечается многими учеными и имеет принципиальное научное и практическое значение. Л. С. Выготский писал следующее: «Игра ребенка не есть простое  воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление ребенка  к сочинительству является такой  же деятельностью воображения, как  игра».

Необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто», - представляет свободное  преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Образ фантазии здесь выступает как программа  игровой деятельности – воображая  себя космонавтом, малыш строит соответственно свое поведение и поведение играющих с ним сверстников: прощается  с «близкими», изображает и ракету на старте и одновременно себя в  ракете и т. д. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют  ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставляя  свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого  реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.

Воображение, имеющее исключительно  важное значение для осуществления  и организации деятельности, само формируется в различных видах  деятельности и затухает, когда ребенок  перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения  ребенка из деятельности, которая  нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную  внутреннюю деятельность, позволяющую  осуществлять элементарное словесное (сочинение сказок, историй и стихов) и художественное (рисунки) творчество. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а, следовательно, в процессе общения с взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению. [15]

Информация о работе Педагогическая диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста