Практикум по решению профессиональных задач психолога консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Очень частой причиной обращения родителей к психологу, является проблемное поведение детей. Зачастую такое обращение не является своевременным. Обычно оно продиктовано тем, что на поведение ребёнка начинают обращать внимание воспитатели детского садика, учителя в школе или просто знакомые, которые и рекомендуют обратиться к психологу. Сами родители довольно часто не обращают внимания или не придают значение поведению ребёнка, считая его «нормальным».

Содержание

Введение 3
1. Социальный запрос психологу. Общая характеристика проблемы 6
2. Инструментарий обследования 8
3. Заключение по результатам первичного психодиагностического обследования 10
4. Рекомендации, психокоррекционная программа 14
5. Результаты 18
Заключение 20
Список литературы 23
Приложения 25

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Работа психолога с проблемным ребенком (1).doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

– давал полные и развернутые ответы на вопросы быстро и уверенно;

– все задания старался выполнять самостоятельно; начинал выполнять задания без дополнительных просьб и вопросов психолога; переспрашивал, если что-то не понимает;

– необычных поведенческих проявлений не выявлено.

Протокол индивидуального наблюдения за ребенком представлен в Приложении 5.

Описание результатов обследования:

1. Результаты, полученные  по личностному опроснику Басса–Дарки, свидетельствуют о высоком уровне  агрессивности и враждебности (Инагр = 84, Инвр = 49).

2. В результате обследования  ребенка с помощью проективной методики  исследования  личности  Э. Вагнера «Рука»  (Hand  Test) были получены следующие результаты: открытое агрессивное поведение (An) – 2;  коэффициент личностной дезадаптации (MAL) – 3; тенденция к уходу от реальности (WITH) – 1; наличие психопатологии (PATH) – 5. Соответственно, обследуемый склонен к открытому агрессивному поведению. Для него характерна выраженная потребность в других людях, которые могли бы слушать и одобрять его. Он склонен к демонстративности и саморекламе. Возможно, что направленность на коммуникацию в большой степени определяется необходимостью реализации этой потребности. Однако ребенок испытывает сложности в проявлении этой потребности, и ее реализация, вероятно, сопровождается чувством вины.

3. В результате обследования по методике С.Розенцвейга у ребенка был выявлен доминантный тип реагирования на фрустрацию O–D (19 баллов) с экстрапунитивной направленностью поведенческих реакций (E). Доминантный тип реагирования – определяет степень внутреннего напряжения ребенка, возникающего в стрессовых фрустрирующих ситуациях. Чем чаще встречается данный тип реагирования, тем более у ребенка развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию и тем сильнее фрустрирован предъявляемой ситуацией ребенок. В ответе выделяется препятствие, мешающее конструктивному разрешению ситуации. Экстрапунитивная направленность – это направленность реакции ребенка вовне, на окружающих. Ребенок видит причину конфликта во внешнем мире, требует от другого лица разрешения ситуации.

4. Результаты исследования по опроснику  структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова следующие: социальная эргичность – 10,5 баллов; социальная пластичность – 2 балла; социальная эмоциональность – 3 балла; контрольная шкала – 9,5 баллов. Эти результаты свидетельствуют о том, что ребенок часто испытывает потребность в людях, инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми, сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей, а также высоко ценит собственную точку зрения. Ребенок любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе, но при этом испытывает трудность в подборе форм социального взаимодействия. Для него характерны низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения, неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

По результатам первичного психодиагностического обследования было составлено индивидуальное заключение (Приложение 6).

Выводы. На основе результатов первичного психодиагностического обследования были сделан следующие выводы:

1) Особенностями  агрессивного  поведения ребенка являются: склонность  к  открытым формам  агрессивного  реагирования  с преобладанием физических и вербальных форм агрессии, с тенденцией к действию по первому побуждению,  без  учета последствий  своего  поведения.

2)  При  изучении  структуры  агрессивного  поведения  ребенка  было установлено, что различные  формы агрессии между собой взаимосвязаны, при этом одна форма агрессии может сопровождаться другой и даже  выступать  в  качестве  детерминанты.

3) Поведение  ребенка в  большей  степени регулируется  не внутренними факторами,  а  внешними, и является зависимым  от ситуации и влияния окружающей среды.  Данная  тенденция  способствовала  развитию противоречивости  личности подростка:  у  него  отмечаются,  с  одной  стороны,  зависимость от контроля и влияния со стороны окружающих, потребность в привязанности и  стремление  к  сотрудничеству,  с  другой  стороны  –  враждебность,  подозрительность, демонстративность.

4) При  исследовании  агрессивного  поведения  наблюдается своеобразие  взаимосвязей  с  личностными  и  индивидуальными  особенностями  подростка. Показатели агрессии обследуемого подростка взаимосвязаны с обидой и чувством вины.

5) Агрессивное поведение  ребенка детерминировано не агрессивностью  как устойчивым свойством деформированной  личности со склонностью к  жестокости и насилию, а стереотипами  поведения и нарушениями процессов саморегуляции,  при  которых  агрессивные  действия  носят  защитно-демонстративный  характер.  Агрессивные  тенденции  в  данном  случае  будут реализованы в основном в психотравмирующих ситуациях, где появляется высокая  вероятность  эмоционального  напряжения.  В  благоприятных  ситуациях эти тенденции являются скомпенсированными установкой на социальную кооперацию, и агрессия может быть реализована в социально желательных формах активности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рекомендации, психокоррекционная программа

 

На основе результатов проведенного психодиагностического исследования были разработаны рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростка.

Целями психологической коррекции агрессивного поведения являются:

  • Обучение проблемного подростка приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры;
  • Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
  • Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Реализуя вышеперечисленные цели программа должна решать следующие задачи: воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

– эффективно взаимодействовать, общаться;

– справляться со стрессом;

– делать выбор и принимать решения.

Психологическая работа по коррекции агрессивного поведения ребенка должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Снижение уровня личностной  тревожности.

2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

3. Развитие позитивной  самооценки.

4.Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым  способом, безопасным для себя  и окружающих, а также отреагированию  негативной ситуации в целом.

5.Обучение ребенка техникам  и способам управления собственным  гневом. Развитие контроля над  деструктивными эмоциями.

6.Обучение ребенка конструктивным  поведенческим реакциям в проблемной  ситуации. Снятие деструктивных  элементов в поведении.

При проведении психологической работы с проблемными, в частности агрессивными, детьми необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип индивидуализации предполагает  учёт возраста, учёт типа детско-родительских  отношений, уровня общего состояния  ребёнка.

2) Принцип наглядности – демонстрация  упражнений, этюдов, моделирование  ситуаций, игр подтверждает объяснение  и помогает ребёнку их правильно  выполнять.

3) Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы.

4) Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коррекции нежелательных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

5) Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья8.

Работа по психологической коррекции должна осуществляться не только с ребенком, но также с родителями и другими членами семьи, с педагогами.

На основе вышеперечисленных рекомендаций была разработана программа психологической работы с проблемным ребенком по коррекции агрессивного поведения (Приложение 7).

Работа по разработанной программе осуществлялась в течение 3 месяцев (2 раза в неделю) – 24 занятия.

Помимо занятий с подростком по вышеуказанной программе проводилась работа с родителями и педагогами.

Психологическая работа с родителями.

Цель работы с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.

В соответствии с этой целью решались следующие задачи в работе с родителями:

– формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;

– осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности;

– обучить эффективным способам общения с сыном или дочерью.

В рамках психологической работы по коррекции агрессивного поведения ребенка были проведены индивидуальные беседы с родителями, тематические консультации в рамках выступлений на родительских собраниях, лектории по проблемам личностного развития ребенка, возрастным особенностям и коррекции поведения.

Психологическая работа с педагогами.

Цель психологической работы с педагогами: формирование толерантного отношения, поведения, развития коммуникативных навыков во взаимодействии с проблемными дошкольниками.

В соответствии с этой целью решались следующие задачи в работе с педагогами:

– формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;

– развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;

– повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми;

– способствовать коррекции психоэмоционального состояния у педагогов (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов были проведены:

– семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: («Взаимодействие педагогов с агрессивными и тревожными детьми», «Проблемные дети: как правильно взаимодействовать с ними?»);

– тематические консультации: («Игры, в которые играют…», «Как помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями?», «Проблемный ребенок», «Принципы работы с агрессивными детьми»);

– выступления на педсоветах («Психологическое здоровье подростков», «Значение игротерапии в развитии ребенка», «Использование релаксационных упражнений в педагогической практике»);

– мини-лекции («Детские страхи», «Конфликты и пути их разрешения», «Что рисуют наши дети (о рисунках агрессивных, тревожных, гиперактивных детей»);

– практические занятия с элементами тренинговых упражнений: «Пойми его чувства» (о принципах работы с проблемными детьми), «Навыки эффективного общения», «Уравновешенный педагог – спокойные дети», «Учимся толерантности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Результаты

 

На основе результатов первичного психодиагностического исследования была разработана программа психологической работы с проблемным ребенком по коррекции агрессивного поведения. Работа по разработанной программе осуществлялась в течение 3 месяцев (2 раза в неделю) – 24 занятия. Помимо занятий с подростком по вышеуказанной программе проводилась работа с родителями и педагогами.

По истечении 3 месяцев было проведено повторное психодиагностическое обследование ребенка с целью оценки результатов психологической работы. Исследование проводилось с помощью тех же методик, которые использовались при первичном обследовании.

Результаты повторной психодиагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты контрольной психологической диагностики

Методика

Результаты первичного обследования

Результаты повторного обследования

Личностный опросник Басса–Дарки

1) Физическая агрессия  – 83

2) Вербальная агрессия – 97 .

3) Косвенная агрессия  – 91

4) Негативизм – 72

5) Раздражение – 57

6) Подозрительность – 46

7) Обида – 52

8) Чувство вины – 33

Инагр – 84 Инвр– 49

1) Физическая агрессия  – 76

2) Вербальная агрессия  – 89

3) Косвенная агрессия  – 87

4) Негативизм – 65

5) Раздражение – 52

6) Подозрительность – 34

7) Обида – 48

8) Чувство вины – 25

Инагр – 74 Инвр– 35

Проективная методика  исследования  личности  Э. Вагнера «Рука»  (Hand  Test)

1) открытое агрессивное  поведение (An) – 2

2) коэффициент  личностной дезадаптации (MAL) – 3

3) тенденция к  уходу от реальности (WITH) – 1

4) наличие психопатологии (PATH) – 5

1) открытое агрессивное  поведение (An) – 2

2) коэффициент  личностной дезадаптации (MAL) – 4

3) тенденция к  уходу от реальности (WITH) – 1

4) наличие психопатологии (PATH) – 3

Фрустрационный  тест С.  Розенцвейга

O–D – 19 баллов

E–D – 6 баллов

N–P – 8 баллов

O–D – 17 баллов

E–D – 4 балла

N–P – 12 баллов

Опросник  структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова

1) Социальная эргичность – 10,5

2) Социальная пластичность – 2

3) Соц. эмоциональность – 3

4) Контрольная шкала – 9,5

1) Социальная эргичность  – 8

2) Социальная пластичность  – 6,5

3) Соц. эмоциональность – 5

4) Контрольная шкала – 7 

Информация о работе Практикум по решению профессиональных задач психолога консультанта