Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа
Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46
Для процесса формирования привязанности
имеет значение также ранний постнатальный
опыт детско-материнских
Специальные исследования диадического взаимодействия ребенка и матери показали, что в среднем 69 % матерей способны узнавать своих только что родившихся детей, прикасаясь лишь к дорсальной поверхности их ладони, если они предварительно успели провести с ребенком не менее одного часа. Дети 2-6 дней жизни в ситуации выбора достоверно чаще предпочитают запах молока собственной матери. Выявлен феномен визуальной синхронизации детско-материнского поведения. Показано, что мать и новорожденный имеют выраженную тенденцию одновременно смотреть на один и тот же предмет, причем доминирующую роль при этом играет ребенок, а мать "подстраивается" под его действия. Обнаружена также способность новорожденного двигаться синхронно ритму речи взрослого. Показано, что при одновременном взгляде в глаза друг другу движения головы матери, и головы ребенка также гармонизированы и внешне напоминают "вальс". Подобное биологическое предпочтение матерью своего ребенка, ощущение "своего", "родного" лежит в основе готовности матери проявлять положительные чувства к своему ребенку, поддерживать его и заботиться о нем [24, с. 121].
Существуют некоторые
Формирование привязанности
Одной из наиболее известных в настоящее время считается теория J. Bowlby — М. Ainworth, активно разрабатываемая последние 30-40 лет. Данная теория возникла на пересечении психоанализа и этологии и ассимилировала многие другие концепции развития — бихевиоральную теорию научения, репрезентативные модели Ж. Пиаже и др.
В основе теории привязанности лежит
положение о том, что любое
отношение человека к окружающему
миру и к себе изначально опосредовано
отношениями между двумя
Большое значение для понимания
природы детско-материнской
Согласно психоаналитическим взглядам,
отношение матери к ребенку во
многом определяется историей ее жизни.
Для принятия будущей матерью
младенца большое значение имеет
формирование его образа в воображении
женщины. Нарушению привязанности
могут способствовать искажающие реальность
"фантазии" женщины относительно
своего ребенка. Роль матери для процессов
психического развития ребенка в
принципе оценивается неоднозначно.
Так, например, М. Klein описала так
называемую "депрессивную позицию"
— феномен нормального
Различают 3 основных периода формирования
детско-материнской
1) период до 3 мес. когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми;
2) период 3-6 мес. В этот период
младенец начинает различать
знакомых и незнакомых
3)период 7-8 мес. Происходит формирование избирательной привязанности к ближайшему взрослому. Отмечается тревога и страх при общении с незнакомыми взрослыми ("страхи 8-го месяца жизни" R. A. Spitz).
Привязанность ребенка к матери
наиболее сильна в 1-1,5 года. Она несколько
уменьшается к 2,5-3 годам, когда в
поведении ребенка отчетливо
намечаются другие тенденции — стремление
к самостоятельности и
R. Shaffer показал, что детско-
1. Асоциальная стадия (0-6 нед.). Новорожденные и младенцы полутора месяцев жизни являются "асоциальными", поскольку во многих ситуациях общения с одним или несколькими взрослыми у них наблюдается преимущественно одна реакция, в большинстве случаев — реакция протеста. После полутора месяцев младенцы обычно отдают предпочтение общению с несколькими взрослыми.
2. Стадия недифференцированных привязанностей (6 нед. - 7 мес.). На этой стадии младенцы быстро удовлетворяются присутствием любого взрослого. Они успокаиваются, когда их берут на руки.
3. Стадия специфических
Формирование первичной
4. Стадия множественных
Выделяют 4 модели множественной привязанности.
Первая получила название "монотропной". При этом мать является единственным объектом привязанности. Только с ней связана дальнейшая социализация ребенка.
Вторая модель — "иерархическая"
— также предполагает ведущую
роль матери. Однако важными являются
и вторичные объекты
Третья — "независимая" модель — предполагает наличие различных, одинаково значимых объектов привязанности, каждый из которых вступает во взаимодействие с ребенком лишь тогда, когда основные опекуны находятся с ним уже длительное время.
Четвертая — " интегративная" модель
— предполагает независимость ребенка
от того или иного объекта
Зрительное восприятие детей раннего
возраста характеризуется
Ребенок первых 2 ч жизни дольше фиксирует взгляд и совершает поворот головы на больший угол в ответ на предъявление лицеподобной игрушки. Дети предпочитают лицеподобные изображения аморфным, живые лица — нарисованным, лицо матери — лицам других взрослых.
Для исследования зрительного предпочтения как показателя привязанности детям предлагают 3 ситуации выбора:
1) между погремушкой и куклой;
2) между куклой и лицом матери;
3) между лицом матери и лицом экспериментатора.
У детей 7-23 дней жизни и старше 7 мес. отмечается устойчивое предпочтение лица матери, а возрасте с 1 до 6 мес. — игрушки с лицом.
В возрасте 6,5-7 мес. преобладает двойственный выбор.
Для феномена предпочтения лица матери
лицам незнакомцев также
Результаты изучения привязанности
с помощью зрительного
1) первые часы и дни жизни ребенка;
2) период 8-9 мес.
В эти периоды происходит усиление активности ребенка, в том числе и в общении с окружающими, возрастание интереса ко всему новому в целом.
Формирование привязанности в первые часы и дни жизни ребенка связано главным образом с обонятельным и зрительным предпочтением близких людей. Вначале отмечается обонятельное предпочтение. Зрительное предпочтение играет роль при запечатлевании других членов семьи, в частности отца. Формирование привязанности в 8-9 месяцев связано уже с более сложными психологическими механизмами — возникающим чувством уверенности, защищенности. В 1-6 мес. активно формируется вторичная привязанность к отцу и другим лицам, что позволяет рассматривать этот период развития отношении с окружающими также в качестве сенситивного. В это время меняется "вектор" привязанности ребенка: наряду с потребностью в матери отмечается потребность в общении с другими членами семьи. Однако впоследствии "вектор" привязанности все же возвращается к первичному объекту — матери. Подобная динамика развития привязанности приводит к ее укреплению и приобретению ею новых качеств.
Формирующаяся на первом году жизни привязанность младенца к отцу, так же как и привязанность к матери, существенно влияет на динамику психического развития ребенка. Младенец 9 мес. жизни проводит в общении с отцом в среднем около 1 ч в день. Отцы, удовлетворенные своим семейным положением, не меньше матери участвуют в повседневном уходе за ребенком. Они участвуют в кормлении, смене пеленок, укладывании спать, т.е. могут частично брать на себя традиционно материнские функции [7, с. 104].
Считается, что в общении с ребенком мать и отец играют разные роли. Матери чаще отцов предпочитают держать своих детей на руках, успокаивают их при беспокойстве и плаче, обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Отцы в большей степени предпочитают физическую и игровую стимуляцию, а также вовлекают детей во все новое и необычное. Если к матери младенцы тянутся, когда они чем-то расстроены или им страшно, то в отцах они нуждаются, прежде всего, как в равноправных участниках игры. Кроме того, отцы создают основу для исследовательской деятельности детей. Интерес к общению с незнакомыми людьми чаще проявляют дети, надежно привязанные к обоим родителям.