Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Объект: конфликты в дошкольном возрасте.
Предмет: правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
1.1 Понимание конфликта в психологии…………………………………....
1.2 Детские конфликты и причины их возникновения……………………..
1.3 Особенности правосознания в дошкольном возрасте ………………….
1.5 Анализ Конвенции о правах ребёнка……………………………………
Выводы по I главе…………………………………………………………….
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
2.1. Методы и методики исследования ………………………………….. ...
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….
Выводы по II главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

Структура правосознания включает в себя два уровня: правосознание обыденное и правосознание теоретическое. Обыденное правосознание порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения. Теоретическое правосознание стремится проникнуть в сущность явлений, познать их закономерность, выразить их в системе взглядов, концепций, теорий.

По широте распространения различных видов отражения правосознание характеризуется как массовое, специализированное, локальное. При рассмотрении правосознания с точки зрения его принадлежности определенным субъектам возникает необходимость различать конкретных носителей и соответственно этому - правосознание общества, групп и индивидов.

Выделяют несколько функций правосознания:

  1. Познавательная функция. Познание жизни ребёнком в большей мере происходит через восприятие и осмысление различных норм и правил.
  2. Оценочная функция. С помощью правовых знаний ребёнком даётся оценка конкретных ситуаций (иногда конфликтных). Для того чтобы ребёнок мог оценить то или иное поведение с позиции права необходимо иметь достаточный уровень правовых знаний для его возраста.
  3. Функция регулирования поведения. Имея достаточный базовый уровень правовых знаний ребёнок произвольно и непроизвольно регулирует свои поступки, своё поведение.

Правовое сознание - особая форма общественного сознания, и представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настр0ений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.

В структуре правосознания выделяют правовую идеологию, правовую психологию и правовую мораль. Но данная структура достаточно условна и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление [45].

Правосознание ребенка дошкольного возраста только начинает развиваться. Оно складывается из право послушности, правового мышления мировоззренческих взглядов ребенка и духовно - нравственного развития.

В целом ребенок старшего дошкольного возраста (6-7 лет) осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети в этом возрасте без особого труда дают определения некоторым моральным понятиям. Они достаточно тонко различают эти понятия, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

В основе  произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений  напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное  недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

1.5 Анализ конвенции о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребёнка была принята в 1989 году. В ней записаны гражданско-политические, социально-экономические и культурные права детей. Она является наиболее полным документом о правах ребенка. Прошло уже более 23 лет с момента принятия этого документа, но интерес к нему во всем мире не угасает, а скорее наоборот усиливается.

Конвенция о правах ребёнка разрабатывалась многими специалистами в течение нескольких лет. В работе над этим документом принимали участие представители государств и межправительственных организаций структуры ООН, неправительственные организации и ученые. Необходимость придания правам детей договорной основы была очевидна и тогда и сейчас. Первый проект Конвенции был представлен Комиссии по правам человека ООН в 1978 году. Спустя 11 лет 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций одобрила его, приняв Конвенцию о правах ребёнка. В январе 1990 года её подписали руководители 61 страны [67].

В настоящее время Конвенция является широко признанным международным документом по вопросам о правах человека. Участниками Конвенции являются все 192 государства-члена ООН.

Принятие Конвенции о правах ребёнка значительным количеством стран говорит о том, что все они признают право детей на особую защиту и заботу. Не смотря на то, что эти же государства спорят по правозащитным проблемам, их взгляды часто не совпадают на теорию и практику по правам и свободам человека.

Конвенция обязывает государства, подписавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.

Благодаря Конвенции права ребенка приобрели силу норм международного права. Конвенция призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит в будущем строить добродетельный мир.

Информация о механизме использования Конвенции представляет и теоретический, и практический интерес [67]. Она закрепляет все права ребёнка в одном документе (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные). В ней отражены условия и соглашения между различными подходами: правовыми и философскими, международными и национальными политическими интересами. В положениях Конвенции учитываются многообразие религий, культур, традиций, уровни экономического развития стран – участников. Всё выше перечисленное, а так же механизм контроля за соблюдением положений Конвенции делают этот документ исключительным инструментом защиты прав ребёнка [67].

Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка 29 января 1990 года.

В настоящее время для нашей страны она имеет особую актуальность в связи с растущим в последние годы желанием граждан из других стран усыновлять маленьких россиян.

В связи с участившимися случаями гибели детей в приёмных иностранных семьях, а так же случаев жестокого обращения с детьми 28 декабря 2012 года был принят федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Данный закон был резко осужден в США, по мнению президента Обамы он противоречит Конвенции о правах ребёнка, приняв его, Россия не соблюдает все пункты главного документа о правах и возможностях детей. Но мы считаем, что подписав его, президент России и депутаты Государственной думы следовали статьям 18-27 Конвенции, обязывающих защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них.

В Конвенции ребенок рассматривается как личность, имеющая права, которые государства обязаны "уважать и гарантировать" (ст. 1 Конвенции). Ребёнок – особо уязвимый член общества, следовательно, заслуживает специальной защиты.

Конвенция о правах ребёнка – самый необходимый документ для современного общества. Ведь благодаря этому соглашению все права детей строго регламентированы. А значит, они должны соблюдаться, не смотря ни на что.

 

Выводы по 1 главе

Ребёнок в дошкольном возрасте познаёт мир человеческих отношений, моделируя их в сюжетно - ролевой игре. Он осваивает речь, у него появляются творческое воображение и логическое мышление.

В это время происходит первоначальное становление личности. Ребёнок в этом возрасте способен эмоционально предвосхищать последствия своих действий, его эмоционально – потребностная сфера обогащается новыми чувствами и мотивами, изменяется самооценка, усложняются и осознаются переживания. Самосознание и соподчинение мотивов – центральные новообразования дошкольного возраста.

Конфликтные проявления также начинают проявляться в дошкольном детстве. Причиной детского конфликта могут быть игрушки, роли, правила игры. И всегда причина конфликта отражает возрастное развитие ребёнка.

Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако - взрослый не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным и правовым нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.

Правовая культура формируется в результате правового воспитания. Показателями правовой культуры ребёнка являются: знания и понимание своих прав, уважение прав сверстников, привычка поступать в соответствии с нормами и правилами. Правосознание является одним из главных факторов, определяющих ценностные ориентации человека.

Правовому воспитанию дошкольников нужно уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Основные задачи правового воспитания - давать представление об элементарных правовых нормах и правах детей. Правовое воспитание должно воспитывать в детях интерес к правам и обязанностям, уважение к другим людям, формированию привычки выполнять любые правила и нормы. Правовое воспитание ориентировано на осознание ребёнком своих прав. Ведущая роль в формировании правовой культуры принадлежит семье.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методы и методики  исследования

Цель исследования: изучение правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правового сознания, то есть чем выше уровень правового сознания, тем ниже уровень конфликтности.

Задачи исследования:

1) Подобрать диагностические материалы  и выбрать базу исследования.

3) Провести диагностику  уровня конфликтности и уровня правового сознания детей дошкольного возраста.

4) Проанализировать полученные  результаты.

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста 6 – 7 лет в количестве 60 человек, посещающие МБДОУ № 32 городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Исследование проводилось в первой половине дня, что является наиболее оптимальным для детей данного возраста.

В нашем исследовании мы использовали 3 группы методов:

1) Теоретические (методы классификации и систематизации, метод обобщения, сравнительный метод);

2) Эмпирические (метод тестирования, анкетирования). В качестве диагностики использовались следующие методики:

    1. Методика «Я имею право…» (С.А. Богданова).
    2. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
    3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
    4. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М.Калининой).
    5. Критерии выявления агрессивного ребенка (М. Алворд, П. Бейкер).

3) Метод статистической обработки - U – критерий Манна-Уитни для выявления различий в двух выборках.

Итак, дадим краткое описание используемых в исследовании диагностических методик.

 

Методика «Я имею право…» (С.А. Богданова) (Приложение 1).

Цель: выявить область правовых знаний.

Стимульный материал: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребёнка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции: ребёнок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.д.; жетон – символ «Я имею право» (представлен в виде знака «+»).

Ход обследования: предложить детям выбрать те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, разложить около жетона – символа «Я имею право», затем объяснить свой выбор, зарегистрировать результаты в протоколе.

Информация о работе Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте