Привязанность в раннем детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Microsoft Office Word.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическая  аспекты привязанности  в раннем детстве…………..6

1.1 Характеристика  психического развития ребенка  раннего возраста………6

1.2 Общая  характеристика потребности в  привязанности……………………..8

1.3 Развитие  потребности привязанности как  основная 

проблема  раннего возраста……………………………………………………..24

2. Исследование  привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30

2.1 Организация  исследования………………………………………………….30

2.2 Анализ  результатов эксперимента………………………………………….34

Заключение……………………………………………………………………….44

Список  литературы………………………………………………………………46

 
 

 

Введение

 

Изучение потребности  привязанности – одно из ведущих  направлений зарубежной экспериментальной  психологии на протяжении последних  десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние  на последующее общение. В частности, было показано, что эмоциональные  связи ребенка с матерью усиливаются  благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а  разлука матери и ребенка в  этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфических  эмоциональных связей между матерью  и новорожденным сразу после  рождения. Х.Р.Шеффер обратил внимание на то, что новорожденный имеет  определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности  устанавливать эмоциональную связь  с кем-либо. Большой вклад в  решение этой проблемы внес английский психиатр Дж.Боулби своей теорией  привязанностей, согласно которой привязанности  к матери, отцу или кому-нибудь другому  не являются врожденными или результатом  раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это — гуление, улыбка и  ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции эти формы  носят адаптивный характер, так как  обеспечивают младенцу заботу, необходимую  для выживания.

Основным результатом  взаимодействия матери и младенца Дж.Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия  матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган.

 В первые 6 месяцев привязанности младенцев носят диффузный характер,  после начинает явно проявляться привязанность к определенным людям, обычно первым объектом привязанности является мать.

Формирование такой привязанности  жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и  социализации. Выбор объекта, а также  сила и качество привязанности во многом зависят от поведения родителей  по отношению к ребенку.

В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к  взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И.Лисиной. Избирательные привязанности ребенка  к взрослому рассматривались  как продукт общения, зависящий  от его содержания. В работе С.Ю.Мещеряковой  изучалось развитие системы аффективно-личностных связей ребенка со взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти  связи возникают в первом полугодии  жизни ребенка в ситуативно-личностном общении и являются основным психологическим  новообразованием этого возраста. Другим важнейшим продуктом общения, также  зависящим от характера, содержания общения является образ себя ребенка.

Цель – исследовать процесс развития потребности привязанности в раннем возрасте.

Объект – потребность привязанности в раннем возрасте.

Предмет – развитие потребности привязанности у детей раннего возраста.

Задачи:

  1. проанализировать  научную  и методическую  литературы;
  2. раскрыть теоретические аспекты привязанности в раннем детстве;
  3. выявить уровень привязанности у воспитанников ясельной группы к воспитателю.

   1. Теоретические аспекты привязанности в раннем детстве

п1.1. Характеристика психического развития ребенка раннего возраста

 

Психическое развитие ребенка  в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.

Характерной психологической  чертой ребенка в раннем возрасте является ситуативность поведения. Для малыша одного-двух лет интересно  преимущественно то, что находится  в поле его зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как  магнитом притягивает его к себе. При этом он не просто разглядывает предмет, а стремится сразу же действовать с ним. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны. Окружающие предметы как будто сами манят малыша, чтобы он открывал их, переворачивал, катал, или бросал [1, с. 24].

Ситуативность поведения  ребенка связана с особенностями  протекания психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Они характеризуются непроизвольностью  и непосредственностью. Так, восприятие и внимание малыша привлекаются, прежде всего, наиболее яркими предметами, находящимися в поле зрения. Достаточно показать ребенку новую игрушку, и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Дети раннего возраста обладают хорошей памятью, в ней хранятся образы знакомых людей, предметов, действий, ситуаций, но она актуализируется  главным образом при их узнавании. Непроизвольность памяти выражается в  том, что ребенок пока еще не ставит перед собой задачу запомнить  или вспомнить что-то. Можно сказать, что воспоминания всплывают как  бы помимо воли малыша или по инициативе взрослого, который просит принести знакомый предмет, показать или назвать  что-то, прочитать знакомый стишок или спеть песенку, выполнить то или иное действие.

Мышление в этом возрасте протекает не в отвлеченной форме, а в форме действий с предметами, которые ребенок непосредственно  воспринимает, которые он держит в  руках. Малыш еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется им путем практических действий с предметами. Такое мышление психологи называют наглядно-действенным [11, с. 34].

Господство наглядной  ситуации часто сказывается на выполнении просьб или поручений взрослых. Вы, наверное, не раз замечали, что ребенок, охотно отправляясь за предметом, который  вы попросили его принести, по пути отвлекается на что-то и забывает о поручении. Непосредственное, более  сильное воздействие объектов полностью  поглощает малыша.

Еще одна характерная черта  психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Своеобразие отношения  маленьких детей к окружающему  заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. И природа, и люди, и вещи –  все привлекает и манит к себе малыша, все восхищает его, пробуждает в нем эмоциональный резонанс. Как радостно бросается ребенок  к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно  восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить  с ним свое удовольствие. Расставание  с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке  с близкими. Малыш отчаянно плачет, расставаясь с мамой, и с радостными возгласами бросается к ней, едва увидев ее. Все чувства детей этого  возраста выражаются во всей полноте  их переживания [24, с. 103].

Следует помнить, что для  нормального развития чувств ребенка  большое значение имеет то, свободно ли он выражает их, или же "уходит в себя", сдерживает свои эмоции. Если взрослые постоянно подавляют  эмоции и чувства малыша, его инициативу в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или, напротив, агрессивных проявлений.

На протяжении раннего  возраста поведение ребенка постепенно преобразуется: оно становится все  более произвольным и целенаправленным. К трем годам он уже может долго, сосредоточенно заниматься одним делом, например, разглядывать картинки в  книжке, показывая на них пальчиком  и называя изображения, настойчиво добиваться цели: путем долгих проб открыть коробку со сложным запором, завести машинку. Ребенок все  чаще решает умственные задачи не только в ходе непосредственного действия с предметами, но и во внутреннем плане. Например, если раньше, занимаясь  с объемными игрушками-вкладышами, малыш пытался силой втолкнуть  неподходящую по форме деталь в отверстие, сердился, если у него не получалось, часто отказывался от трудного занятия, то теперь он внимательно разглядывает ее, затем взглядом ищет подходящую деталь, примеряет ее к отверстию  и лишь затем вставляет. В случае ошибки, он еще более внимательно  обследует игрушку и настойчиво старается решить задачу. Это свидетельствует  о развитии у него наглядно-образного  мышления, т.е. умения решать задачи в  умственном плане с опорой на наглядную  ситуацию. Эта способность проявляется  также в том, что ребенок начинает планировать будущие действия и  события, сам подбирает игрушки  для сюжетной игры и действует  в воображаемом плане [13, с. 77].

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.

воспитатель

1.2 Общая характеристика потребности в привязанности

 

Отношения между матерью  и ребенком в раннем возрасте зависят  от взаимодействия сложной многокомпонентной  системы факторов, каждый из которых  играет большую роль в реализации врожденных программ поведения ребенка.

В первые месяцы жизни младенец растет и развивается в условиях психофизиологического "симбиоза" с матерью. С физиологической  точки зрения, привязанность матери к ребенку возникает благодаря  материнской доминанте, формирующейся  задолго до рождения ребенка. В ее основе лежит доминанта гестационная, впоследствии превращающаяся в доминанту  родовую, а затем и лактационную. У младенца возникновению привязанности  способствует врожденная необходимость  связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических  потребностей в тепле, пище, физической защите, а также психологический  комфорт, формирует у ребенка  чувство защищенности и доверия  к окружающему миру.

Детско-материнская привязанность  характеризуется наличием надежных и устойчивых отношений между  ребенком и ухаживающими за ним взрослыми.

Признаками надежной привязанности  являются следующие:

1) объект привязанности  может лучше других успокоить  ребенка;

2) ребенок обращается  за утешением к объекту привязанности  чаще, чем к другим взрослым;

3) в присутствии объекта  привязанности ребенок реже испытывает  страх [5, с. 302].

Факторы, влияющие на формирование привязанности

Способность к формированию привязанности у ребенка во многом обусловлена наследственным фактором. Однако она не в меньшей мере зависит  от чувствительности окружающих взрослых к потребностям ребенка и от социальных установок родителей.

Детско-материнская привязанность  возникает еще внутриутробно, на основе перинатального опыта. Важную роль в формировании материнских чувств у беременных женщин играют, согласно В. И. Брутману, М. С. Радионовой, телесные и эмоциональные ощущения, возникающие в процессе вынашивания будущего ребенка. Эти ощущения принято называть телесно-эмоциональным комплексом. Последний представляет собой комплекс переживаний, связанных с эмоционально-положительной оценкой телесной измененности беременной женщины. В сознании будущей матери намечается телесно-чувственная граница между своим телом и плодом, способствующая возникновению образа ребенка. При вынашивании нежелательной беременности образ младенца, как правило, не интегрируется и психологически отторгается. Ребенок, в свою очередь, уже в перинатальном периоде способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери и реагировать на него изменением ритма движений, сердцебиений и др. [12, с. 129]

Качество привязанности  зависит от мотивационного аспекта  беременности. В иерархии мотивов  базисным является родительский инстинкт. Дополнительное и существенное значение имеют психосоциальные тенденции  — подтверждение своей общности с людьми посредством осуществления  репродуктивной функции. К средовым и психологическим мотивам относятся: обеспечение устойчивых брачно-семейных отношений, коррекция их нарушений, разрешение личностных проблем, связанных  с отвержением в родительской семье, реализация чувства эмпатии.

На формирование детско-материнской  привязанности влияют отношения  между супругами. Родители, которые  несчастливы в браке к моменту  рождения ребенка, как правило, мало чувствительны к его потребностям, имеют неверное представление о  роли взрослых в воспитании детей, не способны устанавливать со своими детьми тесные эмоциональные отношения. Эти  родители гораздо чаще, чем те, кто  счастлив в браке, считают, что их дети обладают "трудным характером" [21, с. 135].

Информация о работе Привязанность в раннем детстве