Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа
Цель исследования - изучение особенностей гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Объект исследования – особенности гендерной идентичности личности детей.
Предмет исследования - особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Гипотеза исследования заключается в следующем: особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей связаны с гендерной идентичностью их родителей.
Введение
Семья является одним из
главных институтов воспитания. Это
объясняется тем, что в ней
ребенок находится в течение
значительной части своей жизни,
и по длительности своего воздействия
на личность ни один из других институтов
воспитания не может сравниться с
семьей. В семье закладываются
основы личности ребенка, и к моменту
поступления в школу он в значительной
степени сформирован как
Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в Белоруссии и России, так на Западе. По данным статистики, в каждой седьмой белорусской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, они не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Смерть одного из родителей, развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываются причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития.
Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И. Дементьева, Н. Зубарева, М. А. Костенко, Л.Г. Лунякова и другие. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И. Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагивает вопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологические особенности личности таких детей. М. А. Костенко преимущественно рассматривает неполные отцовские семьи.
Я хочу затронуть тему воспитания детей преимущественно в неполных семьях, т.к. обстановка в них усложнена отсутствием одного из родителей, что накладывает свой отпечаток на формирование целостной личности ребенка. Я попытаюсь выяснить, может ли один из родителей дать ребенку полноценное воспитание, заменив обоих, при этом сформировав правильное поведение и наделив теми качествами, которые присущи данному полу ребенка.
Цель исследования - изучение особенностей гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Объект исследования – особенности гендерной идентичности личности детей.
Предмет исследования - особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Гипотеза исследования заключается в следующем: особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей связаны с гендерной идентичностью их родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- раскрыть влияние стилей
родительского отношения на
- изучить особенности характера детей из неполных семей;
- охарактеризовать условия,
способствующие правильному
- раскрыть методы
В процессе исследования мною были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ документации о составе семьи, методика полового дифференциала Е. Кагана, статистические методы обработки полученных данных.
Базой исследования выступила школа №1, классы № 7-9.
Глава 1.
1.1 Понятие половой идентификации как социального феномена
1.1.1 Понятие гендерной идентичности
В психологии предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямыми. Гендер в переводе с английского языка обозначает род (мужской, женский, средний). В американском словаре можно обнаружить ещё одно значение, где термин «гендер» понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории (что соответствует одному из значений слова «род» в русском языке). Другими словами, гендер конструирует отношения принадлежности между одним объектом и другими ранее уже обозначенными (классом, группой), он приписывает или закрепляет за каким-либо объектом или индивидом позицию внутри класса, а, следовательно, позицию относительно других, уже составленных классов. Гендер – социальное отношение; (не биологический пол), или представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений.
Гендер – есть социокультурный конструкт пола, представляющий собой комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений и т.д. В отличие от биологического пола, представляющего собой набор генетически заданных анатомо-физиологических признаков человека, гендер строится в конкретном социокультурном контексте в определённый исторический период и, следовательно, различен во времени и пространстве. Гендер – продукт социализации, в то время как пол – результат эволюции.
Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Эта внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, позволяет индивиду организовать образ «Я» и социально функционировать в соответствии с воспринимаемым полом и гендером. Она не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, типизации или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения, вплоть до «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности.
Гендерная идентичность - одна из базовых характеристик личности. Она формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. В данной логике гендерная идентичность выступает как продукт социального конструирования и, одновременно, как один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений.
Следует особо подчеркнуть ошибочность сведения гендерной идентичности к половой, заключающейся в успешном вхождении индивида в роль мужчины или женщины. Такая идентичность как бы вторична по отношению к возрастной. Гендерная идентичность есть не что иное, как соотнесение своего поведения с нормами поведения, принятыми данной возрастной группой. Причем эти нормы и стереотипы относительно независимы от половой принадлежности индивидов, ибо являются, в значительной мере, общими как для мужчин, так и для женщин. Другое дело, что гендерная идентичность имеет два способа бытия – маскулинный и феминный. Иначе говоря, гендерная идентичность маскулинно и феминно ориентирована, т.е. имеет два специфических атрибута существования, которые взаимно дополняют друг друга. Содержание же самой гендерной идентичности в главном и существенном относительно автономно к мужским и женским императивам, представляя собой единство возрастного сознания и поведения.
В основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Гендерная идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Понятие «пол» включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает аспекты мужского и женского. Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки – к «женскому», то есть используют гендерные схемы.
Особенно актуальны вопросы гендерной идентификации в подростковом возрасте. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ «Я», не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность. Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д.
Гендерная идентификация подростка – это сложный процесс отождествления себя с определённой группой людей, объединенных по принципу гендерной общности; это особый механизм распознавания представителей разных гендерных групп. В результате подросток формирует собственную гендерную идентичность.
Этой проблемой занимаются многие исследователи в психологии. Можно отметить различие их взглядов. Гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола (И. Клёцина). Гендерная идентичность – осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности (О.А. Воронина); принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака (Е. Терешенкова, Н. Радина). Иногда в понятие гендерной идентичности включают аспект, связанный с психосексуальным развитием и формированием сексуальных предпочтений (Дж. Гангнон, Б. Хендерсон).
Половая идентичность очень актуальна в подростковом возрасте, так как усложняются критерии «маскулинности – фемининности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т.д.). Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности – фемининности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело и внешность.
1.1.2 Теории формирования
половой идентичности и
«Кто родится? Мальчик или девочка?» - вопрос, который очень волнует большинство будущих родителей. Появление девочки в семье сопровождается приобретением розовой одежды, кукол, мальчику покупают машинки. В нас прочно сидя общественные стереотипы - представления о том, как воспитывают девочку или мальчика. От девочки и мальчика ожидаются разные стили модели поведения. Девочка? А почему она обожает футбол, рыбалку, упрямо отказывается носить платья и дружит только с мальчишками ? А у вас мальчик? Но как получилось, что он без мамы шагу не ступит, обидчив, раним, не умеет драться, не интересуется футболом, хоккеем и теряется при общении с мужчинами?
Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, полоролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой — полоролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой). (См.: Кон И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988. – С. 59 - 60.).
Как указывал И. С. Кон в работе «Вкус запретного плода» (1991), первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.
Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию.
В три-четыре года он уже осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно это делается гораздо раньше), но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Четырехлетний москвич Вася спрашивает: «Мама, когда ты была маленькой, ты кто была, мальчик или девочка?», и еще: «Вот когда я вырасту большой, я стану папой. Понятно. Ну а когда же я буду женщиной?»
В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с резким усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стили поведения и т. д.
Информация о работе Понятие половой идентификации как социального феномена