Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа
Цель исследования - изучение особенностей гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Объект исследования – особенности гендерной идентичности личности детей.
Предмет исследования - особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Гипотеза исследования заключается в следующем: особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей связаны с гендерной идентичностью их родителей.
И. С. Кон отмечает недостаточную ясность признаков, на основании которых дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Уже в три-четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемая им значимость и соотношение таких признаков могут быть различными.
Сложились следующие теории формирования половой идентичности и действия механизмов половой социализации:
1. теория половой идентификации – уходит корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять.
Представители психоанализа указывали, что основную роль в половой дифференциации играют биологические факторы, основной ее механизм – процесс идентификации (отождествления) ребенка с родителем, в частности с родителями того же пола, что и ребенок. Весь процесс развития личности (формирование поведения и представлений) обусловленных полом, связан с сексуальной сферой, наличием Эдипова комплекса и комплекса Электры, когда семейные отношения строятся по модели преодоления ребенком внутренних затаенных стремлений в эротической любви к родителю противоположного пола. В основе развития личности лежит конфликт сексуальных инстинктов индивидуальности и табу ближайшего окружения на их проявление.
З. Фрейд выделял три стадии в развитии индивида. На первых двух стадиях (оральной и анальной) мальчики и девочки, по его мнению, развиваются одинаково. Различие в развитии появляется только на фаллической стадии, когда возникает Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Путь разрешения Эдипова комплекса заключается в том, что мальчик преодолевает свое раннее стремление обладать матерью и равность к отцу путем идентификации себя с отцом и усвоения доминирующей модели. А разрешении комплекса Электры для девочек – принятие мужской доминантности через подавление в себе мужской активности, развитие пассивного зависимого поведения и идентификации себя с матерью. Соответственно указание есть на то, что мужская и женская модель противоположны по своим качествам. Для типичного мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, рассудочность. Для женской модели типично: пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также, большая, чем у мужчины эмоциональность и социальная уравновешенность. Фрейд считал, что личность развивается гармонично, полноценно, если следует вышеозначенным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация.
Позже некоторые последователи Фрейда отмечали, что большее значение (по их мнению), чем биологическое начало, чем фиксация ребенка на телесных зонах, имеет опыт его социальных отношений в детстве, то есть утверждают, что половая идентификация есть не только биологический процесс, но и социальный.
Современный психоанализ: 1.фаллоцентрическое направление – подчеркивает мужское превосходство и принимает феминность только после того, как убеждается, что она не может быть мальчиком. У представителей данного направления на первой стадии – мужская ориентация всех детей. Гиноцентрическое направление – ранней основой идентификации для мальчиков и девочек – идентификация женская. Суть разрешения эдипова комплекса для мальчиков – отделение его от матери, разрушение первичной идентификации с ней с помощью отца, который поддерживает обесценивание всего женского.
2.теория половой типизации – придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за «мужественное», «мужское» (маскулинное) поведение и осуждают их, когда они ведут себя «женственно», а девочки получают положительное подкрепление за феминное поведение и осуждаются за маскулинное;
3.теория самокатегоризации – подчеркивает значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, а затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовывать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению.
Представители данной концепции указывают, что половая идентификация основана на когнитивной способности ребенка, понимании им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо. Важно так же понимание социальных ролей. У более развитых в интеллектуальном плане детей эта половая социализация происходит раньше. Формирование представлений ребенка о половых ролях не является пассивным процессом, возникающих под влиянием социально подкрепляемых реакций, а возникает в результате активного структурирования и обобщения ребенком его собственного опыта.
На первоначальной стадии полового самоопределения (по Кольбергу) происходит самокатегоризация - причисление ребенком себя к определенному полу. После чего он начинает положительно оценивать то, что связано с его половой ролью, секстипичное поведение вызывает в нем позитивные чувства. Происходит таким образом самоутверждение, мотивационным компонентом которого является желание сохранить позитивный образ себя.
А М. Ребекка, Р. Хефнер, Б. Олешоски полагают, что полоролевое развитие проходит этапы: 1)когда у ребенка еще индифферентные представления о половых ролях; 2)этап поляризации и стереотипизации (конвенциальная стадия, рутинное); 3)подвижное динамическое развитие половых ролей. Большинство людей не достигают этой стадии, останавливаются на второй.
Половая типизация – процесс, который проявляется спонтанно, без прямого упражнения и воспитания, в соответствии с возрастом ребенка и происходит в ходе когнитивного созревания.
4.теория социального научения (социальный бихевиоризм). Сторонники данной теории считают, что ребенок идентифицирует себя с родителями не только своего пола, а так же с братьями, сестрами, сверстниками и другим значимыми лицами, поведение которых подкрепляется, имеет успех. Своеобразным подкреплением является и угроза наказания, и угроза лишения любви. (Но почему у женственных девочек не женственные матери?) Модель, которой подражает ребенок, может не являться моделью конкретного человека, а носить обобщенный характер. Не каждая модель и не каждые ее черты становятся предметом подражания.
5. теория социальных ожиданий. Основную роль в процессе половой социализации играют социальные ожидания общества. Они возникают на основе конкретной социально – культурной ситуации и половая идентичность, половая роль формируется соответственно воспитанию, где находят отражения социальные ожидания окружающих. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека. Главное- пол социальный, который усваивается пожизненно и на формирование которого оказывают влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания (Дж. Стоккард, М. Джонсон). Биологические различия мужчины и женщины не определяют социально – ролевые различия и не могут быть причиной социального неравенства. Наоборот, политическое неравенство – ключ к понимаю полоролевого развития, к понимаю источника мужского превосходства.
Однако данные теории тесно связаны между собой, дополняют друг друга.
2.2 Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях
2.2.1 Семья и ее влияние на формирование личности ребенка
Слово «семья» имеет несколько значений:
1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. // перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
2. перен. Род, поколение.
3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. // Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. // Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).
4. перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
5. перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.
Из всего перечисленного, несмотря на то, что значение этого слова охватывает разные области, тонкой нитью проходит одно - это группа чего-то или кого-то, объединенного общей связью.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственность.
Второе определение более полно описывает предмет и задачи семьи. А чем является семья в современном мире? Из кого она состоит, и что она может дать ребенку? Имеет ли значение ее состав? Существуют ли различия в воспитании детей разными родителями? Имеет ли современная семья тесные связи, основанные на взаимной помощи и моральной ответственности? Попробуем остановиться на этом поподробнее.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Воспитание - это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, чтобы один человек только давал, наставлял, действовал, а другой - только пассивно все принимал. В действительности дают и принимают оба, то есть все, кто участвует в воспитательном процессе. Основа воспитания - это не только педагогическое искусство или какая-то особая премудрость. Основа воспитания - это взаимное доверие, симпатия, любовь воспитателя и воспитуемого.
Главное в воспитании маленького
человека - достижение душевного единения,
нравственной связи родителей с
ребенком. Родителям ни в коем случае
не стоит пускать процесс
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Так что же такое родительство? Спонтанные родительские чувства -- любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в мифах, религии и т. п.? Или практика, стиль взаимоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе?
Родительская любовь - совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития ребёнка. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих - и подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былую близость, потому что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая навязываемые извне требования. Каковы реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?
Первые психологические
и социологические
Информация о работе Понятие половой идентификации как социального феномена