Привязанность в раннем детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Microsoft Office Word.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

Для процесса формирования привязанности  имеет значение также ранний постнатальный  опыт детско-материнских взаимодействий. Он возможен благодаря этологическому механизму импринтинга (мгновенного  запечатлевания). Первые 2 ч после  рождения являются особым "сенситивным" периодом для формирования привязанности. Младенец находится в состоянии максимальной восприимчивости к информации, получаемой из окружающего мира. Возникновение привязанности матери к новорожденному подтверждено многочисленными опытами по узнаванию только что родившими женщинами своих детей и специфике раннего детско-материнского взаимодействия.

Специальные исследования диадического взаимодействия ребенка и матери показали, что в среднем 69 % матерей  способны узнавать своих только что  родившихся детей, прикасаясь лишь к  дорсальной поверхности их ладони, если они предварительно успели провести с ребенком не менее одного часа. Дети 2-6 дней жизни в ситуации выбора достоверно чаще предпочитают запах  молока собственной матери. Выявлен  феномен визуальной синхронизации  детско-материнского поведения. Показано, что мать и новорожденный имеют  выраженную тенденцию одновременно смотреть на один и тот же предмет, причем доминирующую роль при этом играет ребенок, а мать "подстраивается" под его действия. Обнаружена также  способность новорожденного двигаться  синхронно ритму речи взрослого. Показано, что при одновременном  взгляде в глаза друг другу  движения головы матери, и головы ребенка также гармонизированы и внешне напоминают "вальс". Подобное биологическое предпочтение матерью своего ребенка, ощущение "своего", "родного" лежит в основе готовности матери проявлять положительные чувства к своему ребенку, поддерживать его и заботиться о нем [24, с. 121].

Существуют некоторые особенности  зрительного восприятия взрослыми  детей, накладывающие отпечаток  на эмоциональное отношение к  ним и на возникновение привязанности  родителей к детям. Так, К. Lorenz обратил  внимание на то, что черты лица младенцев  воспринимаются взрослыми как милые  и приятные. Мальчики и девочки  старшего возраста также положительно реагируют на младенческие черты  лица. Интерес девочек к младенцам  резко усиливается с начала пубертатного периода. Таким образом, лицо младенца может служить избирательным стимулом для привлечения внимания взрослого, что способствует становлению родительско-детской привязанности.

Формирование привязанности младенцев  к родителям в первые месяцы жизни  опирается на некоторые инстинктивные  формы поведения детей, интерпретируемые взрослыми как знаки общения. Однако очень быстро, уже с 2-месячного  возраста, она становится особым сигналом для взрослых, означает желание с  ними общаться. Плач в первые месяцы жизни — это специфический  сигнал дискомфорта ребенка, который  избирательно адресован тем взрослым, которые за ним ухаживают. В первые месяцы жизни плач младенца имеет  характерные отличия в зависимости  от вызвавшей его причины [7, с. 301].

Теории привязанности

Одной из наиболее известных в настоящее  время считается теория J. Bowlby —  М. Ainworth, активно разрабатываемая  последние 30-40 лет. Данная теория возникла на пересечении психоанализа и этологии и ассимилировала многие другие концепции  развития — бихевиоральную теорию научения, репрезентативные модели Ж. Пиаже и др.

В основе теории привязанности лежит  положение о том, что любое  отношение человека к окружающему  миру и к себе изначально опосредовано отношениями между двумя людьми, которые в дальнейшем определяют весь душевный склад личности. Центральным  понятием теории привязанности является "объект привязанности". Для большинства  детей первичный объект привязанности  — это мать, однако генетическое родство в данном случае не играет решающей роли. Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку  безопасность, надежность и уверенность  в защите, то ребенок в дальнейшем будет способен наладить отношения  с другими людьми. Однако до тех  пор, пока не будет удовлетворена  базисная потребность в первичном  объекте привязанности, человек  не сможет установить вторичную привязанность  с другими людьми — сверстниками, учителями, лицами противоположного пола. Система привязанности включает две противоположные тенденции в поведении ребенка — стремление к новому и поиск поддержки. Система привязанности активируется, когда ребенок сталкивается с неизвестным, и почти не работает в привычной безопасной обстановке.

Большое значение для понимания  природы детско-материнской привязанности  имеет положение Л. С. Выготского о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован  значимым для ребенка взрослым окружением. Отношение ребенка к окружающему  неизбежно преломлено отношением к  другому человеку, во всякой ситуации его взаимодействия с миром явно или неявно присутствует другой человек.

Согласно психоаналитическим взглядам, отношение матери к ребенку во многом определяется историей ее жизни. Для принятия будущей матерью  младенца большое значение имеет  формирование его образа в воображении  женщины. Нарушению привязанности  могут способствовать искажающие реальность "фантазии" женщины относительно своего ребенка. Роль матери для процессов  психического развития ребенка в  принципе оценивается неоднозначно. Так, например, М. Klein описала так  называемую "депрессивную позицию" — феномен нормального поведения  ребенка в 3-5 мес. Позиция эта заключается  в отчуждении ребенка от матери, в ощущении, наряду с чувством спокойствия  и защищенности, немощности и зависимости  от нее. Отмечается неуверенность ребенка  в "обладании" матерью и двойственное отношение к ней [14, с. 125].

Динамика формирования привязанности

Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности  в первые годы жизни:

1) период до 3 мес. когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми;

2) период 3-6 мес. В этот период  младенец начинает различать  знакомых и незнакомых взрослых. Постепенно ребенок выделяет  мать из объектов окружающего,  отдавая ей предпочтение. Выделение  матери из взрослого окружения  основывается на предпочтении  ее голоса, лица, рук и происходит  тем быстрее, чем адекватнее  мать реагирует на подаваемые  младенцем сигналы;

3)период 7-8 мес. Происходит формирование избирательной привязанности к ближайшему взрослому. Отмечается тревога и страх при общении с незнакомыми взрослыми ("страхи 8-го месяца жизни" R. A. Spitz).

Привязанность ребенка к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Она несколько  уменьшается к 2,5-3 годам, когда в  поведении ребенка отчетливо  намечаются другие тенденции — стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания [10, с. 67].

R. Shaffer показал, что детско-родительская  привязанность в первые 18мес жизни  ребенка проходит в своем развитии  следующие стадии.

1. Асоциальная стадия (0-6 нед.). Новорожденные и младенцы полутора месяцев жизни являются "асоциальными", поскольку во многих ситуациях общения с одним или несколькими взрослыми у них наблюдается преимущественно одна реакция, в большинстве случаев — реакция протеста. После полутора месяцев младенцы обычно отдают предпочтение общению с несколькими взрослыми.

2. Стадия недифференцированных  привязанностей (6 нед. - 7 мес.). На этой стадии младенцы быстро удовлетворяются присутствием любого взрослого. Они успокаиваются, когда их берут на руки.

3. Стадия специфических привязанностей (с 7-9 мес. жизни). В данном возрасте младенцы начинают протестовать, когда их разделяют с близким взрослым, особенно матерью. При расставании они расстраиваются и часто сопровождают мать до двери. После возвращения матери младенцы очень тепло ее встречают. В это же время младенцы часто настораживаются в присутствии незнакомых. Указанные особенности свидетельствуют о сформированности первичной привязанности.

Формирование первичной привязанности  имеет важное значение для развития исследовательского поведения ребенка. Первичный объект привязанности  используется ребенком в качестве безопасной "базы" для освоения окружающего  мира.

4. Стадия множественных привязанностей. Спустя несколько недель после  возникновения первичной привязанности  к матери то же чувство возникает  по отношению к другим близким  людям (отцу, братьям, сестрам,  бабушкам, дедушкам). В возрасте 1,5 лет  очень мало детей привязаны  только к одному человеку. У  детей, имеющих множество привязанностей, как правило, устанавливается  иерархия объектов привязанности.  Тот или иной близкий человек  является более или менее предпочтительным  в определенной ситуации общения.  Различные объекты привязанности  используются детьми с разными  целями. Например, большинство детей  предпочитают компанию матери, если  они напуганы или расстроены. Отцов они чаще предпочитают  в качестве партнеров по играм.

Выделяют 4 модели множественной привязанности.

Первая получила название "монотропной". При этом мать является единственным объектом привязанности. Только с ней  связана дальнейшая социализация ребенка.

Вторая модель — "иерархическая" — также предполагает ведущую  роль матери. Однако важными являются и вторичные объекты привязанности. Они могут замещать мать в условиях ее кратковременного отсутствия.

Третья — "независимая" модель — предполагает наличие различных, одинаково значимых объектов привязанности, каждый из которых вступает во взаимодействие с ребенком лишь тогда, когда основные опекуны находятся с ним уже  длительное время.

Четвертая — " интегративная" модель — предполагает независимость ребенка  от того или иного объекта привязанности [13, с. 93].

Зрительное предпочтение как показатель привязанности

Зрительное восприятие детей раннего  возраста характеризуется избирательностью и предпочтением строго определенных стимулов. Его можно рассматривать  как показатель привязанности у  детей раннего возраста [11, с. 12].

Ребенок первых 2 ч жизни дольше фиксирует взгляд и совершает  поворот головы на больший угол в  ответ на предъявление лицеподобной игрушки. Дети предпочитают лицеподобные изображения аморфным, живые лица — нарисованным, лицо матери — лицам  других взрослых.

Для исследования зрительного предпочтения как показателя привязанности детям  предлагают 3 ситуации выбора:

1) между погремушкой и куклой;

2) между куклой и лицом матери;

3) между лицом матери и лицом  экспериментатора.

У детей 7-23 дней жизни и старше 7 мес. отмечается устойчивое предпочтение лица матери, а возрасте с 1 до 6 мес. — игрушки с лицом.

В возрасте 6,5-7 мес.  преобладает  двойственный выбор.

Для феномена предпочтения лица матери лицам незнакомцев также характерна закономерная динамика. Наибольшая его  выраженность наблюдается, начиная  с 9 месяцев жизни. С возрастом  происходит смена объектов зрительного  предпочтения.

Результаты изучения привязанности  с помощью зрительного предпочтения позволяют выделить 2 наиболее важных периода развития привязанности:

1) первые часы и дни жизни  ребенка; 

2) период 8-9 мес. 

В эти периоды происходит усиление активности ребенка, в том числе  и в общении с окружающими, возрастание интереса ко всему новому в целом.

Формирование привязанности в  первые часы и дни жизни ребенка  связано главным образом с  обонятельным и зрительным предпочтением  близких людей. Вначале отмечается обонятельное предпочтение. Зрительное предпочтение играет роль при запечатлевании других членов семьи, в частности  отца. Формирование привязанности в 8-9 месяцев  связано уже с более  сложными психологическими механизмами  — возникающим чувством уверенности, защищенности. В 1-6 мес. активно формируется вторичная привязанность к отцу и другим лицам, что позволяет рассматривать этот период развития отношении с окружающими также в качестве сенситивного. В это время меняется "вектор" привязанности ребенка: наряду с потребностью в матери отмечается потребность в общении с другими членами семьи. Однако впоследствии "вектор" привязанности все же возвращается к первичному объекту — матери. Подобная динамика развития привязанности приводит к ее укреплению и приобретению ею новых качеств.

Формирующаяся на первом году жизни  привязанность младенца к отцу, так  же как и привязанность к матери, существенно влияет на динамику психического развития ребенка. Младенец 9 мес. жизни проводит в общении с отцом в среднем около 1 ч в день. Отцы, удовлетворенные своим семейным положением, не меньше матери участвуют в повседневном уходе за ребенком. Они участвуют в кормлении, смене пеленок, укладывании спать, т.е. могут частично брать на себя традиционно материнские функции [7, с. 104].

Считается, что в общении с  ребенком мать и отец играют разные роли. Матери чаще отцов предпочитают держать своих детей на руках, успокаивают их при беспокойстве и плаче, обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Отцы в  большей степени предпочитают физическую и игровую стимуляцию, а также  вовлекают детей во все новое  и необычное. Если к матери младенцы тянутся, когда они чем-то расстроены или им страшно, то в отцах они  нуждаются, прежде всего, как в равноправных участниках игры. Кроме того, отцы создают  основу для исследовательской деятельности детей. Интерес к общению с незнакомыми людьми чаще проявляют дети, надежно привязанные к обоим родителям.

Информация о работе Привязанность в раннем детстве