Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:20, курсовая работа
Изучение потребности привязанности – одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать — дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая аспекты привязанности в раннем детстве…………..6
1.1 Характеристика психического развития ребенка раннего возраста………6
1.2 Общая характеристика потребности в привязанности……………………..8
1.3 Развитие потребности привязанности как основная
проблема раннего возраста……………………………………………………..24
2. Исследование привязанности ребенка в раннем возрасте………………....30
2.1 Организация исследования………………………………………………….30
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46
Перейдем к сопоставлению эпизодов № 6 и 7 эксперимента. Рассмотрим показатели поведения детей в ситуации, когда воспитатель выходит из комнаты, оставляя ребенка с незнакомым взрослым и пугающей игрушкой (эпизод № 6), а затем возвращается, а незнакомый взрослый уходит (эпизод № 7).
Из табл. 4 видно, что
активность всех детей в
Дети из шестой и седьмой
пар проявляют отрицательные
эмоции (хныканье, громкий плач), а
остальные — не выражают ярких
эмоций, при общей тенденции проявлять
настороженность, легкую степень тревожности.
У детей первой, второй и третьей пар отмечается
слабая активность, а все остальные дети
демонстрируют "замирание", прекращая
всякую деятельность, стоят на месте, не
сводя взгляда с пугающей игрушки. В следующем
эпизоде № 7, когда комнату покидает незнакомый
взрослый и возвращается воспитатель,
активность детей возрастает, нарастает
количество вокализаций, более чем в 2
раза — количество инициативных, ориентировочно-
Только дети из седьмой
и восьмой пар проявляют в
присутствии воспитателя
В соответствии с данной классификацией по методике М. Эйнсворт ближе всего к индифферентным и ненадежно привязанным детям при сравнении эпизодов № 2 и 3, дети из первой группы (первой, третьей и четвертой пар).
Отметим, что поведение
этих детей не полностью
К аффективным и ненадежно привязанным, по классификации М.Эйнсворт, можно отнести детей из второй группы (шестой и седьмой пар), хотя таких проявлений, как отталкивание матери после ее возвращения, у них не отмечалось. При сопоставлении эпизодов № 6 и 7 к детям этой группы можно присоединить и ребенка из восьмой пары, которого не удается успокоить после возвращения воспитателя.
К надежно привязанным ближе всего дети из второй и пятой пар, которые устойчиво повышают свою активность и проявляют больше положительных эмоций в присутствии воспитателя в эпизодах, как № 3, так и № 7.
При выявлении образа себя
у воспитателя и ее представления
о ребенке дополнительно
Таблица 5 Показатели образа себя у ребенка, типа его привязанности к воспитателю, оценки воспитателем своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней
№ пары |
Образ себя у ребенка |
Тип
привязанности ребенка к |
Оценка воспитателем своей привязанности к ребенку |
Оценка воспитателем привязанности ребенка |
1 |
121 |
Индифферентный, ненадежно привязанный |
3 |
1 |
2 |
63 |
Надежно привязанный |
2 |
3 |
3 |
125 |
Индифферентный, ненадежно привязанный |
3 |
2 |
4 |
94 |
Индифферентный, ненадежно привязанный |
2 |
2 |
5 |
96 |
Надежно привязанный |
3 |
2 |
6 |
86 |
Аффективный, ненадежно привязанный |
2 |
2 |
7 |
34 |
То же |
2 |
3 |
8 |
20 |
То же |
1 |
3 |
При анализе табл. 5 обращает на себя внимание тот факт, что более высоким показателям образа себя соответствует индифферентный, ненадежный тип привязанности, а наиболее низким показателям образа себя — аффективный ненадежный тип привязанности.
Выводы по второй главе. Таким образом, проведенное исследование показало, что между развитием образа себя у ребенка и его привязанностью к воспитателю существует определенная связь, выражающаяся в том, что высокому уровню развития образа себя соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая зависимость его от воспитателя, более выраженная активность в незнакомой или стрессовой ситуации (в присутствии незнакомого взрослого, пугающей игрушки).
В соответствии с классификацией М. Эйнсворт детей с развитым образом себя можно условно отнести к двум группам: "индифферентные" и "надежно привязанные".
Воспитатель по отношению
к таким детям имеет достаточно
устойчивый образ себя, высокую самооценку,
положительное эмоциональное
Привязанность – это инстинктивное поведение ребенка, а также это любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь. Такое поведение становится хорошо видно, когда люди запуганы, устали или больны, и им становится легче, когда их успокаивают и проявляют о них заботу. Это можно проследить на протяжении свей жизни любого человека и особенно в случившиеся у него критические моменты.
Таким образом, отношения можно назвать собственно привязанностью, к которым относится стремление к близости, возникающее при наличии угрозы и привязанность в данном случае используется как основа безопасности.
В первой главе нами рассмотрены следующие вопросы:
По результатам изучения литературы, раскрывающей содержание перечисленных вопросом мы сделали следующие выводы:
– в первые годы жизни дети с надежным типом привязанности в отношении со взрослым используют как интеллект, так и эмоции.
– к дошкольному возрасту вырабатываются достаточно четкие стратегии переработки информации и построения соответствующего поведения.
– в школьном возрасте некоторые дети уже откровенно используют обман, скрывая истину за фасадом логики и бесконечных доводов, и манипулируют родителями и сверстниками.
– ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.
Вторая глава посвящена организации и обсуждению результатов эксперимента. После изучения теоретической литературы по данной теме, мы решили, что общепринятой методикой оценки привязанности и определения ее типа является методика М. D. Ain-worth.
По результатам исследования
мы сделали следующий вывод:
между развитием образа себя
у ребенка и его
Размещено на Allbest.ru