А. В. Запорожец, оценивая
роль дидактической игры, справедливо
указывал: «Нам необходимо добиваться
того, чтобы дидактическая игра
была не только формой усвоения
отдельных знаний и умений, но
и способствовала бы общему
развитию ребенка, служила формированию
его способностей» [5 , с.8].
В исследовании Г.
Н. Толкачевой показано, что при
использовании дидактических игр
можно достичь положительных
результатов в формировании потребности
в самоутверждении у детей
старшего дошкольного возраста. Возможность
применения этих игр как средства формирования
данной потребности обусловлена тем, что
дидактические игры, как подчеркивает
автор, «...создают условия для возникновения
потребности, ее закрепления (ситуации
соперничества, сравнения, соревнования);
обеспечивают процесс познания своих
возможностей и возможностей сверстника;
позволяют знакомить детей с социально
полезными способами самоутверждения;
предоставляют возможность для выполнения
различных по статусу ролей»
Н. Толкачевой была
выявлена возможность использования
игр для коррекции поведения
дошкольников. Эта задача решалась
в играх, выравнивающих характер
самооценки детей, играх, направленных
на познание детьми друг друга
(описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях),
знакомящих детей со способами
социально полезного самоутверждения
(инсценировках, загадках).
Из понимания значения
дидактических игр вытекают следующие
требования к ним:
• Каждая дидактическая
игра должна давать упражнения,
полезные для умственного развития
детей и их воспитания.
• В дидактической
игре обязательно наличие увлекательной
задачи, решение которой требует
умственного усилия, преодоления
некоторых трудностей. К дидактической
игре, как и ко всякой другой,
относятся слова А. С. Макаренко:
«Игра без усилия, игра без
активной деятельности — всегда
плохая игра».
• Дидактизм в игре
должен сочетаться с занимательностью,
шуткой, юмором.
• Увлечение игрой
мобилизует умственную деятельность,
облегчает выполнение задачи. [1,
с.115-124]
Как видим, существуют
различные взгляды на дидактическую
игру, ее основные функции и
педагогический потенциал. В последние
годы резко возросло внимание
ученых к проблеме дидактической
игры, обозначилась потребность
в более глубоком и разностороннем
изучении отдельных вопросов
данного вида игровой деятельности.
Это связано с поиском наиболее
рациональных и эффективных путей
обучения и воспитания дошкольников,
введением игровых приемов в
практику обучения младших школьников,
применением новых видов игровой
деятельности и т. д.
Дидактические игры
имеют своеобразную структуру,
в которой большинство исследователей
выделяет такие структурные элементы,
как дидактическая (обучающая,
игровая) задача (цель игры), игровые
правила, игровые действия, заключение
или окончание игры.
Основным элементом
дидактической игры является
дидактическая задача. Она тесно
связана с программой занятий.
Все остальные элементы подчинены
этой задаче и обеспечивают
ее выполнение.
Дидактические задачи
разнообразны. Это может быть
ознакомление с окружающим (природа,
животный и растительный мир,
люди, их быт, труд, события общественной
жизни), развитие речи (закрепление
правильного звукопроизношения,
обогащение словаря, развитие
связной речи и мышления). Дидактические
задачи могут быть связаны
с закреплением элементарных
математических представлений.
Содержанием дидактических
игр является окружающая действительность
(природа, люди, их взаимоотношения,
быт, труд, события общественной
жизни и др.).
Большая роль в дидактической
игре принадлежит правилам. Они
определяют, что и как должен
делать в игре каждый ребенок,
указывают путь к достижению
цели. Правила помогают развивать
у детей способности торможения
(особенно в младшем дошкольном
возрасте). Они воспитывают у детей
умение сдерживаться, управлять
своим поведением.
Детям младшего дошкольного
возраста очень трудно соблюдать
очередность. Каждому хочется
первым вынуть игрушку из «чудесного
мешочка», получить карточку, назвать
предмет и т. д. Но желание
играть и играть в коллективе
детей постепенно подводит их
к умению тормозить это чувство,
т, е. подчиняться правилам
игры.
Немаловажная роль
в дидактических играх принадлежит
игровому действию. Игровое действие
— это проявление активности
детей в игровых целях: катать
разноцветные шары, разбирать башенку,
собирать матрешку, перекладывать
кубики, отгадывать предметы по
описанию, отгадывать, какое изменение
произошло с предметами, расставленными
на столе, выиграть соревнование,
выполнить роль волка, покупателя,
продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать
дидактические игры с точки
зрения того, что в них занимает
и увлекает детей, то окажется,
что детей интересует, прежде
всего, игровое действие. Оно стимулирует
детскую активность, вызывает у
детей чувство удовлетворения. Дидактическая
задача, завуалированная в игровую
форму, решается ребенком более
успешно, так как его внимание,
прежде всего, направлено на развертывание
игрового действия и выполнение правил
игры. Незаметно для себя, без особого
напряжения, играя, он выполняет дидактическую
задачу.
Благодаря наличию
игровых действий дидактические
игры, применяемые на занятиях, делают
обучение более занимательным,
эмоциональным, помогают повысить
произвольное внимание детей,
создают предпосылки к более
глубокому овладению знаниями, умениями
и навыками.
Дидактические игры
способствуют формированию у
детей психических качеств: внимания,
памяти, наблюдательности, сообразительности.
Они учат детей применять имеющиеся
знания в различных игровых
условиях, активизируют разнообразные
умственные процессы и доставляют
эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как
средство воспитания правильных
взаимоотношений между детьми. В
ней ребенок проявляет чуткое
отношение к товарищу, учится
быть справедливым, уступать в
случае необходимости, помогать
в беде и т. д. Поэтому
игра является прекрасным средством
воспитания коллективизма.
Дидактические игры
способствуют и художественному
воспитанию — совершенствованию
движений, выразительности речи, развитию
творческой фантазии, яркой, проникновенной
передаче образа.
В процессе дидактических
игр многие сложные явления
расчленяются на простые и,
наоборот, единичные обобщаются, следовательно,
осуществляется аналитическая и
синтетическая деятельность.
Многие дидактические
игры подводят детей к обобщению
и классификации, к употреблению
слов, обозначающих обобщенные понятия
(чайная, столовая, кухонная посуда,
мебель, одежда, обувь, продукты).
Чем содержательнее
игровое действие и правила
дидактических игр, тем активнее
действует ребенок. А это дает
возможность воспитателю формировать
взаимоотношения детей: умение
действовать по очереди в соответствии
с правилами игры, считаться с
желаниями участников игры, помогать
товарищам в затруднениях. В ходе
игры есть возможность добиваться
проявления инициативы каждым
ребенком в достижении поставленной
цели. Однако эти качества личности
не воспитываются в ребенке
сами по себе, их нужно постепенно,
терпеливо формировать. Если детям
любого возраста давать дидактическую
игрушку, не раскрывая четко
и ясно правил игры с ней,
то игра протекает сумбурно
и теряет свою воспитательную
ценность.
Если ребенок взял
парные картинки или кубики
с нарисованными на них частями
животного и строит из них
домик, вместо того чтобы подбирать
пары или складывать из частей
целое животное, как указывают
правила игры, то такие игры, хотя
в них ребенок и использует
дидактические пособия, не могут
считаться дидактическими и не
принесут пользы в обучении
и воспитании.
В дидактических играх
поведение ребенка, его действия,
взаимоотношения с другими детьми
регулируются правилами. Для того
чтобы игра действительно служила
воспитательным целям, дети должны
хорошо знать правила и точно
им следовать. Научить их этому
должен воспитатель. Особенно
это важно делать с самого
раннего возраста. Тогда постепенно
дети приучаются действовать
в соответствии с. правилами
и у них формируются умения
и навыки поведения в дидактических
играх. [6., с.4-8]
Таким образом, дидактические
игры — незаменимое средство
обучения детей преодолению различных
затруднений в умственной и
нравственной их деятельности. Эти
игры таят в себе большие
возможности и воспитательного
воздействия на детей дошкольного
возраста.
По содержанию дидактические
игры подразделяются на следующие
виды:
— математические (для
закрепления представлений о
времени, пространственном расположении,
количестве предметов);
— сенсорные (для
закрепления представлений о
цвете, величине, форме);
— речевые (для ознакомления
со словом и предложением, формирования
грамматического строя речи, воспитания
звуковой культуры речи, обогащения
словаря);
— музыкальные (для
развития звуковысотного, тембрового
слуха, чувства ритма);
— природоведческие (для
ознакомления с объектами и
явлениями живой и неживой
природы);
— для ознакомления
с окружающим (с предметами и
материалами, из которых они
изготовлены, с профессиями людей
и т. п.)
В зависимости от
использования дидактического материала
дидактические игры традиционно
подразделяются на три группы:
—игры с предметами
и игрушками, включающие сюжетные
дидактические игры и игры-инсценировки;
—настольно-печатные
игры, устроенные по типу разрезных
картинок, складных кубиков, лото,
домино;
—словесные [3,с.23].
Предметные игры —
это игры с народной дидактической
игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными
природными материалами (листьями,
семенами). К народным дидактическим
игрушкам относят: деревянные
конусы из одноцветных и разноцветных
колец, бочонки, шары, матрешки, грибки
и др. Основные игровые действия
с ними: нанизывание, вкладывание,
катание, собирание целого из
частей и т. д. Эти игры
развивают у детей восприятие
цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры
направлены на уточнение представлений
об окружающем, систематизацию знаний,
развивают мыслительные процессы
и операции (анализ, синтез, обобщение,
классификацию и др.).
Настольно-печатные игры
могут быть разделены на несколько
видов:
1. Парные картинки. Игровая
задача состоит в том, чтобы
подобрать картинки по сходству.
2. Лото. Они строятся также
по принципу парности: к картинкам
на большой карте подбираются
тождественные изображения на
маленьких карточках. Тематика
лото самая разнообразная: «Игрушки»,
«Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие
и домашние животные» и др.
Игры в лото уточняют знания
детей, обогащают словарь.
3. Домино. Принцип парности
в этой игре реализуется через
подбор карточек-картинок при
очередном ходе. Тематика домино
так же разнообразна, как и
лото. В игре развиваются сообразительность,
память, умение предвидеть ход
партнера и т. д.
4. Разрезные картинки
и складные кубики, на которых
изображенный предмет или сюжет
делится на несколько частей.
Игры направлены на развитие
внимания, сосредоточенности, на
уточнение представлений, соотношение
между целым и частью.
5. Игры типа «Лабиринт»
предназначены для детей старшего
дошкольного возраста. Они развивают
пространственную ориентацию, умение
предвидеть результат действия.
Словесные игры. В эту
группу входит большое количество
народных игр типа «Краски», «Молчок»,
«Черное и белое» и др. Игры
развивают внимание, сообразительность,
быстроту реакции, связную речь.
В зависимости от
характера игровых действий выделяются
следующие виды дидактических
игр:
—игры-путешествия;
—игры-предположения;
—игры-поручения;
—игры-загадки;
—игры-беседы. [2 , с.103-107]
В основу классификации
дидактических игр, предложенной
Н. И. Бумаженко, положен познавательный
интерес детей. В связи с
этим выделяются следующие виды
игр:
—интеллектуальные (игры-головоломки,
словесные игры, игры-предположения,
игры-загадки, ребусы, шарады, шашки,
шахматы, логические игры);
—эмоциональные (игры
с народной игрушкой, игры-развлечения,
сюжетные игры обучающего содержания,
словесно-подвижные, игры-беседы);
—регулятивные (игры
с прятаньем и поиском, настольно-печатные,
игры-поручения, игры-соревноания,
игры по корректировке речи);
—творческие (игры-фокусы,
буриме, музыкально-хоровые, игры-труд,
театрализованные, игры в фанты);
—социальные (игры
с предметами, сюжетно-ролевые игры
дидактического содержания, игры-экскурсии,
игры-путешествия).
1.2. Методика руководства
дидактическими играми в разных
возрастных групах.