Практикум по решению профессиональных задач психолога консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Очень частой причиной обращения родителей к психологу, является проблемное поведение детей. Зачастую такое обращение не является своевременным. Обычно оно продиктовано тем, что на поведение ребёнка начинают обращать внимание воспитатели детского садика, учителя в школе или просто знакомые, которые и рекомендуют обратиться к психологу. Сами родители довольно часто не обращают внимания или не придают значение поведению ребёнка, считая его «нормальным».

Содержание

Введение 3
1. Социальный запрос психологу. Общая характеристика проблемы 6
2. Инструментарий обследования 8
3. Заключение по результатам первичного психодиагностического обследования 10
4. Рекомендации, психокоррекционная программа 14
5. Результаты 18
Заключение 20
Список литературы 23
Приложения 25

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Работа психолога с проблемным ребенком (1).doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, как видно из таблицы 1, в результате проведенной психологической работы улучшились показатели практически по всем используемым методикам. Это свидетельствует о положительных результатах проведенной психологической работы по коррекции агрессивного поведения ребенка. В частности, снизился уровень агрессивности и враждебности, повышении социальной пластичности и эмоциональности, снижении уровня физической, вербальной и косвенной агрессии, уменьшении обиды и чувства вины, снижении подозрительности, повышении коэффициента личностной адаптации.

По оценкам педагогов у ребенка повысились показатели успеваемости по некоторым предметам, улучшились взаимоотношения с одноклассниками, ребенок стал более коммуникабелен и социально активен.

По оценкам родителей, ребенок стал более спокойный, выдержанный и послушный, значительно уменьшилось частота и сила проявления негативных реакций.

Таким образом, можно сделать вывод  об эффективности проведенной работы психолога с проблемным ребенком по коррекции агрессивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью контрольной работы являлось исследование практических аспектов работы психолога с проблемным ребенком.

На основе социального запроса психологу от классного руководителя была составлена общая характеристика проблемы. Учащийся 7 класса Колчин Андрей (13 лет) характеризовался повышенным уровнем агрессивности, эмоциональной грубости и озлобленности, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых. Конкретными фактами, характеризующими трудности ребенка являлись: низкая успеваемость, связанная с отсутствием познавательных интересов, в том числе интереса к учебе; отсутствие положительных социальных контактов со сверстниками; несоблюдение субординации в отношениях со взрослыми, в том числе с учителями.  Взаимоотношения ребенка в семье характеризовались жесткостью и безразличием. Ожидаемой помощью от психолога являлось:  снижение уровня агрессивности подростка, нормализация взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, формирование познавательных интересов, в том числе интереса к учебе, повышение успеваемости и дисциплинированности.

На основе полученного запроса был подобран комплекс психодиагностических методик для первичного обследования, включающий: личностный опросник Басса – Дарки; проективную методику  исследования  личности  Э. Вагнера «Рука»  (Hand  Test); фрустрационный  тест С.  Розенцвейга; опросник  структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова.  Для  количественной  обработки  эмпирических  данных использовался пакет  прикладных  программ  корпорации  StatSoft,  Statistica  6.0.  для  среды Windows. 

На основе результатов первичного психодиагностического обследования были сделан следующие выводы. Особенностями  агрессивного поведения ребенка являются: склонность к  открытым формам  агрессивного  реагирования  с преобладанием физических и вербальных форм агрессии, с тенденцией к действию по первому побуждению,  без  учета последствий  своего  поведения. При  изучении  структуры  агрессивного  поведения  ребенка было установлено, что различные формы агрессии между собой взаимосвязаны, при этом одна форма агрессии может сопровождаться другой и даже  выступать  в  качестве  детерминанты. Поведение  ребенка в большей  степени регулируется не внутренними факторами,  а внешними, и является зависимым от ситуации и влияния окружающей среды.  Данная  тенденция  способствовала  развитию противоречивости  личности подростка:  у  него  отмечаются,  с  одной  стороны,  зависимость от контроля и влияния со стороны окружающих, потребность в привязанности и  стремление  к  сотрудничеству,  с  другой  стороны  –  враждебность,  подозрительность, демонстративность. При  исследовании  агрессивного  поведения  наблюдается своеобразие  взаимосвязей  с  личностными  и  индивидуальными  особенностями подростка. Показатели агрессии обследуемого подростка взаимосвязаны с обидой и чувством вины. Агрессивное поведение ребенка детерминировано не агрессивностью как устойчивым свойством деформированной личности со склонностью к жестокости и насилию, а стереотипами поведения и нарушениями процессов саморегуляции,  при  которых  агрессивные  действия  носят  защитно-демонстративный  характер.  Агрессивные  тенденции  в  данном  случае  будут реализованы в основном в психотравмирующих ситуациях, где появляется высокая  вероятность  эмоционального  напряжения.  В  благоприятных  ситуациях эти тенденции являются скомпенсированными установкой на социальную кооперацию, и агрессия может быть реализована в социально желательных формах активности. 

На основе результатов проведенного психодиагностического исследования были разработаны рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростка и программа психологической работы. Работа по разработанной программе осуществлялась в течение 3 месяцев (2 раза в неделю) – 24 занятия. Помимо занятий с подростком по вышеуказанной программе проводилась работа с родителями и педагогами.

По истечении 3 месяцев было проведено повторное психодиагностическое обследование ребенка с целью оценки результатов психологической работы. Исследование проводилось с помощью тех же методик, которые использовались при первичном обследовании.  В результате проведенной психологической работы улучшились показатели практически по всем используемым методикам. Это свидетельствует о положительных результатах проведенной психологической работы по коррекции агрессивного поведения ребенка. В частности, снизился уровень агрессивности и враждебности, повышении социальной пластичности и эмоциональности, снижении уровня физической, вербальной и косвенной агрессии, уменьшении обиды и чувства вины, снижении подозрительности, повышении коэффициента личностной адаптации. По оценкам педагогов у ребенка повысились показатели успеваемости по некоторым предметам,  улучшились взаимоотношения с одноклассниками, ребенок стал более коммуникабелен и социально активен. По оценкам родителей, ребенок стал более спокойный, выдержанный и послушный, значительно уменьшилось частота и сила проявления негативных реакций. Таким образом, можно сделать вывод  об эффективности проведенной работы психолога с проблемным ребенком по коррекции агрессивного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: Книга для родителей. – М.: Академия, 2012. – 128 с.
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие. – М.: Речь, 2010. – 138 с.
  3. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.
  4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  5. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Р-н/Д.: Феникс, 2013. – 375 с.
  6. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2011. – 420 с.
  7. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. – М.: Прайм-Еврознак, 2012. – 250 с.
  8. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие для вузов. – М.: Трикста, 2011. – 303 с.
  9. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. – М.: Когито-Центр, 2012. – 184 с.
  10. Носс И.Н. Психодиагностика. Учебник для бакалавров.– М.: Юрайт, 2013. –  500 с.
  11. Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А.А. Александрова. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
  12. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с.
  13. Романова Е.С. Психодиагностика. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2011. – 336 с.
  14. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. Учебно-методическое пособие. – М.: Речь, 2011. – 432 с.
  15. Слабинский В.Ю. Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции. – М.: Наука и техника, 2013. – 320 с.
  16. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги. – М.: Речь, 2014. – 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРОС ПСИХОЛОГУ

 

На работу с учащимся (учащимися)      7     класса                   Колчиным Андреем    
                                                                                                                                                               (фамилия, имя ребенка) 
классного руководителя                                Панфиловой Людмилы Петровны 
                                                                                                                                                   (Ф.И.О.)


1. Проблема (ы), которые Вас  волнуют в связи с обучением  и воспитанием данного ребенка: ребенок характеризуется повышенным уровнем агрессивности, эмоциональной грубости и озлобленности, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых. Ему присущи такие негативные черты, как крайняя обедненность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, неустойчивость интересов, отсутствие интереса к учебе, низкий уровень интеллектуального развития, эгоцентризм и неумение выходить из трудных ситуаций, проявляющееся в неадекватной, агрессивной реакции на ситуации.  


2. Конкретные факты, характеризующие его трудности: низкая успеваемость, связанная с отсутствием познавательных интересов, в том числе интереса к учебе; отсутствие положительных социальных контактов со сверстниками; несоблюдение субординации в отношениях со взрослыми, в том числе с учителями.


3. Взаимоотношения в семье:

– Мать:    Колчина Мария Васильевна, 36 лет


  У ребенка не сформирован  «авторитет» матери, результатом  чего является непослушание, отсутствие  доверительных отношений, частые  агрессивные проявления по отношению к матери.


 

– Отец (отчим):    Богданов Алексей Николаевич, 45 лет


  Ребенок боится отчима, отношения с которым построены  на страхе перед наказанием.   Агрессивные проявления по отношению  к отчиму отсутствуют.  


– Характер взаимоотношений в семье (подчеркнуть): взаимопомощь; жесткость; безразличие. 

– Позиция подростка в семье (подчеркнуть): «кумир», «друг», «лишний».

 

4. Индивидуальные психологические  особенности ребенка (в баллах из 5 возможных): 
– социальная активность     3 балла  
– трудолюбие     3 балла 
– дисциплинированность     1 балл 
– ответственность      1 балл 
– самостоятельность     4 балла 
– гуманность      2 балла 
– воспитанность       2 балла 


5. Положительные черты:    самостоятельность, независимость, трудолюбие, активность, умение достигать цели, уверенность, инициативность. 


 

6. Положение ребенка в классе: изолирован, неформальный лидер, «клоун», «мальчик на побегушках».

 

 

7. Черты трудновоспитуемости: 
а) отстранения от учебы; 
– неуспеваемость по предметам 
– отсутствие положительной мотивации (хронический неуспех) 
– отсутствие познавательных интересов 

б) негативные интересы: 
– просмотр фильмов с проявлениями жестокости

– увлечение «тяжелой» музыкой 

в) отклонения в отношениях: 
– негативизм к оценке 
– повышенная критичность к учителям 
– грубость 
– драки 
– прогулы 
– недисциплинированность на уроке.

 

8. Какую помощь Вы хотели бы получить от психолога (поставить конкретную задачу):    снижение уровня агрессивности подростка, нормализация взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, формирование познавательных интересов, в том числе интереса к учебе, повышение успеваемости и дисциплинированности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РАБОТУ ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ

 

 

 

Для участия Вашего ребенка в работе с психологом необходимо получить Ваше разрешение на индивидуальную и групповую психологическую работу.

 

 

По результатам работы по Вашему индивидуальному запросу будут выданы рекомендации для Вас и ребенка.

Поскольку психологическая работа основана на доверительных отношениях между участниками, всё, что будет происходить на занятиях, не будет выноситься за пределы психологического кабинета.

 

 

Подписав эту форму, Я  Колчина Мария Васильевна


                                                                                   


(фамилия, имя, отчество родителя)

 

даю согласие на участие моего ребенка   Колчина Андрея Александровича

                                                                                                                  


(фамилия, имя, отчество ребенка)


в психологической работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Информация о работе Практикум по решению профессиональных задач психолога консультанта