Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа
Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46
Показано, что избирательная
Отсутствующая или недостаточная
родительская поддержка в раннем
возрасте может приводить к выраженному
нарушению психического и физического
созревания ребенка, дезинтеграции
привязанности как важнейшего условия
развития психики младенца, дезадаптации
и психосоматическим
Расстройства детско-
Нарушения привязанности наблюдаются во всех случаях, когда родители неспособны понимать своих детей. Причиной этому могут быть психические заболевания родителей, которые серьезно осложняют установление близкого эмоционального контакта с младенцами. Показано, в частности, что если мать страдает послеродовой депрессией, то у ребенка существенно задерживается развитие навыков взаимодействия со взрослыми.
Варианты нарушения детско-
Грубое искажение
В настоящее время имеется
Дефицит общения и необходимых
для ребенка соответствующих
возрасту впечатлений также является
предпосылкой неправильного развития
привязанности у ребенка. Причем
недостаток заботы и внимания со стороны
родителей дети часто отказываются
компенсировать путем общения с
другим взрослым. Они не смотрят
людям в глаза и не проявляют
интереса к играм типа "дай-возьми",
если предварительно не делали этого
с матерью или иными
Процесс формирования привязанности подвержен внешним факторам. Так, у детей в возрасте от 1 года до 1 года 9 мес., подвергшихся физическому насилию со стороны отцов, отмечается выраженная реакция страха в присутствии мужчин и, наоборот, спокойствие, и отсутствие тревоги при нахождении в женском обществе.
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения.
Различные варианты нарушения детско-родительской
привязанности существенно
Уже в раннем возрасте у детей, подвергшихся длительной разлуке с родителями, может возникать отказ от общения с ними, отрицательные эмоции при попытке ухаживания [1, с. 210].
Имеется связь между ранней родительской
депривацией в младенчестве и
отклоняющимся поведением в подростковом
возрасте. В частности, мальчики, воспитывавшиеся
с раннего возраста без отца, не
могут компенсировать свою агрессивность.
Девочки, воспитывавшиеся в раннем
возрасте асоциальной матерью, часто
не способны поддержать домашний очаг,
создать уют и
Считается, что надежная привязанность между ребенком и матерью в первые годы жизни закладывает основы будущего чувства доверия и безопасности к окружающему миру.
Дети, имевшие надежную привязанность к матери в возрасте 12—18 мес., в 2 года достаточно общительны, проявляют сообразительность в играх. В подростковом возрасте они более привлекательны как деловые партнеры, чем дети с ненадежной привязанностью. В то же время у детей, первичная привязанность которых характеризуется как "дезорганизованная" и "неориентированная", имеется риск возникновения враждебного и агрессивного поведения в дошкольном возрасте и отвержения их сверстниками.
Дети, надежно привязанные к матери в 15-месячном возрасте, в 3,5 года среди группы сверстников демонстрируют ярко выраженные черты лидерства. Они легко инициируют игровую активность, достаточно отзывчивы в отношении нужд и переживаний других детей и, в целом, очень популярны среди других детей. Они любознательны, самостоятельны и энергичны. Напротив, дети, которые в 15 мес. имели ненадежную привязанность к матери, в детском саду проявляют социальную пассивность, нерешительность в привлечении других детей к игровой активности. Они менее любознательны и непоследовательны в достижении цели. В возрасте 4-5 лет дети с надежной привязанностью также более любознательны, чувствительны в отношениях со сверстниками, менее зависимы от взрослых, чем дети с ненадежной привязанностью. В предпубертатном возрасте надежно привязанные дети имеют ровные отношения с ровесниками и больше близких друзей, чем ненадежно привязанные дети [3, с. 45].
Известно, что ребенок может полноценно развиваться даже в том случае, если надежная привязанность формируется у него не к родителями, а к другим людям. Имеются данные о позитивном влиянии надежной привязанности детей к персоналу приютов, яслей на их психическое развитие в дошкольном и раннем школьном возрасте. Обнаружено, что такие дети достаточно компетентны в общении со сверстниками, часто проводят время в контактах с другими детьми и в социальных играх. Надежная привязанность к опекунам проявлялась у них также в отсутствии агрессивности, враждебности и позитивном отношении в целом к играм и общению
Более того, было показано, что в детском саду дети, надежно привязанные к воспитателям, но ненадежно к матери, проявляют большую игровую активность, чем те, которые надежно привязаны к матери и ненадежно к воспитателям детского сада.
Таким образом, сформированная
в первые годы жизни первичная
привязанность к окружающим в
дальнейшем достаточно устойчива и
постоянна во времени. Большинство
детей демонстрирует
Как показано в табл. 1, у
младенцев, формирующих позитивную
рабочую модель себя и своих родителей,
вырабатывается надежная первичная
привязанность, уверенность в себе
и самодостаточность. Это способствует
установлению надежных, доверительных
отношений с друзьями и супругами
в дальнейшей жизни. Напротив, позитивная
модель себя, соединяющаяся с негативной
моделью других (возможный результат
того, что ребенок успешно привлекает
внимание нечувствительного родителя),
предрасполагает к формированию
избегающей привязанности. Негативная
модель себя и позитивная модель других
(возможный вариант того, что младенцы
не могут привлечь внимание к своим
нуждам) может быть связана с двойственной
привязанностью и слабостью в
установлении надежных эмоциональных
связей. И, наконец, негативная рабочая
модель как себя, так и окружающих
способствует возникновению
Таблица 1 Внешние рабочие модели себя и других людей
Варианты моделей |
Модель себя | ||
Позитивная |
Негативная | ||
Модель других |
Позитивная |
Надежная (надежная привязанность) |
Слабая (двойственная привязанность) |
Негативная |
Отвергающая (избегающая привязанность) |
С реакцией страха (неориентированная привязанность) |
Некоторые исследователи привязанности на первое место ставят не отношения между матерью и ребенком, а стратегии приспособления ребенка к материнскому поведению. Так, по мнению Р. Crittenden, чувствительность ребенка к тому или иному типу получаемой информации (интеллектуальной или эмоциональной) зависит от условий взаимодействия ребенка с матерью. Конкретному типу привязанности соответствуют определенные виды переработки информации. В зависимости от адекватной или неадекватной реакции взрослого поведение ребенка подкрепляется или отрицается. При втором варианте ребенок приобретает навык скрывать свои переживания. Данные особенности характерны для детей с "избегающим" типом привязанности. В случае, когда мать внешне проявляет положительные эмоции, а внутренне не принимает ребенка, ребенку оказывается трудным предвидеть эмоциональную реакцию матери. Подобная ситуация возникает у детей, демонстрирующих двойственную привязанность [21, с. 54].
Эта проблема может проявляться в двух своих крайностях, встречающихся при разных вариантах развития: сверх привязанности как на физическом, так и на эмоциональном уровне и не сформированности привязанности, ее отсутствии.
Проблема выраженной сверхпривязанности
обычно возникает с детьми, развитие
которых ближе ко второму или
четвертому вариантам аутистического
развития. В первом случае, как мы
уже говорили выше, ребенок не в
состоянии перенести даже непродолжительную
разлуку с матерью, она является
для него непременным условием существования.
Этот симбиотическая связь складывается
в младенческом возрасте и в отличие
от благополучного аффективного развития
не превращается в скором времени
в формирование эмоциональной привязанности,
а фиксируется в своем
Характерно, что когда
сверхпривязанность носит витальный
характер, она более покорно принимается
мамой и хотя, конечно, очень тревожит
ее, редко заставляет принимать самостоятельно
какие-то радикальные попытки ее
преодоления, несмотря на то, что ребенок
становится старше. Вместе с тем, эта
ситуация становится реально мучительной
для нее, возникает чувство
Во втором случае, часто
выглядящем как чрезмерная робость,
боязливость ребенка, близкие пытаются
найти возможность, желая уберечь
его от будущей нерешительности
и несамостоятельности, тренировать
малыша на ее постепенное ослабление.
Например - отправить ребенка на
время погостить к бабушке
или устроить его в детское
учреждение. Если там условия достаточно
комфортные для него (прежде всего,
мягкая, теплая, терпеливая воспитательница;
дозированность пребывания), он может
прижиться, хотя часто наблюдаемая
у таких детей соматическая ослабленность
и легкость заболевания не дает обычно
там долго удержаться. Если период
попыток адаптации к новому месту
в отсутствии близкого вызывает стресс
- возможен временный регресс психического
развития, который, в частности проявляется
и в изменении характера