Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа
Цель исследования - изучение особенностей гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Объект исследования – особенности гендерной идентичности личности детей.
Предмет исследования - особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Гипотеза исследования заключается в следующем: особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей связаны с гендерной идентичностью их родителей.
У неполных семей помимо отсутствия отца имеются и другие проблемы: материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения, от которого немало зависят воспитательные возможности. Женщина-мать, лишенная мужской поддержки, часто психологически травмирована, что отражается и на ее отношении к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успеваемости, вежливости и т. п., нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое невротическое чувство кажется бескорыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и отрицательно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Как показывают психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца и т. д. и т. п.
Оценивая потенциальный
уровень и реальную степень родительского
влияния, нужно учитывать множество
автономных факторов и ограничивающие
эффективность родительского
1.Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации.
2.Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.
3.Наличие других агентов социализации,
как внутри семьи,
так и вне ее.
4. Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный исторический период (например, как велики различия в условиях жизни и ценностных ориентациях родительского поколения и поколения детей).
5. Амбивалентность самих
родительских чувств и их
6. Многочисленные и совершенно
неизученные компенсаторные
Проблемы эти весьма сложны и часто интерпретируются прямо противоположным образом, особенно на уровне глобальных теорий. С точки зрения психоанализа ослабление отцовской власти в семье - величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совершенству. «Общество без отцов» означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т. п.
Личность развивается и меняется на протяжении всей жизни, под влиянием множества разных людей и обстоятельств.
2.2.2Полная и неполная семья
Что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?
Традиционно принято считать,
что неполной называется такая семья,
которая состоит из одного родителя
с одним или несколькими
Неполная семья образуется,
как правило, вследствие расторжения
брака, внебрачного рождения ребенка,
смерти одного из родителей или раздельного
их проживания. В связи с этим
необходимо выделять следующие разновидности
неполных семей: осиротевшие, внебрачные,
разведенные и распавшиеся. В
зависимости от того, кто из родителей
занимается воспитанием детей, выделяют
материнские и отцовские
В условиях современной действительности
неполная семья в большинстве
случаев состоит из матери с ребенком
или несколькими детьми, то есть
является по сути материнской. В этой
связи мы будем рассматривать
особенности материнско-
Классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации, она выделила следующие стили отношений "мать - ребенок": сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.
В общении в таких семьях
матери стараются установить равенство
позиций. Равенство позиций означает
признание активной роли ребенка
в процессе его воспитания. Ребенок
является активным субъектом самовоспитания.
Мать может стать властителем
души своего ребенка лишь в той
мере, в какой ей удается пробудить
в ребенке потребность в
Другим стилем отношений "мать - ребенок" является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.
Следующим стилем отношений "мать-ребенок" является соперничество. При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.
Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество. При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.
Таким образом, Е.Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения "мать - ребенок". Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относится к неполной семье, во главе которой стоит мама.
В неполных семьях особенно
важно создать у ребенка
Помимо рассмотренных
классификаций стилей родительских
отношений выделяются также следующие
стили родительского
Таким образом, проведенный
анализ литературы по данному вопросу
позволяет нам еще раз
2.2.3 Психологические особенности мальчиков и девочек
Как отмечали Исаев Д. Н., Каган В. Е. в широком смысле пол - это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). Термин «половое воспитание» означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида.
Кон писал, что в любом человеческом обществе
· мальчики и девочки ведут себя по-разному;
· от разнополых детей ожидают
разного поведения и по-
Какую же роль в формировании,
закреплении и изменении
Первичная половая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.
Первичная половая идентичность,
осознание своей половой
Родители обращаются с
разнополыми детьми так, чтобы их
поведение соответствовало
По данным Э. Маккоби и К. Джэклин, подтвержденными последующими исследованиями, мальчиков, как правило, подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащем поло-ролевым стереотипам и требованиям. Фемининные роли определяются не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем маскулинные. Мальчиков чаще и строже наказывают, зато они, по-видимому, получают также больше поощрений и автономии в своем развитии. Простейшее объяснение этого факта состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекая к себе внимание взрослых.
Информация о работе Понятие половой идентификации как социального феномена