Приемы использования информационных технологий в процессе самообразования подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении возможностей использования информационных технологий в процессе самообразования подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1. Раскрыть понятие личность
2. Рассмотреть характеристику информационных технологий и программ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Значение информационных технологий для развития личности подростка……………………………………………………………………….. 4
1. Определение понятия личности
2. Характеристика информационных технологий
3.Развивающие компьютерные игры, их характеристика и возможности
4.Электронные образовательные ресурсы
Глава 2. Дистанционное обучение как одна из форм самообразования под-ростков…………………………………………………………………………… 18
1. История развития дистанционного обучения
2. Moodle
Заключение …………………………………………………………………… 45
Список литературы…………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть. В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр[12].

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых  технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание"  и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно  считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность  компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

       Дистанционное  (дистантное) обучение - это способ  обучения на расстоянии, при котором  преподаватель и обучаемые физически  находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение  означало заочное обучение. Однако  сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.

       Удобства  дистанционной формы обучения: - обучение в психологически комфортной, привычной для вас обстановке  за вашим компьютером.

- индивидуальные сроки и темп обучения.

- высокая доля самостоятельности  наряду с возможностью в любое  время получить помощь от преподавателя.

- преодоление территориальных  и временных ограничений. 

        Дистанционное образование тесно  связанно с дистанционным обучением.

        Принято считать, что дистанционное  образование - это процесс передачи  знаний (за него ответственен  преподаватель и школа), а дистанционное  обучение - это процесс получения  знаний (за него ответственен  ученик).

        По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).

        Синхронные системы предполагают  одновременное участие в процессе  учебных занятий обучаемых и  преподавателя. К таким системам относятся: web-чат, ICQ, IRC (Internet Relay Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet.

Асинхронные системы  не требуют одновременного участия  обучаемых и преподавателя. Обучаемый  сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей).

   Смешанные системы,  которые используют элементы  как синхронных, так и асинхронных  систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие  формы дистанционного обучения:

- рассылка печатных  материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);

- рассылка аудио- и  видео- кассет, дискет, CD-ROM;

- средствами аудио графики (интерактивные  доски, а также учебное кино, радио, телевидение);

- через интерактивное Web TV и видео  конференции;

- через телеконференции Usenet, IRC.

- через электронную почту и  листы (списки) рассылки;

- через web-страницы;

- через чат, web-форум и гостевую  книгу.

В последнее время интернет активно  вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя  обстоятельствами:

1) Техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и  удобными средствами имитировать  любую учебную модель;

2) Простота подключения к сети  интернет,

3) Относительно низкая стоимость  подключения.

Наиболее эффективно с помощью дистанционного обучения можно решать следующие задачи: приобщение учителей из регионов к опыту и разработкам ведущих специалистов страны в области новых технологий в образовании. А затем уже эти учителя смогут передать полученные знания, разработки и опыт своим непосредственным ученикам. Причем не надо будет выезжать за пределы своего города и даже школы - лучшие учителя сами придут к ним посредством связи через интернет. Это резко ускорит передачу передового опыта и значительно расширит степень его распространения и внедрения в образовательный процесс.

Для получения оптимальных  результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и  условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету  у потенциальных дистанционных учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.[13]

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный  ресурс и его локальная версия.

Инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока.

Локальный координатор добросовестно  выполняет свои функции, делает всё  возможное для помощи учителю, чей  урок он проводит.

Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.

Связь учителя с локальным  координатором через интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.

Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.

Очень часто дистанционные уроки применяются по отношению к тем детям, которые пропускают занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов.

Вместе с тем, дистанционные  занятия не имеет смысла применять  для обучения некоторым особым видам  творческой деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, танцам, пению, живописи, и вообще там, где обязательно требуется непосредственный контакт ученика и учителя, а без этого качество дистанционного обучения будет невелико.

Для проведения дистанционных  уроков в реальном времени (синхронно) наиболее удобно и просто использовать чат, особенно для групповых занятий. Для индивидуальных занятий можно использовать ICQ. При асинхронной форме проведения дистанционных уроков наиболее эффективно использование E-mail. При этом по E-mail можно пересылать документы как от учителя к ученику, так и обратно.

Очень важно в процессе проведения дистанционного урока получить некоторую образовательную продукцию, например, в виде приращения знаний и умений ученика, или (лучше) в виде созданного учебного документа. Например, ученик под руководством дистанционного учителя создал и разместил в интернете собственную web-страничку.

Хорошей школой подготовки дистанционных педагогов были проводимые Центром дистанционного образования "Эйдос" под руководством доктора педагогических наук А.В. Хуторского Всероссийские конкурсы "Дистанционный учитель года' 1999-2001", дистанционные олимпиады и дистанционные мастер-классы. Победители, призеры, лауреаты и финалисты этих конкурсов впоследствие стали ведущими дистанционных мастер-классов по многим актуальным направлениям образования.

 

    1. Moodle

 

 

Moodle (модульная объектно-ориентированная  динамическая учебная среда) —  это свободная система управления  обучением, ориентированая прежде  всего на организацию взаимодействия  между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Используя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки  языков, в том числе и русский.

  • Основной сайт проекта: http://moodle.org/.
  • Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/.

Системные требования

Moodle является web-ориентированной средой. Для его работы требуется:

  • web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2);
  • сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL).

Настройка Moodle в среде Школьный Сервер

Обучающая среда Moodle устанавливается  при установке дистрибутива Школьный Сервер автоматически и сразу готова к использованию. Так как Moodle использует для своей работы Web-сервер Apache2 и базу MySQL, надо убедиться, что соответствующие этим серверам службы запущены. Сделать это можно в модуле «Системные службы» Центра управления системой. Необходимо проконтролировать состояние и при необходимости запустить службы httpd2 и mysqld.

После того, как Apache2 и MySQL запущены можно сразу обращаться на стартовую страничку Moodle, расположенную  по адресу: http://ip-адрес/moodle/.

Например, если ip-адрес  вашего сервера 192.168.0.1, то адрес, по которому будет доступен Moodle такой: http://192.168.0.1/moodle/.

Естественно, при использовании  в вашей сети DNS-сервера, ip-адрес  может быть заменён на имя, например http://www.school-server.localnet/moodle/.

Использование нестандартной базы данных

По умолчанию Moodle настраивается  на использование БД MySQL, работающей на той же машине, что и сам Moodle. Это является рекомендуемым вариантом, при котором все настройки могут управляться централизованно из "Центра управления системой".

Однако, при необходимости, вы можете использовать и другую поддерживаемую БД, например PostgreSQL. При этом следуем учесть, что PostgreSQL придётся доустановить с установочного диска, т.к. по умолчанию он не устанавливается, а создание самой базы, необходимой для работы Moodle, необходимо будет произвести самостоятельно.

Другой возможной случай — это использование уже существующей БД, расположенной на отдельной машине в сети. Для использования такой внешней БД, неоходимо будет указать её при первоначальной настройке Moodle.

Note: Для выполнения подобных операций вам может потребоваться доступ к консоли настраиваемой системы: локальный или удалённый (например по SSH).

Некоторые вопросы  администрирования Moodle

Мы коснемся только тех  параметров настройки системы, которые  необходимы для управления учебным  процессом.

Администрирование выполняется  при помощи команд блока Администрирование, расположенного на главной странице системы (доступен только администратору). По названиям пунктов меню этого блока, вы можете определить круг административных возможностей.

Поскольку в справочной документации достаточно подробно освещаются вопросы администрирования, остановимся лишь на некоторых задачах администрирования системы.

 

Создание учетных  записей. Работа со списком пользователей

В блоке Администрирование  выбираем Пользователи — Учетные  записи — Работа со списком пользователей. Открывается страница «Редактирование списка пользователей».

Здесь можно добавлять (регистрировать), удалять и редактировать  учетные записи пользователей системы. Щелчок по имени пользователя открывает  форму, в которой хранятся личные данные этого пользователя, его блог, полные отчеты о деятельности, его сообщения на всех форумах, в которых участвует пользователь. Здесь же можно назначить роль (права) пользователю, причем эта роль будет глобальная, на уровне системы, т.е. пользователь будет иметь назначенные ему права во всех курсах системы. Локальные роли назначаются на уровне курса (Управление — Назначить роли).

Информация о работе Приемы использования информационных технологий в процессе самообразования подростков