Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 15:54, реферат
Реалии современного образования - это внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Деятельность ученика ставится на первую ступень на пути к знаниям.
Выбор деятельностного подхода в качестве одного из аспектов методологической основы решения проблем образования ставит нас перед необходимостью рассмотрения психологической теории деятельности.
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Реалии современного образования - это внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Деятельность ученика ставится на первую ступень на пути к знаниям.
Понятие деятельности очень подробно освещается во многих философских трудах и является предметом исследований ученых с античных времен. Особенно значительный вклад в решение данной проблемы внесли работы представителей немецкой классической философии - Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга. Например, Фихте так определял значение деятельности: «"Я" Фихте - деятельное абсолютное начало, само полагающее свое "не-Я", в преодолении которого способно бесконечно развертывать собственное содержание…». Данная фраза всецело подчеркивает установку на деятельность как на смысл самого существования, назначение жизни.
Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности человека, но и дает понять, как исследование внешней деятельности может стать методом исследования внутренних состояний психики.
Подходы к понятию деятельности менялись в определенные периоды развития философии и педагогики. Возникает проблема понимания основных концепций понятия деятельности в педагогике, как в одной из базовых областей практического применения. В данной работе ставится цель - представить понятие деятельности в философии, психологии и педагогике на современном этапе развития педагогической науки. Кроме того, необходимо обозначить, какие принципы деятельности и как используются в методологической основе решения проблем образования.
В современной философии выполнены исследования, которые рассматривают различные аспекты деятельности. Наиболее интересными, по моему мнению, являются следующие определения деятельности.
Деятельность - специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт.
Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование.
Деятельность - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Деятельность - система действий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
«Под «человеческой деятельностью», мы понимаем, прежде всего, осознанную, целенаправленную активность человека, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов».
«Деятельность как принцип используется для утверждения о том, что психические образования представляют собой идеальные следы («превращенные формы») взаимодействий организма с объектами окружающего мира. Деятельность как мотивированную, целенаправленную активность можно представить как имеющую определенную уровневую организацию - собственно деятельность, которая инициируется и направляется мотивом, действие как фрагмент (этап) деятельности, направляемый промежуточной целью, и операция как система движений, обусловленная условиями выполнения действия».
Т.Г. Калугина в своих работах приводит примеры современных философских теорий деятельности . Актуальными для исследования проблем образования являются следующие теории.
Конкретная теория деятельности. Представители этой теории считают, что в основе деятельности лежит система объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей. При этом основными признаками деятельности являются целостность и целенаправленность. Это означает, что деятельность реализуется человеком-субъектом в процессе постановки и достижения цели.
Эвристическая теория деятельности. М.Вебер, Дж. Дьюи, Ж.Пиаже, Ю. Энгештром и другие ученые считают, что деятельность представляет собой действия, сознательные или бессознательные, и формирует личность человека спонтанно или целенаправленно. Действия выступают инструментами деятельности. Их выполнение определяется ценностями и ценностными установками субъектов деятельности. Ю. Энгештром выделил основные направления исследования деятельности: а) исследование знаковых систем (Ч. Пирс, К. Поппер), б) исследование межсубъектности (М. Мид), в) исследование культурно-исторической школы.
В психологической теории деятельности, важным является аспект преобразования субъектом деятельности окружающей действительности. Понятие преобразования является ключевым понятием психологической теории деятельности. Преобразование - это изменение внутреннего состояния объекта, изменение его сущности, того, что объединяет его с другими сходными объектами или отличает его от других объектов. В этом случае мы говорим о существенных (или сущностных) признаках предмета деятельности. Любое их изменение можно определить как преобразование предмета. Необходимость преобразования предмета, его особенности определяют состав деятельности и ее структуру.
Одним из практических дидактических принципов преподавания является принцип деятельности. Он заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Таким образом, в понятии деятельности учащегося также могут быть выделены три основных элемента: учащийся как субъект деятельности, окружающая действительность как объект деятельности, и собственно процесс реализации отношений учащегося и окружающей действительности, т.е. деятельность. Это можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1.
Структура понятия деятельности учащегося
Все три элемента существуют во взаимосвязи. Если меняется предмет деятельности, то меняется вид деятельности. Одним из видов деятельности учащихся является учебно-познавательная деятельность. Другие виды деятельности - спортивная, художественная, трудовая и т.п.
В частности, выделяются виды деятельности по роли в образовании (деятельность ведущая - деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития; по профессиональной сфере (деятельность педагогическая - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Существуют и другие классификации видов деятельности. И.Ф. Харламов выделяет и рассматривает такие виды деятельности подростка:
Целенаправленный характер процесса образования и одного из его основных компонентов - учебно-познавательной деятельности - признается всеми авторами педагогических исследований. Наличие цели деятельности является обязательным. Это является неоспоримым фактом. Расхождения, разногласия начинаются с определения ее содержания.
Рассмотрев вопросы философии, психологии и системного подхода к понятию деятельности, ответы на которые могут служить методологической основой актуальности исследования реферата, предлагается ряд положений.
Информация о работе Понятие деятельности в психологии и педагогике