Педагогические основы дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".

Содержание

Введение

Глава I Педагогические основы дидактической игры

1.1 Значение, структура, функции и виды дидактических игр

1.2 Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах

1.3 Характеристика познавательных интересов и способы их развития у старших дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 130.14 Кб (Скачать файл)

 

q   обогащению чувственного  опыта ребенка, развивая при  этом его умственные способности  (умения сравнивать, обогащать, классифицировать  предметы и явления окружающего  мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая  игра – незаменимое средство  преодоления различных затруднений  в умственной деятельности у  отдельных детей.

 

q   развитию речи детей:  пополняется и активизируется  словарь, формируется правильное  звукопроизношение, развивается  связная речь; ряд игр с успехом  используется для развития фонематической  стороны языка: так, увлекательное  игровое действие побуждает детей  к многократному повторению одного  и того же звукосочетания, такое  повторение звуков не утомляет  детей, потому что они заинтересованы  самой игрой, то они выполняют  роль птицы, то роль движущего  автомобиля, и чем больше увлечен  ребенок, тем активнее он воспроизводит  нужные звуки, тем полнее педагогический  эффект.

 

q   социально-нравственному развитию  ребенка-дошкольника: в такой  игре происходит познание взаимоотношений  между детьми, взрослыми, в ней  ребенка проявляет чуткое отношение  к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  помогать в беде и т.д.

 

q   художественному воспитанию  – совершая какое-либо действие  ребенок думает, насколько оно  красиво, элегантно, насколько  оно вообще уместно в данной  конкретной ситуации, следит за  выразительностью своей речи  и речи окружающих речи, происходит  развитие творческой фантазии  при яркой проникновенной передаче  художественного образа.

 

Рассмотрев роль дидактической  игры, следует остановиться на структуре  этих игр, обозначить своеобразие и  особенностей руководства ими.

 

Итак, структуру (структура дидактической  игры по А.К Бондаренко) дидактической  игры образуют основные и дополнительные компоненты.

 

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и  дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Главная  цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом  в ней является дидактическая  задача, которая скрыта от дошкольника  игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного  обучения.

 

q   Дидактическая задача - определяется  целью обучения и воспитания  детей в соответствии с образовательной  программой, где для каждой возрастной  группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны  овладеть дети. Так, для выбора  дидактических игр необходимо  знать уровень подготовленности  воспитанников, так как в играх  они должны оперировать уже  имеющиеся знания и представлениями.  Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь ввиду,  какие знания, представления (о  природе, об окружающих предметах,  о социальных явлениях) должны  усваиваться, а какие закрепляться  детьми, какие умственные операции  в связи с этим должны у  них развиваться. 

 

q   Игровые действия Игровая  и дидактическая задача реализуется  в игровых действиях. Дидактическая  игра отличается от игровых  упражнений тем, что выполнение  в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

 

q   Игровые правила. Основная  цель правил – организовывать  действия, поведение детей. Правила  могут запрещать, разрешать, предписывать  что-то детям в игре, делать  игру занимательной, напряженной.  «Чем правила жестче, тем игра  становиться напряженнее, острее. Факт создания мнимой ситуации  с точки зрения развития игры, можно рассматривать как путь  к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило,  ведет к развитию действий  ребенка, на основе которых  вообще становится возможным  то разделение игры и труда,  с которым мы встречаемся в  школьном возрасте как с основным  фактором. Соблюдение правил выступает  непременным условием решения  игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться  не только при условии, когда  правила становятся внутренним  регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как  внешние требования взрослого.  Условия, обеспечивающие соблюдения  правил в дидактической игре: во-первых, это коллективная организация  деятельности, когда играющие согласуют  свои действия и контролируют  выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных  объединений, когда старшие передают  свой игровой опыт малышам.  Старшие дети встают в позицию  обучающего, что помогает им осознать  правила как нормативное средство  построения совместной деятельности. Ошибочно было бы думать, что  в дидактической игре нет места  детскому творчеству. В играх  с фиксированными правилами дети  проявляют творчество, придумывая  новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно. Дидактическая задача не решалась.

 

q   Дидактический материал  и результат: средством решения  дидактической задачи выступает  дидактический материал; результатом  дидактической игры является  решение игровых и дидактических  задач, решение обеих задач  – показатель эффективности игры, так, младшие дошкольники уже  осознают игровой результат, а  старшие - начинают вспоминать  результат, связанный с решением  дидактической задачи: научился, догадался,  решил.

 

q   Дополнительные компоненты  дидактической игры – сюжет  и роль не обязательны и  могут отсутствовать. 

 

Своеобразие дидактической игры:

 

1.         определяется  рациональным сочетанием двух  задач дидактической и игровой.  Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность  теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической  игры основано на стремление  ребенка, входить в воображаемую  ситуацию и действовать по  ее законам, то есть отвечает  возрастным особенностям дошкольника.  Старшие дошкольники начинают  осознавать познавательную задачу  таких игр, которая опосредуется  игровым мотивом, придающий ей  смысл.

 

2.         определяется  вид игровой деятельности и  форма организации взаимодействия  взрослого с ребенком. Дидактические  игры социальны по своему происхождению,  социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой  игре, в дидактической игре –  сама дидактическая задача, предполагает  формирование средств и способов  познания.

 

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные  игры.

 

q   Игры с предметами в  играх с предметами используются  игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия  предметов. Ценность этих игр  в том, с их помощью дети  знакомятся со свойствами предметов,  величиной, качеством, цветом. В  играх решаются задачи на сравнение,  классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми  знаниями о предметной среде  задания в играх усложняются  : дети упражняются в определении  предмета по какому – либо  одному качеству, объединяют предметы  по этому признаку (цвету, форме  назначению качеству), что очень  важно для развития отвлеченного  логического мышления.

 

q   Игры с природным материалом  всегда вызывают у детей желание  живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, - все это  используется в работе с детьми  при организации и проведении  дидактических игр. Такие игры  позволяют воспитателю проводить  их во время прогулки, непосредственно  соприкасаясь с природой при  этом закрепляются знания детей  об окружающей их природной  среде, формируются мыслительные  процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим  воспитывается любовь к природе  бережное отношение к ней.

 

q   Настольно-печатные игры  – интересное занятие для детей.

 

Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» Самое простое  задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешнем признакам, но и по смыслу. Составление различных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных  частей составлять целый предмет. Усложнением  в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом  действий, движений. В таких играх  ставиться обучающая задача: развивать  не только речь детей, но и воображение, творчество. В таких играх формируются  такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

 

q   Словесные игры. Они построены  на словах и действиях играющих, В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углубляясь знании  о них, т.к. здесь требуется  использование приобретенных ранее  знаний в новых связях, в новых  обстоятельствах. Дети должны  самостоятельно решать разнообразные  мыслительные задачи: описывать  предметы, выделяя характерные их  признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия  алогизмы и суждения. В старшем  дошкольном возрасте, когда у  детей начинает активно формироваться  логическое мышление, словесные  игры чаще используют в целях  формирования мыслительной деятельности, самостоятельности решения задач.  Эти дидактические игры проводятся  во всех возрастных группах.  Но особенно они важны в  воспитании и обучении детей  старшего дошкольного возраста, т. к способствуют подготовке  ребят к обучению в школе:  развивают умение внимательно  слушать педагога, быстро находить  ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии  поставленной задачей. С помощью  словесных игр у детей воспитывают  желание заниматься умственным  трудом. В игре сам процесс  мышления протекает активнее, трудности  умственной работы ребенок преодолевает  легко, не замечая, что его  учат. Для удобства использования  словесных игр в педагогическом  процессе их удобно можно объединить  в четыре основные группы.

 

1. Первую очередь из них входят  игры, с помощью которых формируют  умение выделять существенные (главные)  признаки предметов, явлений:  «Отгадай-ка», «Радио», Магазин», «Да - нет». 2. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, заменять алогизм делать правильное умозаключение: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц». 3. В третьей группе игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно», «Назови три предмета».4. В особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает -не летает». Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющий запас слов. Такие игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Одним из условий четкого руководства играми является определения перечня слов, подлежащий усвоению.

 

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических  игр, ее проведение и анализ.

 

q   В подготовку к дидактической  игре входит: отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной  игры программным требованиям  воспитания и обучения детей  определенной возрастной группе; определение удобного времени  проведения дидактической игры (процессе  организованного обучения на  занятиях или в свободное от  занятий и других режимных  процессов время); выбор места  для игры, где дети могут спокойно  играть, не мешая другим такое  место, как правило, отводят  групповой или на участке; определение  качества играющих; подготовка необходимого  дидактического материала для  выбранной игры; подготовка к  игре самого воспитателя: он  должен изучить и осмыслить  весь ход игры, свое место в  игре, методы руководства игрой;  подготовка к игре детей: обогащение  их знаниями о предметах и  явлениях окружающей жизни, необходимыми  для решения игровой задачи.

 

q   Проведение дидактических  игры включает: ознакомление детей  с содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован  в игре(показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой  уточняются знания и представления  детей о них); объяснения хода  игры и правил игры. При этом  воспитатель обращает внимание  на поведение детей в соответствии  с правилами игры, на четкое  выполнение правил (что они запрещают,  разрешают, предписывают); показ  игровых действий, в процессе  которого воспитатель учит детей  правильно выполнять действия, доказывал,  что иначе не приведет к  нужному результату; определение  роли воспитателя в игре, его  участие в качестве играющего,  болельщика или арбитра. Мера  непосредственного участия воспитателя  в игре определяется возрастом  детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия  играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это  ответственный момент в руководстве  ею, так по результатам, которых  дети добиваются в игре, можно  судить по ее эффективности,  о том, будет ли она с интересом  использоваться в самостоятельной  деятельности.

 

q   Анализ проведенной игры  направлен на выявление приемов  ее подготовки и проведения: какие  приемы оказались эффективными  в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать  как подготовку, так и сам процесс  проведения игры. Анализ позволит  выявить индивидуальные особенности  в поведении и характере детей.

Информация о работе Педагогические основы дидактической игры