Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".
Введение
Глава I Педагогические основы дидактической игры
1.1 Значение, структура, функции и виды дидактических игр
1.2 Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах
1.3 Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников
Заключение
Библиографический список
Приложения
Именно поэтому психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
В данном исследовании рассмотрены
подходы к содержанию познавательного
развития дошкольников и его взаимосвязь
с речевыми возможностями ребенка-
Целью работы является теоретическое изучение проблемы использования дидактических игр как способа руководства познавательной деятельностью старших дошкольников, и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их познавательного развития.
Задачами работы являются:
1. Изучить и проанализировать
психолого-педагогическую
2. Изучить особенности речевого
развития детей с целью
3. Изучить личностные
4. Определить эффективность
5. Составить методические
Объект исследования – процесс
развития познавательной деятельности
старших дошкольников посредством
использования системы
Предмет исследования – особенности процесса речевого развития (в частности, обогащение и активизация лексической стороны речи – словаря) у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – есть возможность
предположить, что в ходе систематической,
планомерной и целенаправленной
работы произойдут качественные и количественные
изменения в речевом развитии
(в частности, обогащение и пополнение
словаря) у выделенной группы дошкольников
посредством использования
Методы исследования:
q Теоретические основы
1. Теоретический анализ литературы:
-
Особенности развития
-
Влияние дидактической игры на
познавательную деятельность
-
Речевое развитие как
2. Формулирование гипотезы.
q Практические:
1. Педагогический
эксперимент, который включал
в себя: отбор диагностического
инструментария (методики), проведение
диагностики, анализ
База экспериментального исследования:
Муниципальный детский сад
Глава I. Теоретические основы проблемы дидактической игры как способ руководства познавательной деятельностью
1.1Особенности развития
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни - это процесс формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах умственного развития, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста являются:
q формирование системы
q развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей
q формирование познавательных интересов и любознательности, умственной активности
q приучение детей к умственному труду
Как отмечает Л.А. Венгер, «ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.
Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т.д.).
Познавательные процессы (восприятие,
память, мышление, воображение и
т.д.) - составная часть любой
Когда говорят об умственных способностях ребенка, то также имеют ввиду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо , чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает, от уровня его развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность его учения.
Человек рождается с достаточно
развитыми задатками к
· владение приемами умственной деятельности (мыслительные операции - анализ , синтез , обобщение , абстрагирование, сравнение и т.п.)
· владение приемами деятельности – в данном случае игровой, т.к. игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (практические умения – выполнение игрового задания, умение строить совместную со сверстниками игру, как выбрать необходимые игрушки или их заместители и т.п.)
Целью обучения в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний.
Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.
Каждому периоду дошкольного детства
соответствуют определенные состояния
и изменения в развитии психики
– психические новообразования,
свидетельствующие «об
Так, для старшего дошкольника отмечаются
следующие особенности в
q память: преобладает непроизвольная
образная память; все больше объединяясь
с речью и мышлением,
q внимание: происходит дальнейшее
развитие и формирование
q ощущения и восприятие:
происходит развитие (обострение) всех
свойств ощущений – качества,
интенсивности, длительности, пространственной
локализации. В своем
q воображение: преобладает
произвольный характер, предполагая
создания замысла, его
q Мышление: наглядно-образное,
развивается словесно-
Информация о работе Педагогические основы дидактической игры