Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа
Цель исследования - изучение особенностей гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Объект исследования – особенности гендерной идентичности личности детей.
Предмет исследования - особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Гипотеза исследования заключается в следующем: особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей связаны с гендерной идентичностью их родителей.
В некоторых семьях, как в полных, так и в неполных, существуют неверные установки относительно межполовых взаимоотношений, которые сказываются на воспитании детей.
1. Негативные установки:
· негативная установка как
месть. Некоторые матери внушают
своим дочерям негативное отношение
ко всем представителям мужского пола,
заранее настраивая их против мужчин,
давая им резко отрицательные
обобщенные характеристики. Мальчику
внушить отрицательную
· негативизм как профилактика - мать внушает сыну, что ему следует быть очень осторожным с женщинами: от них можно заразиться дурной болезнью или же, женившись, попасть «под каблук», а потому следует их всячески избегать. Дочери же внушается, что цель всякого мужчины -- «обмануть» и затем «бросить», воспользоваться невинностью и неопытностью девушки.
2. Аскетическая установка:
· сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возможности оградить от контактов с мужским полом -- не разрешают играть со сверстниками-мальчиками, прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добавляется и подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается стремление девочки к нарядам и украшениям -- вместо того чтобы, воспользовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и т. д.; высмеивается интерес к другому полу. Затем прививается мысль о безнравственности половой жизни. Ясно, что в отношении к мужскому полу у девушки остается лишь то, что связано с расчетом и формальной необходимостью (замужество).
3. Потребительская установка:
· в качестве особого явления эта установка более характерна для воспитания девочек. Для каждой нормальной девочки должна быть естественной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью. Тем не менее, стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», содержал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданье».
4. Собственническая установка:
· собственническая установка
нередко проявляется в
Имея подобные неверные установки в семье, родители искажают адекватное восприятие мальчиков и девочек противоположного пола, усугубляя дальнейшее нормальное развитие и восприятие детей. Например, негативные установки чаще проявляются в неполных семьях, т.к. мать старается «уберечь» ребенка, заранее «предупредив» его о возможных последствиях. Это бывает в том случае, если личная жизнь матери не сложилась и отец является главным мерзавцем среди всех мужчин-мерзавцев.
Видно, что атмосфера в
семье является основополагающим для
дальнейшего адекватного
Велика и многопланова роль родителей в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Выводы
Семья - это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые являются наиболее приемлемыми для его дальнейшего развития. Семья может быть полной или неполной - в зависимости от наличия одного или обоих родителей. Это влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе: взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение. В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация.
Глава 2.Эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей 2.1 Организация и проведение исследования
Цель исследования - изучение особенностей гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Объект исследования – особенности гендерной идентичности личности детей.
Предмет исследования - особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
Гипотеза исследования заключается в следующем: особенности гендерной идентичности личности детей из неполных семей связаны с гендерной идентичностью их родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) подбор методики для изучения особенностей гендерной идентичности личности детей из неполных семей в связи с гендерной идентичностью их родителей.
2) проведение исследования и анализ полученных данных.
3) составление практических
рекомендаций, направленных на оптимизацию
процесса воспитания в
В процессе исследования мною были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ документации о составе семьи, методика полового дифференциала Е. Кагана, статистические методы обработки полученных данных.
Базой исследования выступила школа №1, классы № 7-9.
Всего в исследовании участвовало 30 детей (15 мальчиков и 15 девочек) в возрасте 12-14 лет из неполных семей и 30 матерей.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Первый этап исследования - формирование выборки - производилось с помощью изучения личных дел учащихся, бесед с социальными педагогами.
2. Второй этап исследования - выбор методики исследования.
3. Третий этап исследования - экспериментальный.
4. Четвертый этап исследования - анализ полученных результатов.
В исследовании применялась методика полового дифференциала В.Е. Кагана. Эта методика может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого – свой портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она дает одновременно два показателя половой идентичности – маскулинности (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и феминности (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что отвечает модели маскулинности и феминности как независимых измерений.
Методика состоит из 18 шкал, представляющих 4 фактора. Выделяются 6 шкал факторов С (сила, доминантность, авторитарность) и по 4 шкалы факторов О (оценка, отношение), А (активность, коммуникативность) и дополнительного четвертого фактора, обозначаемого как фактор предсказуемости – П.
Все испытуемые шкалируют понятия «Я», «большинство мужчин», «большинство женщин».
Инструкция. Оцените:
а) самих себя,
б) большинство мужчин,
в) большинство женщин по отобранным чертам личности.
Внимательно прочтите каждую пару черт и зачеркните соответствующую цифру:
3 – совершенно верно, 2 – верно, 1 – пожалуй, 0 – неопределенное.
Отвечать надо как можно точнее, но не очень медленно. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределенному ответу. Вы должны затратить не более 10 минут.
Обработка производится следующим образом. Для каждого из понятий определяются усредненные факторные показатели (алгебраическая сумма набранных баллов по входящим в фактор шкалам делится на число заполненных шкал факторов) для факторов О, С, А, П. Факторные показатели выражаются в числах от + 3 до - 3 (ключ к методике). Эти 4 показателя образуют личностный портрет, учитывающий оценку объекта, его доминантность, коммуникативность и предсказуемость, и сам по себе являющийся предметом для анализа понятий «Образа-Я» и гендерных стереотипов.
Близость понятий в индивидуальном восприятии вычисляется по принятой формуле расчета близости понятий:
P=
где Р - расстояние между понятиями, Х - результат алгебраического вычитания показателя фактора одного понятия из показателей того же фактора другого понятия. Чем меньше Р, тем более близки сопоставляемые понятия. Вычисляются расстояния «Я» - «Большинство мужчин» и «Я» - «Большинство женщин», как, соответственно, индексы М и F.
Такие расчеты проводятся дважды:
1) в формуле расчетов
в качестве показателей
2) в формуле расчета
используются показатели
Мера близости понятий «Я» и «Большинство мужчин» образует показатель (индекс М) маскулинности, «Я» и «Большинство женщин» - показатель (индекс F) феминности. Получаемые показатели маскулинности и феминности рассматриваются как характеризующая индивида взаимодополняющая пара. Индексы М и F представляют собой близость понятий, где ведущим является индекс с меньшим абсолютным значением, а индекс баланса при положительном значении характеризует феминность, при отрицательном - маскулинность.
Интерпретация. Базовая половая идентичность не всегда совпадает с паспортным полом. Так, у лиц женского пола может доминировать показатель противоположного пола (т. е. соответствующая мера близости будет выражаться меньшей величиной), таких испытуемых называют изомерными по половой идентичности.
Базовая и персональная половая идентичность также могут не всегда совпадать друг с другом. Например, у испытуемого мужского пола, маскулинного по базовой половой идентичности, феминный показатель персональной идентичности. Это может быть, например, вполне мужественный, но склонный к рефлексии, эмпатичный субъект.
Чем меньше расстояние между базовой и персональной идентичностью, тем больше соответствие традиционным моделям полоролевого типа поведения ( = 4,25; р < 0,05).
По близости понятий «Я - большинство женщин» (индекс F) и «Я - большинство мужчин (индекс М) испытуемые подразделяются на 6 групп:
1) мужчина маскулинного типа (обычный - базовая идентичность совпадает с паспортным полом, а персональная идентичность может и не совпадать);
2) мужчина феминного типа (изомерный - базовая идентичность не совпадает с паспортным полом);
3) женщина феминного типа (обычная);
4) женщина маскулинного типа (изомерная);
5) недифференцированный тип (с низкими показателями как маскулинности, так и феминности);
6) андрогинный тип (высокими показателями как маскулинности, так и феминности);
Общую характеристику различий между ними дает семантическая близость понятий. Получаемые показатели маскулинности и феминности рассматриваются как характеризующая индивида взаимодополняющая пара. Определив меру близости понятий, «большинство мужчин», «большинство женщин» по показателям базовой и персональной половой идентичности, можно получить представление о дифференцированности гендерных стереотипов.
Если показатели индекса М заключаются в пределах от -2 до -1, то можно делать заключение о маскулинности, если показатели индекса F заключаются в пределах от +1 до +2 - о феминности.
Если индексы F и М заключаются в пределах от -1 до +l, то говорят о недифференцированности.
Об андрогинности свидетельствуют наличие одновременно показателей индекса F больше +2 и индекса М меньше -2.
Показатели факторов ОСАП для каждого из оцениваемых понятий представляют собой, соответственно, три психологических портрета в восприятии испытуемого: свой, типичных представителей мужского пола и женского пола.
Половой дифференциал можно использовать аналогично общему набору семантического дифференциала для изучения восприятия испытуемым своей семьи и представления о своей будущей семье. Круг показателей шире за счет характеризующих маскулинность - феминность показателей других членов семьи и сопоставления себя с ними по этим характеристикам. Здесь возникает возможность изучения семьи как фактора половой социализации.
Информация о работе Понятие половой идентификации как социального феномена