Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:07, дипломная работа
Цель исследования: изучение психологических особенностей правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
Объект: конфликты в дошкольном возрасте.
Предмет: правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
1.1 Понимание конфликта в психологии…………………………………....
1.2 Детские конфликты и причины их возникновения……………………..
1.3 Особенности правосознания в дошкольном возрасте ………………….
1.5 Анализ Конвенции о правах ребёнка……………………………………
Выводы по I главе…………………………………………………………….
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………..
2.1. Методы и методики исследования ………………………………….. ...
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….
Выводы по II главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
В зависимости от уровня индекса тревожности, дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%), б) средний (ИТ от 20% до 50%), в) низкий (ИТ от 0 до 20%).
При количественном анализе результатов методики детской тревожности «выбери нужное лицо», которая позволяет исследовать тревожность детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми, было выявлено:
В первой группе дошкольников с высоким и средним уровнем правовых знаний большинство детей 48,7% (19 человек) имеют средний уровень тревожности, наименьший показатель у высокого уровня тревожности – 12,8% (5 человек), не тревожных детей - 38,5% (15 детей).
У детей с низким уровнем правовых знаний (вторая группа) тревожность с низким уровнем не была выявлена, большинство из них очень тревожные - 61,9% (13 человек).
Полученные нами результаты были занесены в таблицу и представлены графически.
Таблица 3
№ |
высокий |
средний |
низкий | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
1 |
5 |
12,8 |
19 |
48,7 |
15 |
38,5 |
2 |
13 |
61,9 |
8 |
38,1 |
0 |
0 |
Также для наглядности изобразим уровни тревожности детей дошкольного возраста графически на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровень тревожности детей дошкольного возраста
Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой). По данной методике полученные результаты представлены в таблице 4 и рисунке 4.
В результате проведения первичной диагностики было выявлено, что большинство дошкольников первой группы проявляют адекватные яркие эмоциональные реакции (что соответствует высокому уровню развития понимания норм и правил) – 62 %. Слабо выраженные, но адекватные проявления эмоциональных реакций (средний уровень) были замечены у 28 % испытуемых. Неадекватные реакции проявили лишь 10 % детей, у них выявлен низкий уровень.
Во второй группе большинство детей 47,6 % правильно выбирали нужные картинки, называли чувства людей, но объяснить свой выбор не могли. Эмоциональные реакции были выражены адекватно, но не достаточно ярко.
Таблица 4
Уровень понимания детьми норм и правил по результатам методики «Сюжетные картинки»
№ |
Отношение к нравственным нормам и правилам | |||||
Высокий уровень (эмоциональные реакции адекватны, ярки) |
Средний уровень (эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо) |
Низкий уровень (Эмоциональные реакции неадекватны) | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
1 |
24 |
62 |
11 |
28 |
4 |
10 |
2 |
4 |
19,1 |
10 |
47,6 |
7 |
33,3 |
Рисунок 3. Уровень понимания детьми норм и правил по результатам методики «Сюжетные картинки».
Далее мы использовали Критерии выявления агрессивного ребенка (М. Алворд, П. Бейкер). Своевременно не выявленная агрессия может выливаться в безнаказанность и вседозволенность. Воспитателям, занимающихся с детьми данных групп не менее шести месяцев, были даны бланки (схемы наблюдения). Педагог заполнял бланки на каждого ребёнка, учитывая особенности, которые были замечены им в течение длительного времени. Наибольшее внимание воспитатель обращал на то, как ребёнок может сдерживаться, насколько адекватно он относится к действиям окружающих, на частоту конфликтов и подчиняется ли ребёнок определённым правилам и нормам.
Проанализировав анкетные данные, мы обнаружили, что большинство у большинства детей в графе «часто» стоит отличительный знак напротив пункта «Винит других в своих ошибках», «Специально раздражает людей» и «Отказывается подчиняться правилам». Из чего можно сделать вывод о том, что с детьми необходимо больше работать в направлении правового воспитания, для того чтобы дошкольник знал права и нормы поведения не только свои, но и своих сверстников.
Полученные по данной методике результаты представлены в таблице 5, и на диаграмме рисунка 5.
Таблица 5
Критерии выявления агрессивного ребенка (М. Алворд, П. Бейкер).
№ |
агрессивные |
не агрессивные | ||
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
1 |
1 |
2,6 |
38 |
97,4 |
2 |
13 |
61,9 |
8 |
38,1 |
Рисунок 5. Критерии выявления агрессивного ребенка
По результатам данной методики количество агрессивных детей в первой группе составляет 2,6 % от всей группы (1 ребёнок), а не агрессивных 97,4 % (38 детей). То есть видно, что процент агрессивных детей совсем не значительный.
Во второй же группе наоборот агрессивных детей больше, чем не агрессивных - 61,9 % (13 человек).
Для определений конфликтности у детей с высоким и низким уровнем правосознания, мы выделили две группы детей: 1 группа (39 детей) с высоким и средним уровнем правовых знаний и 2 группа (21 ребёнок) с низким уровнем правовых знаний.
В качестве метода математической статистики был использован U – критерий Манна-Уитни, для выявления различий в двух выборках. Так как он предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Кроме того, он позволяет выявить различия между малыми выборками и является достаточно сильным.
Для определения различий между выборками нами были выдвинуты гипотезы:
Н0:Уровень признака в группе 1 не ниже уровня признака в группе 2.
Н1:Уровень признака в группе 1 ниже уровня признака в группе 2.
Подставим полученные значения в формулу:
U=( n1 * n2)+nх (nх+1)/2-Тх
Приведем данные вычисления в таблице 6
Таблица 6
Значимость различий U-критерия Манна-Уитни между группами обследуемых
шкалы |
Сумма рангов |
Uэмп | |
1 |
2 | ||
Уровень самооценки |
1388,5 |
441,5 |
210,5 |
Уровень тревожности |
887,5 |
942,5 |
107,5 |
Уровень агрессивности |
910 |
920 |
130 |
Уровень понимания детьми норм и правил |
1458 |
376 |
145 |
Учитывая тот момент, что Uкр = 302 (при p≤ 0,05) и Uкр = 258 (при p≤ 0,01) для n1 = 39 и n2 = 21, видим, что между выборками существуют значимые различия по следующим показателям:
У детей с высоким уровнем правосознания более значимые результаты по шкалам уровень самооценки (Uэмп 210,5), уровень понимания детьми норм и правил (Uэмп 145).
У детей с низким уровнем правосознания более значимые результаты по шкалам уровень тревожности (Uэмп 107,5), уровень агрессивности (Uэмп 130).
Таким образом, по данным математической обработки видим, что от уровня правовых знаний зависят такие психологические параметры как высокая самооценка, низкая тревожность и агрессивность, высокий уровень понимания детьми норм и правил. Следовательно, конфликтность детей старшего дошкольного возраста зависит также от уровня правовых знаний.
Итак, результаты математической обработки полностью подтвердили данные, полученные в ходе качественного анализа, помогли структурировать интенсивность и направленность сдвигов всех рассматриваемых параметров и доказать гипотезу, выдвинутую нами в начале дипломной работы. Следовательно, конфликтность детей дошкольного возраста зависит от уровня правового сознания, то есть чем выше уровень правового сознания, тем ниже уровень конфликтности.
Выводы по 2 главе
Проведя качественный и количественный анализы, мы пришли к следующим выводам:
1. По данным результатам методики С.А. Богдановой «Я имею право…» видим, что у большинства детей средний уровень правовых знаний (53%), меньше всего – 12% высокий уровень и у 35% детей низкий уровень правовых знаний.
2. Результаты изучения уровня самооценки показали, что у детей с высоким и средним уровнем правовых знаний заниженная самооценка не наблюдалась, у 9 детей (23,7 %) выявилась адекватная самооценка, заниженная и неадекватно заниженная самооценка у 17 (43,6 %) и 13 (33.3 %) детей соответственно.
У детей второй группы (с низким уровнем правовых знаний) заниженная самооценка была замечена у 4 детей (19 %), большинство детей имеют адекватную самооценку -9 человек ( 43 %), завышенная у 6 детей (28,5 %), всего у 2 детей (9,5 %) замечена неадекватно завышенная самооценка.
3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) дал такие результаты: в первой группе преобладает средний уровень тревожности – 19 детей (48,7 %), низкий уровень тревожности выявлен у 15 (38,5) детей, высокий показатель замечен лишь у 5 детей (12,8); во второй группе лидирующие позиции высокого уровня тревожности – 13 детей (61,9 %), средний уровень тревожности у 8 дошкольников (38,1 %), детей с низким уровнем тревожности в данной группе выявлено не было.
4. По результатам методики «Сюжетные картинки» на определение уровня развития понимания детьми норм и правил можно сделать вывод о том, что дети, имеющие более глубокие представления о своих правах, наиболее точно определяют основные нормы и правила. 24 ребёнка (62 %) данной группы показали высокий уровень знаний, 11 детей (28 %) – средний, всего 4 человека (10 %) не справились с заданиями данной методики.
Во второй же группе у 4 дошкольников (19,1) был определён высокий уровень, у 10 (47,6 %) – средний уровень, 7 детей (33,3 %) показали низкий уровень развития понимания норм и правил.
5. По результатам методики критерии выявления агрессивного ребенка количество агрессивных детей в первой группе составило всего 1 ребёнка (2,6 %) и 13 детей (61,9 %) во второй группе. Неагрессивные дети составили большинство в первой группе – 38 детей (97,4 %), во второй – 8 детей (38,1 %).
6. Далее результат математической обработки - U – критерий Манна-Уитни, показал, что от уровня правовых знаний зависят такие психологические параметры как высокая самооценка, низкая тревожность и агрессивность, высокий уровень понимания детьми норм и правил. Следовательно, конфликтность детей старшего дошкольного возраста зависит также от уровня правовых знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о том, что дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Правосознание ориентирует личность на поиск оптимального решения правовых ситуаций и тем самым выполняют функцию регулятора поведения. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями.
Информация о работе Правовое сопровождение разрешения конфликтов в дошкольном возрасте