Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Объект: конфликты в дошкольном возрасте.
Предмет: правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
1.1 Понимание конфликта в психологии…………………………………....
1.2 Детские конфликты и причины их возникновения……………………..
1.3 Особенности правосознания в дошкольном возрасте ………………….
1.5 Анализ Конвенции о правах ребёнка……………………………………
Выводы по I главе…………………………………………………………….
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
2.1. Методы и методики исследования ………………………………….. ...
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….
Выводы по II главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Любой конфликт имеет пространственные, временные границы. Кроме границ, для того чтобы определить природу конфликта необходимо учитывать внутрисистемный аспект [51].

Территорией, на которой происходит конфликт, определяются пространственные границы. Продолжительностью – временные границы. Временные границы также определяются началом и завершением конфликта. Начало конфликта определяется противоборствующими актами поведения. Завершением конфликта можно считать прекращение всех действий конфликтующих сторон [1].

Любой конфликт происходит в определённой системе, например, в семье, организации, государстве. Границы конфликта в системе, зависят от того, насколько широк круг привлеченных в него участников.

Конфликт становится способом выявления и решение противоречий. Но полезность конфликта достаточно условна, конечно, будет лучше, если разногласие будет решено мирным путём. Решение противоречий - объективная функция конфликта, но не обязательно она будет соответствовать целям участников конфликта [22].

Единой типологии конфликтов не существует в связи с разнообразием критериев. Рассмотрим несколько различных классификаций конфликтных проявлений.

Конфликты в зависимости от количества участников делят на внутриличностные, межличностные, групповые, конфликты между группой и личностью [39].

Внутриличностные конфликты возникают, когда происходит столкновение равносильных противоположно направленных мотивов, нужд или интересов. Примеры таких конфликтов: «плюс-плюс» - выбор одного из двух благоприятных вариантов; «плюс-минус» - каждый вариант содержит положительные и отрицательные следствия; «минус-минус» - все варианты имеют отрицательные следствия.

Межличностные конфликты - столкновенье индивидов между собой на основе противоположно направленных мотивов. Эти конфликты являются наиболее распространенными, ведь они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Именно этот тип конфликтов достаточно распространен в производственных коллективах, семьи, социальной среде.

Межгрупповой конфликт – противоборство малых, средних или микрогрупп. В настоящее время межгрупповые конфликты стали повседневным явлением общественной жизни. Это происходит в связи с появлением множества как формальных, так и неформальных групп. В основе этих столкновений лежат противоположно направленные групповые мотивы.

Если отдельная личность принимает позицию отличную от позиции группы, то между ними также может возникнуть конфликт. Конфликтное взаимодействие осуществляется на основе столкновения личных и групповых мотивов.

На политические, экономические, социальные, семейно – бытовые, управленческие, юридические, идеологические и религиозные делят конфликты по сферам проявления [39].

По формам и ступеням конфликтного противостояния различают скрытые и открытые конфликты; спонтанные, инициативные и спровоцированные; неминуемые, вынужденные и лишенные целесообразности.

В открытом конфликте противоборство явно выраженное (ссоры, спор). Урегулирование такого конфликта происходит с помощью международных, правовых, социальных или этических норм в зависимости от уровня участников конфликта. В скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются побочные способы влияния.

По коммуникативной направленности различают вертикальные (начальник – подчиненный), горизонтальные (равные по статусу) и смешанные конфликты.

По способам урегулирования различают конфликты антагонистов, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, и компромиссные, которые припускают вариантность преодоления расхождений, интересов, целей.

По функциональным результатам различают конструктивные и деструктивные конфликты [22].

 

1.2. Детские конфликты и причины их возникновения

С конфликтами в сфере взаимодействия детей взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от одного до двух лет. Из-за чего возникают конфликты у детей? Из-за игрушек у младших дошкольников, ролей – у средних, правил игры – в более старшем возрасте. Причина конфликта всегда отражает возрастное развитие ребёнка [27].

Конфликтные проявления в дошкольном возрасте – это взаимосвязь нравственных и безнравственных аспектов развития личности [62].

Конфликт может затухать и усиливаться. Некоторые факторы могут обострять протекание конфликта, другие наоборот ослаблять.

Факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе:

  • повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
  • проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;
  • отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта — детей;
  • эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
  • вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

  • уход на нейтральную сторону;
  • беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
  • уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
  • сохранение и укрепление межличностных отношений [16].

Объектом детского конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта - дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на многообразие, имеют общие стадии протекания:

  1. формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
  2. переход потенциального конфликта в реальный;
  3. конфликтные действия и эмоциональная обида;
  4. снятие или разрешение конфликта.

Причины возникновения конфликтов между детьми связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков [5].

По степени и форме столкновения детские конфликты могут быть: открытыми (спор, ссора) и скрытыми (действия исподтишка, маскировка истинных намерений); стихийными, возникшими спонтанно, и преднамеренными, спланированными или просто спровоцированными [24].

В ситуации, требующей проявления доброжелательности и согласованности, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту. Дети не всегда могут сопереживать и уступать. Это связано с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого, но не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями [12].

Реальные отношения могут осложняться игровыми, если инициатор игры берет подчиненную роль, но реально руководит игрой. Если дети не умеют договариваться между собой - игра распадается. В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, - это ловкие, умелые, смышленые и опрятные, к не популярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Они придирчиво относятся к выполнению роли («так бывает» и так «не бывает»), стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая вину, говорят: «Я больше не буду»), отрабатывают нужные для игры действия. Дети испытывают потребность получить интересную роль в игре и проявить себя при этом, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Так, в ситуации успеха их переполняет чувство радости, но они могут и злорадствовать при неудаче другого. В ситуации неудачи часто огорчаются, чувствуют зависть и досаду [5].

Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако, взрослый не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

Дети с низкой самооценкой, с повышенным уровнем тревожности наиболее конфликтны. В своих исследованиях В.А. Пинчук выявила, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции - потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувств неуверенности – с другой [11]. Именно с внутренним состоянием дошкольника связана его конфликтность.

В результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству складывается неадекватно высокая самооценка у детей.

Когда близкие окружающие высоко оценивают ребёнка, то у ребёнка складывается такая самооценка, которая вполне устраивает его. Он желает сохранить высокую самооценку, так как благодаря ей он имеет самоуважение и хорошее отношение сверстников. Имея неадекватно высокую самооценку, дошкольник желает иметь высокий уровень достижений в учении, но для этого у него может не быть достаточно знаний и умений, отрицательные черты характера могут не позволить ему быть уважаемым среди сверстников. Если такое случается, то происходит внутренний конфликт между высокими притязаниями и реальными возможностями. В результате чего срабатывает механизм защиты, который не допускает признание неуспеха, потери самоуважения, неуверенности. Ребёнок начинает искать причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Он не признаёт то, что причина в нём самом, конфликтует со всеми, указывающими на его недостатки. У него начинают проявляться такие качества как раздражительность, обидчивость, агрессивность.

 

 

 

 

1.3. Особенности правосознания в дошкольном возрасте

Прежде чем раскрыть понятие правосознание надо иметь представления о морали, нравственности и моральных нормах.

Формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения. В результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления он оценивает их эмоционально как привлекательные или  безобразные.

По определению С.Л. Рубинштейна, поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям к общему, к нормам общественной морали. Поступок не сводится лишь к внешнему действию, важна позиция, отношение к человеку [54].

Воспитание нравственности по мнению А.С Арсеньева, предполагает развитие в индивиде чувствительности к внутреннему конфликту между общечеловеческим, социально-групповым и эгоистическими мотивами [4].

Уровни морального развития, предложенные В.А. Блюмкиным:

С самого рождения у ребёнка уровень элементарной моральности. С появлением сознания усвоение нравственности происходит путем подражания, копирования ребенком поведения взрослых и сверстников, а также путем прямого внушения, как надо или не надо себя вести. Основными приобретениями можно считать усвоение самых простых форм нравственности: доброжелательности, сочувствия, сострадания, взаимопомощи.

Уровень ориентации в основном на внешние регуляторы: на этом уровне личность в своем моральном поведении еще ориентируется на окружение, но развиваются и приобретают большее значение внутренние побуждения (чувство стыда, честность).

Уровень моральной саморегуляции, когда человек совершает нравственные поступки потому что нравственное поведение стало для него нормой жизни, а не за то, что его похвалят или осудят. Такое поведение предполагает бескорыстие, ответственность и совесть.

В дошкольном возрасте складываются определенные моральные инстанции, в состав которых входят принятые ребенком социальные требования (или нравственные знания) и объединенные с ними положительные эмоциональные переживания.

В этом возрасте важную роль играет воображение, которое позволяет ребенку выйти за пределы конкретной ситуации и осуществить эмоциональное предвосхищение результата того или иного действия. При этом ребенок уже способен сопоставлять должное и желаемое. В результате этого возникает аффективное обобщение, что ведет к осмыслению им своих нравственных переживаний. Таким образом, чувства теряют свою ситуативность и обретают смысловое содержание (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович). Именно в дошкольный период дети начинают впервые испытывать нравственные чувства, такие как вина, стыд, научаются радоваться успехам других. Постепенно моральные чувства переходят в побуждающие мотивы поведения.

В отечественной психологии моральное развитие личности рассматривается как процесс, в котором и когнитивный и эмоциональный и мотивационно-личностный компоненты находятся в неразрывном единстве.

Информация о работе Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте