Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:07, дипломная работа
Цель исследования: изучение психологических особенностей правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Объект: конфликты в дошкольном возрасте.
Предмет: правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
1.1 Понимание конфликта в психологии…………………………………....
1.2 Детские конфликты и причины их возникновения……………………..
1.3 Особенности правосознания в дошкольном возрасте ………………….
1.5 Анализ Конвенции о правах ребёнка……………………………………
Выводы по I главе…………………………………………………………….
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
2.1. Методы и методики исследования ………………………………….. ...
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….
Выводы по II главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания - быть тактичными и не касаться самого ребенка. Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удается сохранять самообладание.
Опираясь на труды и исследования известных отечественных психологов, мы провели формирующий эксперимент по исследованию психологических особенностей разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Целью эмпирического исследования являлось изучение правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста 6 – 7 лет в количестве 60 человек, посещающие МБДОУ № 32 городского округа город Салават республики Башкортостан. Гипотезой исследования было предположение, что конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правового сознания, то есть чем выше уровень правового сознания, тем ниже уровень конфликтности. Для проверки выдвинутой нами гипотезы, мы использовали следующие диагностические методики: Методика «Я имею право…» (С.А. Богданова), методика для определения уровня самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур), результаты Теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Сюжетных картинок», критерии выявления агрессивного ребенка.
Организовав и проведя эмпирическое исследование, а также проанализировав и обобщив результаты теоретического и эмпирического изучения данной проблематики, мы пришли к следующим выводам. Результаты математической обработки полностью подтвердили данные, полученные в ходе качественного анализа, помогли структурировать интенсивность и направленность сдвигов всех рассматриваемых параметров и доказать гипотезу, выдвинутую нами в начале дипломной работы. Следовательно, конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правового сознания, то есть чем выше уровень правового сознания, тем ниже уровень конфликтности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Методика «Я имею право…» С.А. Богдановой
Цель: выявить область правовых знаний детей.
Стимульный материал: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребёнка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции: ребёнок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.д.; жетон – символ «Я имею право» (представлен в виде знака «+»).
Ход обследования: дети поочерёдно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции ООН, и раскладывают около жетона – символа «Я имею право…». Затем ребёнок объясняет причину своего выбора. Экспериментатор регистрирует результаты в индивидуальных протоколах.
Анализ и интерпретация данных: в протоколе подсчитывается количество правильно выбранных картинок у каждого ребёнка и для каждого положений Концепции. Анализируется наличие или отсутствие знаний о тех или иных правах.
Оценка результатов:
3 балла – ребёнок правильно выбрал сюжетную картинку, соответствующую статье Конвенции, смог объяснить свой выбор;
2 балла - ребёнок правильно выбрал сюжетную картинку при напоминании, смог объяснить свой выбор;
1 балл - ребёнок правильно выбрал сюжетную картинку, но не смог объяснить свой выбор;
0 баллов – правильная картинка выбрана не была.
Сводная таблица результатов методики исследования
«Я имею право…» (С.А. Богданова)
№ |
баллы |
№ |
баллы |
№ |
баллы |
1 |
18 |
21 |
27 |
41 |
16 |
2 |
28 |
22 |
14 |
42 |
19 |
3 |
22 |
23 |
56 |
43 |
28 |
4 |
26 |
24 |
19 |
44 |
35 |
5 |
16 |
25 |
33 |
45 |
15 |
6 |
38 |
26 |
36 |
46 |
39 |
7 |
15 |
27 |
16 |
47 |
37 |
8 |
19 |
28 |
53 |
48 |
16 |
9 |
28 |
29 |
24 |
49 |
25 |
10 |
35 |
30 |
39 |
50 |
52 |
11 |
36 |
31 |
30 |
51 |
34 |
12 |
23 |
32 |
49 |
52 |
38 |
13 |
29 |
33 |
18 |
53 |
19 |
14 |
17 |
34 |
33 |
54 |
17 |
15 |
34 |
35 |
19 |
55 |
24 |
16 |
45 |
36 |
31 |
56 |
48 |
17 |
36 |
37 |
30 |
57 |
14 |
18 |
38 |
38 |
39 |
58 |
49 |
19 |
18 |
39 |
17 |
59 |
21 |
20 |
37 |
40 |
15 |
60 |
19 |
Приложение 2
Методика для определения уровня самооценки
«Лесенка» (В.Г. Щур).
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик:
«хороший – плохой»,
«добрый – злой»,
«умный – глупый»,
«сильный – слабый»,
«смелый – трусливый»,
«самый старательный – самый небрежный».
Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
Способ выполнения задания |
Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой - это мама так сказала». |
Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и
колебаний ставит себя на |
Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя
на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу,
объясняет свои действия, ссылаясь
на реальные ситуации и |
Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». |
Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он, либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
Сводная таблица результатов методики исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур)
№ |
баллы |
№ |
баллы |
№ |
баллы |
1 |
2 |
21 |
2 |
41 |
0 |
2 |
1 |
22 |
0 |
42 |
0 |
3 |
2 |
23 |
2 |
43 |
2 |
4 |
3 |
24 |
1 |
44 |
3 |
5 |
1 |
25 |
2 |
45 |
1 |
6 |
3 |
26 |
3 |
46 |
1 |
7 |
1 |
27 |
3 |
47 |
2 |
8 |
1 |
28 |
1 |
48 |
2 |
9 |
2 |
29 |
2 |
49 |
2 |
10 |
2 |
30 |
2 |
50 |
1 |
11 |
3 |
31 |
3 |
51 |
1 |
12 |
2 |
32 |
1 |
52 |
3 |
13 |
3 |
33 |
2 |
53 |
1 |
14 |
1 |
34 |
2 |
54 |
2 |
15 |
3 |
35 |
3 |
55 |
1 |
16 |
2 |
36 |
3 |
56 |
1 |
17 |
2 |
37 |
2 |
57 |
1 |
18 |
3 |
38 |
3 |
58 |
2 |
19 |
0 |
39 |
1 |
59 |
3 |
20 |
1 |
40 |
2 |
60 |
2 |
Приложение 3
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Цель: тест определяет уровень тревожности у детей.
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5х11 см, изображающих типичные для дошкольников ситуации. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо не нарисовано, дан лишь контур головы. Есть два дополнительных рисунка с улыбающимся и печальным лицом.
Показывая картинку, предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».
Выбор заносится в протокол, который затем подвергается количественному анализу.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному соотношению числа эмоционально негативных выборов у общему числу рисунков.
В зависимости от уровня индекса тревожности, дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний (ИТ от 20% до 50%);
в) низкий (ИТ от 0 до 20%).
Инструкция к тесту:
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночеств
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Информация о работе Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте