Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа
Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46
Ключевыми являются эпизоды
№ 2, 3, 6 и 7 (табл. 1), когда воспитатель
оставляет ребенка с незнакомым
взрослым, незнакомым взрослым и пугающей
игрушкой, а затем возвращается.
В качестве показателей привязанности
ребенка к педагогу используется
степень огорчения малыша после
ухода воспитателя и
Таблица 2 Эпизоды непривычной ситуации
№ |
Начало эпизода |
Присутствующие во время эпизода |
1. |
К воспитателю и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый |
Воспитатель, ребенок и незнакомый взрослый |
2. |
Воспитатель уходит из комнаты |
Ребенок и незнакомый взрослый |
3. |
Воспитатель возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит |
Ребенок и воспитатель |
4. |
Воспитатель уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой привлекательной новой для ребенка игрушкой |
Ребенок, незнакомый взрослый и привлекательная игрушка |
5. |
Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается воспитатель |
Ребенок, воспитатель и привлекательная игрушка |
6. |
Воспитатель уходит, в комнату возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой |
Ребенок, незнакомый взрослый и пугающая игрушка |
7. |
Незнакомый взрослый уходит, приходит воспитатель |
Ребенок, воспитатель и пугающая игрушка |
Исследователя дети видели впервые, он им абсолютно не знаком.
Исследование проводилось на базе ясельной группы Яныльской МДОУ «детский сад «Бэлэкэч» Кукморского муниципального района РТ.
Образ себя по отношению
к каждому ребенку выявлялся
у воспитателя с помощью
Представление воспитателя о каждом ребенке оценивалось по данным анкетирования. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление представлений воспитателя о способностях, возможностях своего ребенка, чертах личности, характере, достоинствах и недостатках.
При экспериментальном изучении
образа себя у ребенка в опытах
с зеркальным отражением регистрировались
различные психические
Обработка данных стандартизированного
интервью и анкетирования воспитателя
производилась посредством
Суммарные количественные показатели образа себя ребенка, образа себя воспитателя по отношению каждому ребенку, представления воспитателя о каждом ребенке представлены в табл. 3.
Таблица 3 Суммарные показатели образа себя у ребенка, образа себя у воспитателя по отношению к каждому ребенку, представления воспитателя о каждом ребенке
№ пары |
Образ себя у ребенка |
Образ себя у воспитателя по отношению к ребенку |
Представления воспитателя о ребенке |
1 |
121 |
30 |
18 |
2 |
63 |
19 |
12 |
3 |
125 |
36 |
21 |
4 |
94 |
23 |
16 |
5 |
96 |
34 |
18 |
6 |
86 |
18 |
15 |
7 |
34 |
21 |
12 |
8 |
20 |
16 |
9 |
При анализе таблицы прежде все обращает на себя внимание разброс показателей образа себя ребенка от 121—125 баллов в верхнем пределе до 34 в нижнем, при минимальной выраженности образа себя в данной выборке.
Разброс показателей образа себя матери и представления матери о своем ребенке выражен не так ярко, но и здесь максимальные величины более чем в 2 раза превышают минимальную выраженность показателей.
При анализе таблицы прежде все обращает на себя внимание разброс показателей образа себя ребенка от 121—125 баллов в верхнем пределе до 34 — в нижнем, при минимальной выраженности образа себя в данной выборке. Разброс показателей образа себя матери и представления матери о своем ребенке выражен не так ярко, но и здесь максимальные величины более чем в 2 раза превышают минимальную выраженность показателей.
Качественный анализ поведения
ребенка перед зеркалом в различных
ситуациях свидетельствует о
противоположных типах
Дети с развитым образом
себя удовольствием подолгу
Дети с несформированным образом себя, наоборот, не рассматривают себя в зеркале, бросая на свое отражение лишь короткие настороженные взгляды, улыбаются только в пробе, где в зеркале видно отражение воспитателя и ребенка, причем более яркая улыбка адресована отражению взрослого. Дети этой группы быстро снимают с головы платочек, бросают его на пол или отдают воспитателю, не примеряя снова и не подходя к зеркалу. Бусы оказываются для них привлекательными сами по себе, как интересный предмет, с которым они некоторое время играют, сняв с шеи, размахивая и постукивая, отходят от зеркала и больше к нему не возвращаются.
Качественная картина
представления воспитателя о
детях также содержит два разных
типа для высоких и низких количественных
показателей. Высоким показателям
соответствует ориентация на личностные
качества ребенка, его достижения, особенно
в социально-эмоциональной
Наоборот, низким показателям
воспитательского представления о
ребенке соответствуют
Данные об уровне развития образа себя у ребенка показали корреляционную зависимость как от уровня развития образа себя воспитателя по отношению к ребенку, так и от ее представления о ребенке. Это свидетельствует о том, что образ себя у ребенка зависит в наибольшей степени от представления воспитателя о нем, а также и от образа себя у воспитателя: чем выше образ себя у воспитателя по отношению к ребенку и ее представления о нем, тем выше показатели образа себя у ребенка.
Количественные показатели
типа аффективной привязанности
ребенка к воспитателю
Таблица 4 Показатели аффективной привязанности ребенка к матери (в условных единицах) в эпизодах № 2, 3, 6, 7
№ пары |
Эпизод № 2 |
Эпизод № 3 |
Эпизод № 6 |
Эпизод № 7 | ||||||||
Эмоции |
Вокализации |
Действия |
Эмоции |
Вокализации |
Действия |
Эмоции |
Вокализации |
Действия |
Эмоции |
Вокализации |
Действия | |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1,3 |
0 |
1 |
0,7 |
1 |
2 |
2,3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1,3 |
1 |
1 |
0,7 |
2 |
2 |
1,7 |
3 |
3 |
2 |
2,3 |
0 |
2 |
1,3 |
0 |
1 |
0,3 |
0 |
2 |
1,3 |
4 |
1 |
2 |
1,7 |
1 |
1 |
1,43 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
5 |
1 |
1 |
1,7 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2,3 |
6 |
-3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1,7 |
-1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2,7 |
7 |
-3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
-3 |
0 |
0 |
-1 |
1 |
1,3 |
8 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1,3 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
1 |
0,7 |
Примечание. Знаком "-" отмечены отрицательные эмоциональные проявления. |
Начнем с сопоставления поведения детей в эпизодах, когда воспитатель уходит из комнаты и ребенок остается наедине с незнакомым взрослым (№ 2), а затем незнакомый взрослый уходит и в комнату возвращается воспитатель (№ 3).
Анализ таблицы показывает, что в эпизоде № 3 по сравнению с эпизодом № 2 снижается активность детей первой, третьей и четвертой пар. При этом у первой и третьей пар высокие показатели положительных эмоциональных проявлений детей в эпизодах с незнакомым взрослым снижаются до нуля, когда он покидает комнату, а воспитатель возвращается. Качественных анализ поведения детей показывает, что в присутствии матери pe6eнок начинает искать незнакомого взрослого: бежит к двери, зовет его, стучит по двери рукой.
Таким образом, дети первой
группы в присутствии незнакомого
взрослого ведут себя более активно
и радостно, чем в присутствии
воспитателя. У всех остальных детей,
наоборот, активность при возвращении
воспитателя выше, хотя и среди
них можно выделить разные группы.
Так, дети из шестой и седьмой пар
(вторая группа) проявляют ярко выраженные
отрицательные эмоции в присутствии
незнакомого взрослого, а при
возвращении воспитателя —
Качественный анализ поведения
детей свидетельствует о том,
что в присутствии незнакомого
взрослого их активность полностью
затормаживается, они громко плачут,
призывая воспитателя, а когда она
возвращается, большую часть времени
дети сидят, стоят, прижавшись к педагогу,
забираются к ней на колени, пряча
лицо. После уговоров дети начинают
играть в предлагаемые воспитателем
игрушки, слабо улыбаются, лепечут.
Однако их ориентировочно-
В третью группу входят дети
из второй, пятой и восьмой пар.
Они существенно усиливают свою
активность при возвращении воспитателя
и не проявляют отрицательных
эмоций, оставаясь с незнакомым взрослым.
У всех трех детей этой группы в
присутствии воспитателя
Качественный анализ показывает,
что эти дети достаточно доброжелательно
и активно ведут себя в присутствии
незнакомого взрослого: улыбаются,
инициируют его к общению, обследуют
комнату, играют с предметами. Однако
активность существенно увеличивается,
когда в комнату возвращается
воспитатель: ребенок подходит к
ней, инициирует ее к общению и
игре, ярко улыбается и лепечет. Ребенок
из восьмой пары в присутствии
незнакомого взрослого