Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:33, контрольная работа
Очень частой причиной обращения родителей к психологу, является проблемное поведение детей. Зачастую такое обращение не является своевременным. Обычно оно продиктовано тем, что на поведение ребёнка начинают обращать внимание воспитатели детского садика, учителя в школе или просто знакомые, которые и рекомендуют обратиться к психологу. Сами родители довольно часто не обращают внимания или не придают значение поведению ребёнка, считая его «нормальным».
Введение 3
1. Социальный запрос психологу. Общая характеристика проблемы 6
2. Инструментарий обследования 8
3. Заключение по результатам первичного психодиагностического обследования 10
4. Рекомендации, психокоррекционная программа 14
5. Результаты 18
Заключение 20
Список литературы 23
Приложения 25
Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».
Опросник
Обработка результатов и интерпретация
1. Физическая агрессия (k=11) | |
«да» = 1, «нет» = 0 |
вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 |
«нет» = 1, «да» = 0 |
вопросы: 7, 9 |
2. Вербальная агрессия (k=8) | |
«да» = 1, «нет» = 0 |
вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
«нет» = 1, «да» = 0 |
вопросы: 33, 66, 74, 75 |
3. Косвенная агрессия (k=13) | |
«да» = 1, «нет» = 0 |
вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 |
«нет» = 1, «да» = 0 |
вопросы: 26, 49 |
4. Негативизм (k=20) | |
«да» = 1, «нет» = 0 |
вопросы: 4, 12, 20, 28 |
«нет» = 1, «да» = 0 |
вопросы: 36 |
5. Раздражение (k=9) | |
«да» = 1, «нет» = 0 |
вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
«нет» = 1, «да» = 0 |
вопросы: 11, 35, 69 |
6. Подозрительность (k=11) | |
«да» = 1, «нет» = 0 |
вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
«нет» = 1, «да» = 0 |
вопросы: 33, 66, 74, 75 |
7. Обида (k=13) | |
«да» = 1, «нет» = 0 |
вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 |
8. Чувство вины (k=11) | |
«да» = 1, «нет» = 0 |
вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 |
Приложение 4
Приложение 5
И. Ф., возраст ребенка (объекта наблюдения): Колчин А., 13 лет
Характеристика параметров наблюдения:
Параметры наблюдения |
Описание параметра |
Баллы |
1. Эмоционально-личностная сфера |
8,5 баллов | |
1.1. Контакт |
Относительно полноценный контакт в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями психолога либо в связи с появлением пресыщения деятельностью. |
2 балла |
1.2. Интерес |
Выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией или боязни сделать ошибку. |
1 балл |
1.3. Эмоциональный компонент продуктивности |
Внешние проявления различны; затруднения и ошибки приводят к некоторой дезорганизации деятельности, чаще корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности. |
1,5 балла |
1.4. Активность |
Необходима незначительная, но постоянная стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях. |
2 балла |
1.5. Оценка собственных достижений (критика) |
Снижение первоначально завышенной оценки после прямых указаний на ошибки и трудности. |
2 балла |
2. Работоспособность |
5,5 баллов | |
2.1. Темп и динамика продуктивности деятельности |
Высокий темп, но замедляющийся при столкновении с трудностями или указаниях на допущенные ошибки. |
1 балл |
2.2. Истощаемость |
Истощаемость выявляется примерно с середины занятия и не грубо выражена (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, увеличение ошибок, связанных с вниманием, замедление темпа и снижение качества решений). |
1 балл |
2.3. Переключаемость |
Единичные факты застревания на предыдущих действиях. |
2 балла |
2.4. Внимание |
Внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением |
1,5 балла |
3. Познавательная сфера |
8,5 баллов | |
3.1. Ориентировочная деятельность |
Внешне сниженная активность при рациональном анализе |
3 балла |
3.2. Понимание обращенной речи |
Некоторые обращения и инструкции понимает после дополнительного уточнения |
2 балла |
3.3. Экспрессивная речь (высказывания ребенка) |
Скупая, незатрудненная, но неточная, недостаточно последовательная, иногда не по существу, требует уточнения |
2 балла |
3.4. Целенаправленность |
Относительно точная, но нестабильная, подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости или из-за излишней поспешности |
1, 5 балла |
Приложение 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования (Ф.И. ребенка, класс) Колчин Андрей, 7 класс
Причина исследования: обращение классного руководителя с запросом о психологической помощи ребенку, характеризующемуся повышенным уровнем агрессивности, эмоциональной грубости и озлобленности, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых. Конкретными фактами, характеризующими трудности ребенка являются: низкая успеваемость, связанная с отсутствием познавательных интересов, в том числе интереса к учебе; отсутствие положительных социальных контактов со сверстниками; несоблюдение субординации в отношениях со взрослыми, в том числе с учителями. Взаимоотношения ребенка в семье характеризуются жесткостью и безразличием.
Внешний вид и поведение в ситуации обследования: благоприятное эмоциональное и соматическое состояние; заинтересованность в проведении исследования и в его положительных результатах; инициативность в установлении контакта; полные и развернутые ответы на вопросы быстро и уверенно; самостоятельность в выполнении заданий; отсутствие необычных поведенческих проявлений и реакций.
Темп работы и работоспособность: высокий темп работы, но замедляющийся при столкновении с трудностями или указаниях на допущенные ошибки; работоспособность снижается примерно с середины занятия (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, увеличение ошибок, связанных с вниманием, замедление темпа и снижение качества решений).
Примененные методики (автор, название):
– Личностный опросник Басса–Дарки;
– Проективная методика исследования личности Э. Вагнера «Рука» (Hand Test);
– Фрустрационный тест С. Розенцвейга;
– Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова.
Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины; страх; привязанность; коммуникация; зависимость; направленность реакции; тип реакции; социальная эргичность; социальная пластичность; социальная эмоциональность.
Результаты исследования:
Количественные данные
Методика |
Результаты методики |
Заключение |
Личностный опросник Басса–Дарки |
1) Физическая агрессия – 83 бал. 2) Вербальная агрессия – 97 бал. 3) Косвенная агрессия – 91 бал. 4) Негативизм – 72 бал. 5) Раздражение – 57 бал. 6) Подозрительность – 46 бал. 7) Обида – 52 бал. 8) Чувство вины – 33 бал. |
Выявлен высокий уровень агрессивности и враждебности. Индекс агрессивности – 84 Индекс враждебности – 49 |
Проективная методика исследования личности Э. Вагнера «Рука» (Hand Test) |
1) открытое агрессивное поведение (An) – 2 2) коэффициент личностной дезадаптации (MAL) – 3 3) тенденция к уходу от реальности (WITH) – 1 4) наличие психопатологии (PATH) – 5 |
Обследуемый склонен к открытому агрессивному поведению Очевидной особенностью протокола является высокий процент ответов категории «Com». Это свидетельствует о выраженной потребности ребенка в других людях, которые могли бы слушать и одобрять его. Большой процент ответов категории «Ех» (выше среднего) свидетельствует о склонности к демонстративности и саморекламе. Возможно, что направленность на коммуникацию в большой степени определяется необходимостью реализации этой потребности. Однако за ответами категории «Ех» сразу следовали ответы «Pas» или «Crip». Поэтому можно сделать вывод, что ребенок испытывает сложности в проявлении этой потребности, и ее реализация, вероятно, сопровождается чувством вины. |
Фрустрационный тест С. Розенцвейга |
O–D – 19 баллов E–D – 6 баллов N–P – 8 баллов |
У обследуемого преобладает доминантный тип реагирования; экстрапунитивная направленность поведенчеких реакций. |
Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова |
1) Социальная эргичность – 10,5 баллов 2) Социальная пластичность – 2 балла 3) Социальная эмоциональность – 3 балла 4) Контрольная шкала – 9,5 баллов |
Ребенок часто испытывает потребность в людях. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Высоко ценит собственную точку зрения. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. В то же время испытывает трудность в подборе форм социального взаимодействия. Низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения. Неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. |
Обобщенная интерпретация данных. Особенностями агрессивного поведения ребенка являются: склонность к открытым формам агрессивного реагирования с преобладанием физических и вербальных форм агрессии, с тенденцией к действию по первому побуждению, без учета последствий своего поведения. Различные формы агрессии между собой взаимосвязаны, при этом одна форма агрессии может сопровождаться другой и даже выступать в качестве детерминанты. Поведение ребенка в большей степени регулируется не внутренними факторами, а внешними, и является зависимым от ситуации и влияния окружающей среды. Показатели агрессии обследуемого подростка взаимосвязаны с обидой и чувством вины. Агрессивное поведение ребенка детерминировано не агрессивностью как устойчивым свойством деформированной личности со склонностью к жестокости и насилию, а стереотипами поведения и нарушениями процессов саморегуляции, при которых агрессивные действия носят защитно-демонстративный характер. Агрессивные тенденции в данном случае будут реализованы в основном в психотравмирующих ситуациях, где появляется высокая вероятность эмоционального напряжения. В благоприятных ситуациях эти тенденции являются скомпенсированными установкой на социальную кооперацию, и агрессия может быть реализована в социально желательных формах активности.
Рекомендации по результатам исследования. Рекомендуется осуществлять психологическую работу по коррекции агрессивного поведения ребенка по следующим направлениям:
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Формирование осознавания собственных
эмоций и чувств других людей, развитие
эмпатии.
3. Развитие позитивной самооценки.
4.Обучение ребенка
5.Обучение ребенка техникам
и способам управления
6.Обучение ребенка
Приложение 7
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема |
Содержание |
Кол-во занятий |
Методическое, техническое и диагностическое обеспечение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния |
1. Упражнение «Прогноз погоды» 2. Упражнение «Притча о змее» 3. Игра «Жужа» |
2 |
Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки |
2. «Проблемы — на передний
план» – правило |
1. Упражнение «Камушек в ботинке» 2. Упражнение «Выставка» 3. Игра «Водный карнавал» |
3 |
Бумага, карандаши. |
3. Работа с гневом и обидами |
1. Упражнение «Спустить пар» и, или «Шутливое письмо» 2. Упражнение « Агрессивность и гнев» 3. Упражнение «Пластическое изображение гнева» |
2 |
Бумага, карандаши, корзина для бумаг |
4. Агрессия может быть конструктивной |
1. Игра «Датский бокс» 2. Упражнение «Лозунг против агрессивности» 3. Упражнение «Волшебная лавка» |
3 |
Изоматериалы. |
5. Что такое «Агрессивное поведение» |
1. Упражнение «Агрессивное поведение» 2. Упражнение «Суд присяжных» 3. Игра «Мирные» и «Воинственные» |
1 |
Бумага, карандаши. |
6. Снимаем напряжение |
1. Упражнение «Безмолвный крик» 2. Упражнение «Ванька-Встанька» 3. Упражнение «Щепки плывут по реке» |
2 |
Изоматериалы. |
7. Положительное лидерство |
1. Упражнение «Король» 2. Упражнение «Я самый» 3. Упражнение «Комплименты» |
1 |
Информация о работе Практикум по решению профессиональных задач психолога консультанта