Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:33, контрольная работа
Очень частой причиной обращения родителей к психологу, является проблемное поведение детей. Зачастую такое обращение не является своевременным. Обычно оно продиктовано тем, что на поведение ребёнка начинают обращать внимание воспитатели детского садика, учителя в школе или просто знакомые, которые и рекомендуют обратиться к психологу. Сами родители довольно часто не обращают внимания или не придают значение поведению ребёнка, считая его «нормальным».
Введение 3
1. Социальный запрос психологу. Общая характеристика проблемы 6
2. Инструментарий обследования 8
3. Заключение по результатам первичного психодиагностического обследования 10
4. Рекомендации, психокоррекционная программа 14
5. Результаты 18
Заключение 20
Список литературы 23
Приложения 25
домодедовский филиал
негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«российский новый университет»
по дисциплине Практикум по решению профессиональных задач психолога консультанта.
Выполнил:
студент _2_ курса
_заочной_ формы обучения
Психолого-педагогического факультета
группы ПЗ-13
(ФИО студента) |
Руководитель: |
Кандидат психологических наук, доцент Грачикова Елена Вячеславовна |
(научная степень, звание, ФИО преподавателя) |
2014г.
Содержание
Очень частой причиной обращения родителей к психологу, является проблемное поведение детей. Зачастую такое обращение не является своевременным. Обычно оно продиктовано тем, что на поведение ребёнка начинают обращать внимание воспитатели детского садика, учителя в школе или просто знакомые, которые и рекомендуют обратиться к психологу. Сами родители довольно часто не обращают внимания или не придают значение поведению ребёнка, считая его «нормальным».
Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей1. Проблемный ребёнок – это член семьи, который более прочих переживает трудности в супружеских отношениях родителей, а также больше склонен к нарушению отношений «ребенок – родители». К разновидностям проблемного поведения ребенка относятся повышенная тревожность, агрессивность, аутичность и др.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Но обычно с усвоением правил и норм поведения проявления детской агрессивности проходят. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется до подросткового возраста, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.
Агрессивность определяется как устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению.
Агрессивное поведение – это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, нацеленное на причинение вреда другому живому существу. Агрессивное поведение может принимать разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, а каждая из них может иметь прямые и косвенные формы.
В психологии проблема детерминации агрессии и контроля над данной формой поведения, рассматривается с двух позиций. С одной стороны, агрессия определяется внешними факторами, а с другой, она формируется в процессе социализации и обусловлена внутренними свойствами личности.
К внешним факторам, обуславливающим агрессивные формы поведения, относят средовые и ситуационные; к внутренним – комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных личностных и индивидуально-психологических особенностей, включающий в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий (саморегулятивный) аспекты, которые в совокупности представляют собой компонентный состав агрессивного поведения и механизмов его сдерживания2.
Общие черты агрессивных подростков: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присущи эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение3.
Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить.
Коррекция агрессивного поведения должна носить системный, комплексный характер, предусматривать проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.
К задачам психокоррекционной работы с агрессивными детьми: относятся: развитие умения понимать состояние другого человека; развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме; обучение способам снижения напряжения; развитие навыков общения; формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений. Важное значение в психологической коррекции агрессивного поведения ребенка имеет работа с родителями и активное взаимодействие с семьей.
Таким образом, психологическая работа с проблемными детьми, в частности работа по коррекции агрессивного поведения, имеет важную роль в воспитательно-образовательном процессе, направленном на гармоничное развития личности ребенка. В то же время такая работа имеет свои специфические особенности, которые должны учитываться при планировании и реализации психокоррекционной программы.
Поэтому целью настоящей работы является исследование практических аспектов работы психолога с проблемным ребенком.
На основе социального запроса психологу от классного руководителя, представленному в Приложении 1, была составлена общая характеристика проблемы.
Учащийся 7 класса Колчин Андрей (13 лет) характеризуется повышенным уровнем агрессивности, эмоциональной грубости и озлобленности, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых. Ребенку присущи такие негативные черты, как крайняя обедненность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, неустойчивость интересов, отсутствие интереса к учебе, низкий уровень интеллектуального развития, эгоцентризм и неумение выходить из трудных ситуаций, проявляющееся в неадекватной, агрессивной реакции на ситуации.
Конкретными фактами, характеризующими трудности ребенка являются:
– низкая успеваемость, связанная с отсутствием познавательных интересов, в том числе интереса к учебе;
– отсутствие положительных социальных контактов со сверстниками;
– несоблюдение субординации в отношениях со взрослыми, в том числе с учителями.
Взаимоотношения ребенка в семье характеризуются жесткостью и безразличием. В частности, у ребенка не сформирован «авторитет» матери, результатом чего является непослушание, отсутствие доверительных отношений, частые агрессивные проявления по отношению к матери. Взаимоотношения с отчимом построены на страхе ребенка перед наказанием со стороны взрослого.
Индивидуальными психологическими особенностями ребенка являются низкий уровень дисциплинированности и ответственности, недостаточная воспитанность и гуманность; повышенная самостоятельность и независимость, активность, умение достигать цели, уверенность, инициативность и трудолюбие.
Чертами трудновоспитуемости ребенка, по оценке классного руководителя являются: неуспеваемость по предметам, отсутствие положительной мотивации (хронический неуспех), отсутствие познавательных интересов, наличие негативных интересов (просмотр фильмов с проявлениями жестокости, увлечение «тяжелой» музыкой), отклонения в отношениях (негативизм к оценке, повышенная критичность к учителям, грубость, драки, прогулы, недисциплинированность на уроке).
Ожидаемая помощь от психолога:
– снижение уровня агрессивности подростка,
– нормализация взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
– формирование познавательных интересов, в том числе интереса к учебе,
– повышение успеваемости и дисциплинированности.
На основе полученного запроса, а также полученного классным руководителем согласия родителей на работу психолога с ребенком (Приложение 2), был подобран комплекс психодиагностических методик для первичного обследования. Описание психодиагностического инструментария представлен в разделе 2.
Для первичного обследования были выбраны следующие психодиагностические методики:
1. Личностный опросник Басса – Дарки. Разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет» (Приложение 1). Ответы оцениваются по 8 шкалам.
Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности4.
2. Проективная методика исследования личности Э. Вагнера «Рука» (Hand Test). Направлена на изучение агрессивного отношения. Разработана Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Ответы разносятся по 11 категориям: агрессия; указания; страх; привязанность; коммуникация; зависимость; эксгибиционизм; увечность; активная безличность; пассивная безличность; описание5.
3. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Проективная методика, предназначенная для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы: 1) Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые) – испытуемый в ситуации фрустрирования (16 ситуаций); 2) Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые) – испытуемый в ситуации обвинения (8 ситуаций). Оценка теста позволяет свести каждый ответ к некоторому числу символов, которые соответствуют теоретической концепции. Каждый ответ оценивается с двух точек зрения: на выраженную им направленность реакции (экстрапунитивный, интрапунитивный, импунитивный); тип реакции (препятственно-доминантный, эго-защитный, необходимостно-упорствующий)6.
4. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова. Служит для диагностики темпераментных особенностей человека. Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента. Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Состоит из 105 вопросов (Приложение 4). В тесте предусмотрена контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желаемые ответы7.
Для количественной обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ корпорации StatSoft, Statistica 6.0. для среды Windows.
Условия проведения обследования. Психодиагностическое исследование проводилось в дневное время в специальном помещении (учебном классе), оборудования для индивидуальной работы, в привычной для ребенка обстановке. Психодиагностическое исследование проводилось индивидуально в присутствии педагога-психолога данного учреждения. В ходе исследования за испытуемым велось наблюдение.
Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время психологической диагностики:
– во время диагностического обследования у ребенка наблюдалось благоприятное эмоциональное и соматическое состояние;
– был заинтересован в проведении исследования и в его положительных результатах;
– смело идет на установление контакта с незнакомым человеком, в том числе с взрослым, проявляет инициативность в установлении контакта;
Информация о работе Практикум по решению профессиональных задач психолога консультанта