Педагогические основы дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".

Содержание

Введение

Глава I Педагогические основы дидактической игры

1.1 Значение, структура, функции и виды дидактических игр

1.2 Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах

1.3 Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 130.14 Кб (Скачать файл)

Ход дидактической игры на занятии

 

Воспитатель кладет перед детьми по 2—3 пары картинок и объясняет: «На  каждой паре картинок нарисованы одинаковые но названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них  рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать  только цвет; если я скажу, какой  формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки и т.п. Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель  следит за ходом игры, за правильностью  сравнений.

Ход дидактической игры вне занятия

 

Играют четверо детей. На столе  лежат 4 пары картинок изображениями  вниз. Воспитатель предлагает детям  взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую  из оставшихся на столе картинок и  рассказывает о том, что на ней  изображено. Ребенок, у которого предмет  того же наименования, включается в  сравнение. Потом эти 2 картинки выкладывают  рядом, и играющие проверяют, правильно  ли были названы признаки предметов, обо всем ли сказано. Например:

 

Воспитатель. У меня желтый фартук.

 

Ребенок. А у меня голубой.

 

Воспитатель. На моем фартуке один карман.

 

Ребенок. А на моём - два кармана  и т.д.

 

В дальнейшем на роль ведущего можно  назначить кого-нибудь из детей.

 

 

 

Вторая группа игр Дидактические  игры, требующие от детей умения группировать предметы, обобщать их по тем или иным признакам. Игры, способствующие формированию умений правильно употреблять  слова, выражающие видовые и родовые  понятия, развитию процессов анализа  и синтеза.

 

«Назови три предмета»

 

Воспитатель объясняет правила  игры: «Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу  слово, а вы назовите три предмета, которые относятся к этому  слову. Например, я скажу слово  обувь. Какие три предмета можно  назвать этим словом?»—«Сапоги, ботинки, галоши». Воспитатель называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы  и т. д.), затем после небольшой  паузы бросает мяч тому, кто  должен ответить. После ответа ребенок  бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет  мячом об пол и платит фант. В  другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать  их одним обобщающим словом. Более  труден вариант, когда задание меняется и в процессе игры: воспитатель  называет то одно родовое понятие, то три видовых.

 

Для развития находчивости, выявления  тех или иных знаний эффективны игры: «А если бы...», «Что сделано человеком, что создано природой?», «Охотник» . В процессе этих игр возникают  вопросы, на которые дети отвечают или  самостоятельно, или с помощью  воспитателя. Игры на формирование умения группировать и обобщать предметы благотворно  влияют на развитие мыслительных процессов  — анализа и синтеза, способствуют активизации, уточнению и закреплению  словаря. Кроме того, они воспитывают  быстроту реакции на словесный сигнал, вызывают интерес к приобретению новых знаний.

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО

 

Цель: Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

 

Игровой материал:1.Таблица, разделенная  на 9 клеток (№ 1). В каждой клетке —  изображение птицы или животного: в первом ряду — воробей, голубь, дятел; во втором — оса, лиса, стрекоза; в третьем — волк, бабочка, снегирь . 2.Таблица с 9 клетками (№ 2). В первом ряду — корова, лось, чайка; во втором — кошка, тигр, курица; в третьем  —собака, лиса, гусь.

 

3.Таблица с 9 клетками (№ 3). В  первом ряду — лев, жираф,  бегемот; во втором — белый  медведь, северный олень, тюлень; в третьем — волк, лось, бобр.

 

4.Таблица с 9 клетками (№ 4). В  первом ряду — щука, пингвин,  морж; во втором — дельфин,  карась, окунь; в третьем —  пеликан, кит, сом.

 

Ход дидактической игры на занятии

 

Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу № 1, предлагает сначала  рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые он будет  задавать. За правильный ответ играющий получает фишку.

 

 

Вопросы к таблице № 1:

 

1.  Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

 

2.  Сколько всего птиц на  таблице? (Четыре.) Назовите их.

(Воробей, голубь, дятел, снегирь.)

 

3.  Кого больше, зверей или  насекомых? (Больше насекомых, а  не зверей.)

 

4.  На сколько групп можно  разделить всех, кто нарисован

 на таблице? (На три.)

 

5.  Посмотрите на рисунки в  третьем столбике. (Не путать

 столбик с рядом!) Что общего  у всех, кто там нарисован? (Все

 летают.)

 

6.  Сравните животных первого  и второго столбика. Что вы

 заметили общего? (В каждом  столбике изображены птица,

 зверь, насекомое.)

 

Вопросы к таблице № 2:

 

1.  Сравните животных первого  и второго столбиков. На

 какие две группы их можно  разделить? (Дикие и домашние

 животные.)

 

2.  Какие еще животные в  первом и втором столбиках  похожи друг на друга? (Кошка  — тигр, лиса — собака.)

 

3.  Как можно назвать всех, кто изображен в третьем столбике? (Птицы.)

 

4.Каких птиц больше — домашних  или диких?

 

5.Сравните животных второго  и третьего ряда. Что вы заметили  общего? (В каждом ряду по одному  домашнему, одному дикому животному  и по одной домашней птице.)

 

6.Посмотрите на всех, кто нарисован  на таблице, и скажите, каких  животных больше, домашних или  диких? (Поровну.)

 

 

Вопросы к таблице № 3.     

 

1.  Какие животные проводят  много времени в воде? (Бегемот,  тюлень, бобр.)

 

2.  Что общего между животными  первого ряда? (Это животные жарких  стран.)

 

3.  Что общего между животными  второго ряда? (Это животные севера.)

 

4.  Что общего между животными  третьего ряда? (Эти животные живут  в наших лесах.)

 

5.  Что общего у животных  третьего столбика? (Живут в воде  большую часть времени.)

 

6.      Какие животные  питаются рыбой?

 

Вопросы и задания к таблице  М 4.

 

1.  Назовите рыб.

 

2.  Назовите птиц.

 

3.  Кого больше — птиц или  рыб?

 

4.  Назовите всех морских животных. Какое самое крупное?

 

5.  Какое животное обитает  в холодном северном море?

 

6.Сравните животных первого  и второго столбиков. Что вы  заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому  животному.)

 

7.Что общего у всех животных? (Все они живут в воде.)

 

Игры третьей группы Игры третьей  группы в практике детских садов  встречаются редко, хотя педагогическая ценность их велика. Перед началом  игры «в небылицы» воспитатель выясняет, понимают ли дети это слово. Уточняет, встречали ли небылицы в сказках, в смешных рассказах. Затем предлагает детям поиграть в игру

 

«Кто больше заметит небылиц?».

 

Дети слушают сказку-небылицу. Заметивший небылицу откладывает в сторону  фишку (палочку, листик). Когда сказка прочитана, воспитатель предлагает перечислить замеченные небылицы тому, у кого фишек отложено меньше. Остальные  слушают, затем дополняют его  ответ. Слушая сказку-небылицу, дети «разоблачают», как говорил К. И. Чуковский, в  ней небылицы, объясняют нелогичность в суждениях, непоследовательность в поступках действующих лиц.

 

Такая игра требует большого умственного  напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, сразу же реагировать, откладывая в сторону фишку, запоминать алогизмы и затем рассказывать о  них.

 

После того как у детей возник интерес к играм такого содержания, воспитатель может сам придумать  рассказ, включив в него несколько  небылиц. Это может быть рассказ  о жизни детей в детском  саду, эпизод из жизни воспитателя, рассказ о природе и т. д. Воспитатель  побуждает к ответу в первую очередь  тех детей, кто заметил меньше небылиц. Можно предложить детям  самим придумать рассказ с  небылицами. Один из играющих рассказывает, остальные слушают и замечают небылицы. В этих играх проявляется  большая активность всех детей: и  тех, кто придумывает, и тех, кто  замечает и объясняет небылицы. Поэтому  такие игры проходят живо, интересно, захватывают всех играющих детей.

 

Четвертая группа игр Игры этой группы способствуют формированию таких черт характера ребенка, как умение владеть  собой, находчивость, внимание, быстрота реакции на слово. Одной из любимых  детьми является игра «Фанты».

 

Чем она интересна? Ребенок-водящий  должен проявлять находчивость в  подборе вопросов, чтобы заставить  партнера ошибиться и сказать  запретное слово, рассмешить его. В  течение всей игры участникам необходимо помнить запретные слова, вовремя  заменять их другими, не рассмеяться, если получится смешное сочетание  слов. Она увлекательна, полна разных выдумок и находок самих детей. Для развития внимания использовались такие игры, как «Семья», «Испорченный телефон», «Эхо». Каждый играющий получает условное имя — название цветка, какого-либо предмета и т. д. Воспитатель включает их подом в свой рассказ. Ребенок, имя которого называет воспитатель, должен ответить на сигнал: встать или кивнуть головой. Так же вводилось правило: кто вовремя не отзовется, встает за стул и ждет, когда в рассказе снова появится его имя. Воспитатель старается побыстрее включить в рассказ невнимательного игрока, с тем, чтобы он быстро сел на место.

 

И в этой серии игр должны быть предусмотрены усложнения. Сначала  рассказ ведется медленно, с небольшой  паузой. после называния каждого  условного имени. Дальше темп рассказа ускоряется, а следовательно, от детей  требуется более сосредоточенное  и напряженное внимание.

 

При проведении игр четвертой группы важно подходить к детям дифференцированно: более медлительным, застенчивым  вначале предъявляются мягкие требования. И в то же время таких детей  надо чаще вовлекать в игры для  развития у них быстроты реакции  на слово, для воспитания уверенности  в своих силах.

 

Разнообразные, систематически проводимые с детьми словесные дидактические  игры являются эффективным методом  развития у детей старшего дошкольного  возраста мышления, речи и, в частности, формирование и активизация словаря, а также развитие фонематического  слуха. Они развивают у детей  познавательные интересы, а также  интерес к умственному труду.

 

Система по использованию дидактических  игр как способа руководства  познавательной деятельностью старшего дошкольника посредством речевого развития (в частности, формирование и активизации словаря), разработанная  мною, основывается на сборниках дидактических  игр следующих авторов:

 

1.         Басов  А.В., Тихомирова ЛФ Развитие логического  мышления детей. Ярославль, 1997.

 

2.         Венгер  ЛА, Дьяченко ОМ. Игры и упражнения  по развитию умственных способностей  у детей дошкольного возраста. М., 1989

 

3.         Дьяченко  ОМ, Агаева ЕЛ. Чего на свете  небывает? М.,1991

 

4.         Зак А.  Путешествие в Сообразилию или  как помочь ребенку стать смышленым.  НПО «Перспектива».

 

5.         Столяр  АА . Давайте поиграем. М., 1991

 

6.         Тихомирова  ЛФ Развитие познавательных способностей  детей. Ярославль, 1996.

 

7.         Швайко  Г.С. Игры и игровые упражнения  для развития речи. М.,1988.

 

 

 

2.4 Контрольный эксперимент

 

Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс развития речи (пополнение и активизация словаря) посредством  применения системы дидактических  игр как одного из способов руководства  познавательной деятельностью детей  выделенной группы использовался тот  же материал для обследования состояния  речи, в исследования принимали участие  те же 12 детей, но уже подготовительной группы.

 

Система работы по использованию дидактических  игр как способа руководства  познавательным развитием ребенка  включала:

 

q  коррекцию выявленных недостатков  в речевом развитии

 

q  коррекцию познавательных  способностей дошкольников посредством  применения системы дидактических  игр.

 

Контрольный эксперимент проводился в середине сентября 2004-05 уч.года, т.е. когда те же дети уже перешли в  подготовительную группу.

 

Результаты выполнения заданий  в контрольном эксперименте (согласно Протокола выполнения заданий):

Уровень речевого развития 

Количество детей ( чел.) 

Количество детей ( %)

Высокий уровень 

3 25

Средний уровень 9 75

Низкий уровень - -

Условные обозначения (цветовое обозначение) 

 

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 

 

Констатирующий эксперимент 

 А 

 

Контрольный эксперимент 

Б 

 

 

 

 

 

 

Протокол выполнения заданий№ Ф.И. ребенка Словарь Итого Связная речь Грамматический строй речи Итого 

Уровень речевого развития

 

(в баллах)

 

/сравнит./ 

 

№ задания 

 

(в баллах) 

№ задания

 

(в баллах) 

 

 

А 

Б 

 

1а 

2б 

3в 

1а 

2б 

3в 

4г 

Игорь

 

Деметьев  25 8 8 41 10 9 32 8 8 57 91 108 

Кирилл

 

Клюшкин 24 8 9 41 9 9 40 8 10 59 99 109 

Света

 

Типцова 22 8 10 40 8 9 37 8 7 60 87 108 

Настя

 

Чабурина 30 10 10 50 10 9 39 8 8 64 103 124 

Лена

 

 Шаталина 25 8 8 41 10 8 38 8 7 61 96 112 

6 Камиль Ширняев 25 7 9 41 9 8 37 8 8 61 88 111 

Ира

 

Шагаева 25 10 8 43 8 8 36 8 9 61 89 99 

Информация о работе Педагогические основы дидактической игры