Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа
Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46
Содержание
Введение………………………………………………………… |
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6 |
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6 |
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8 |
1.3 Развитие потребности привязанности как основная |
проблема
раннего возраста…………………………………………………….. |
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30 |
2.1 Организация
исследования……………………………………………… |
2.2 Анализ
результатов эксперимента……………… |
Заключение…………………………………………………… |
Список
литературы…………………………………………………… |
Изучение потребности
привязанности – одно из ведущих
направлений зарубежной экспериментальной
психологии на протяжении последних
десятилетий. В русле этологического
подхода связь мать — дитя трактовалась
как форма запечатления, были получены
доказательства того, что взаимодействие
матери и новорожденного в первые
часы после рождения оказывают влияние
на последующее общение. В частности,
было показано, что эмоциональные
связи ребенка с матерью
Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж.Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган.
В первые 6 месяцев привязанности младенцев носят диффузный характер, после начинает явно проявляться привязанность к определенным людям, обычно первым объектом привязанности является мать.
Формирование такой
В отечественной психологии
изучение привязанностей ребенка к
взрослому велось в рамках психологии
общения, в русле концепции М.И.Лисиной.
Избирательные привязанности
Цель – исследовать процесс развития потребности привязанности в раннем возрасте.
Объект – потребность привязанности в раннем возрасте.
Предмет – развитие потребности привязанности у детей раннего возраста.
Задачи:
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.
Характерной психологической чертой ребенка в раннем возрасте является ситуативность поведения. Для малыша одного-двух лет интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. При этом он не просто разглядывает предмет, а стремится сразу же действовать с ним. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны. Окружающие предметы как будто сами манят малыша, чтобы он открывал их, переворачивал, катал, или бросал [1, с. 24].
Ситуативность поведения
ребенка связана с
Мышление в этом возрасте
протекает не в отвлеченной форме,
а в форме действий с предметами,
которые ребенок
Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении просьб или поручений взрослых. Вы, наверное, не раз замечали, что ребенок, охотно отправляясь за предметом, который вы попросили его принести, по пути отвлекается на что-то и забывает о поручении. Непосредственное, более сильное воздействие объектов полностью поглощает малыша.
Еще одна характерная черта
психики ребенка раннего
Следует помнить, что для нормального развития чувств ребенка большое значение имеет то, свободно ли он выражает их, или же "уходит в себя", сдерживает свои эмоции. Если взрослые постоянно подавляют эмоции и чувства малыша, его инициативу в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или, напротив, агрессивных проявлений.
На протяжении раннего
возраста поведение ребенка постепенно
преобразуется: оно становится все
более произвольным и целенаправленным.
К трем годам он уже может долго,
сосредоточенно заниматься одним делом,
например, разглядывать картинки в
книжке, показывая на них пальчиком
и называя изображения, настойчиво
добиваться цели: путем долгих проб
открыть коробку со сложным запором,
завести машинку. Ребенок все
чаще решает умственные задачи не только
в ходе непосредственного действия
с предметами, но и во внутреннем
плане. Например, если раньше, занимаясь
с объемными игрушками-
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.
воспитатель
Отношения между матерью и ребенком в раннем возрасте зависят от взаимодействия сложной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет большую роль в реализации врожденных программ поведения ребенка.
В первые месяцы жизни младенец растет и развивается в условиях психофизиологического "симбиоза" с матерью. С физиологической точки зрения, привязанность матери к ребенку возникает благодаря материнской доминанте, формирующейся задолго до рождения ребенка. В ее основе лежит доминанта гестационная, впоследствии превращающаяся в доминанту родовую, а затем и лактационную. У младенца возникновению привязанности способствует врожденная необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите, а также психологический комфорт, формирует у ребенка чувство защищенности и доверия к окружающему миру.
Детско-материнская
Признаками надежной привязанности являются следующие:
1) объект привязанности может лучше других успокоить ребенка;
2) ребенок обращается
за утешением к объекту
3) в присутствии объекта
привязанности ребенок реже
Факторы, влияющие на формирование привязанности
Способность к формированию привязанности у ребенка во многом обусловлена наследственным фактором. Однако она не в меньшей мере зависит от чувствительности окружающих взрослых к потребностям ребенка и от социальных установок родителей.
Детско-материнская
Качество привязанности
зависит от мотивационного аспекта
беременности. В иерархии мотивов
базисным является родительский инстинкт.
Дополнительное и существенное значение
имеют психосоциальные
На формирование детско-материнской
привязанности влияют отношения
между супругами. Родители, которые
несчастливы в браке к моменту
рождения ребенка, как правило, мало
чувствительны к его