Примеры эффективного общения. Преодоление трудностей и барьеров в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:35, реферат

Краткое описание

Коммуникация в узком смысле слова - обмен различными представлениями, идеями, интересами, настроениями. В широком же смысле коммуникация рассматривается как информация, увязанная с конкретным поведением собеседников.
Это значит, что общение - это отношения как минимум двух индивидов, взаимное информирование каждого из которых предполагает налаживание совместной деятельности. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но и понята, осмыслена.
Обмен такой информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера.

Содержание

Введение 3
Значение и виды барьеров в общении 4
Качества личности, способствующие возникновению барьеров. 7
Жизненные ситуации, вызывающие возникновение барьеров. 9
Стереотипы поведения при возникновении барьеров в общении. 10
Способы преодоления трудностей в общении. 11
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ 18
Барьеры в общении и способы их преодоления 21

Вложенные файлы: 1 файл

Техники эффективного общения.docx

— 64.81 Кб (Скачать файл)

Техника поддержания разговора. Разговор легко поддерживать, если научиться извлекать свободную  информацию. При этом открывается  масса возможностей направить беседу в нужное русло. Внимательно слушая, можно легко извлечь свободную  информацию, которую люди выдают совершенно бессознательно, после того как вы направите беседу в нужное русло. Поэтому в беседе есть смысл сосредоточиться  на ее извлечении, потому что она  может оказаться очень полезной. Кроме того, это хороший способ изменить тему разговора, не беспокоясь о том, сможете ли вы вернуться  к прежней теме. Лишь очень немногие темы способны эффективно удерживать внимание собеседников более нескольких минут. Извлекать информацию можно  высказывай утверждения или задавая  дополнительные вопросы. Для этой цели как нельзя лучше подойдут открытые вопросы. Чтобы получить свободную  информацию, которую вы упустили раньше, вы можете вернуться к интересной теме. "Вы упомянули, что прошлым  летом были в Турции. Почему вы отправились  именно туда?" Свободная информация может содержать сведения об одежде, поведении, месте жительства, чертах характера собеседника. Все это  может послужить отправной точкой для продолжения разговора. С  людьми, дающими подобные односложные  ответы на открытые вопросы, легче всего  общаться при помощи "мостиков", которые заставляют их продолжать говорить. Подобным "мостиком" могут стать  слова "Простите?", "Например?", "А вы?" и т.п. После произнесения такого "мостика" следует замолчать.

Рассмотрим ту же беседу, в которой ведущий использует подобную технику, чтобы заставить  собеседника сказать больше.

Техника кивка. Кивок - это  движение, в большинстве стран  используемое для подтверждения. Его  происхождение лежит в преклонении  головы. Тем самым вы как бы говорите собеседнику: "Я склоняюсь перед  тобой, я подчиняюсь тебе, я сделаю так, как ты захочешь". Короткий кивок - это, по сути, сокращенная форма  склонения перед собеседником.

Существуют два основных способа применения техники кивка. Если я испытываю позитивные чувства  или готов подтвердить слова  собеседника, моя голова бессознательно начинает кивать вместе со словами. И  наоборот, если я нейтрален, но намеренно  начинаю кивать, то непроизвольно  начинаю испытывать позитивные чувства. Другими словами, позитивные ощущения заставляют вас кивать - и наоборот: когда вы киваете, ваши ощущения меняются на позитивные. Вторая область применения техники кивка - это поддержание беседы. Вот как это делается. После того, как вы задали открытый вопрос или использовали "мостик", а собеседник начал вам отвечать, кивайте, слушая ответ

Умение слушать. Умение слушать - несомненно важное качество, потому что  любой собеседник больше заинтересован  в себе чем вас. И предпочитает слышать то, что говорит сам, а от оппонента ждет лишь благожелательного восприятия. Поэтому для завоевания полного доверия необходимо создать у собеседника ощущение, что вы исключительно внимательно слушаете его. Любой человек хочет, чтобы его выслушали, потому что это создает у него ощущение собственной значимости.

Анализ показывает, что  вербальная часть обычно занимает от 5% до 20% сообщения, остальное относится  к невербальной коммуникации. При  этом, 40% информации песет язык тела (позы, движения, мимика) и около 30% - голос (тон, интонации, ритм, тембр). Естественно, в разных контекстах эти соотношения  могут немного отличаться, но общая  тенденция останется. Например, во время  телефонного разговора, язык тела будет  практически отсутствовать, а большая  часть информации будет передаваться при помощи голоса. При этом слова  определяют долю информации, остальное - уровень воздействия. Есть еще одно правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое -обычно побеждает подсознание. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Например, им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом удивляться тому, что  пропал не только новый чрезвычайно  приятный знакомый, но и чемоданы. А  сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку.

Заключение

Общение – одна из универсальных  форм активности личности (наряду с  познанием, трудом, игрой), проявляющаяся  в установлении и развитии контактов  между людьми, в формировании межличностных  отношений и порождаемая потребностями  в совместной деятельности.

Общение пронизывает собой  всю психическую жизнедеятельность  человека. Как личность, так и  любая общность – продукт их внутреннего  и внешнего общения, результат, прежде всего, их коммуникативной деятельности. Это же относится и к предметной деятельности, которая предполагает благоприятное, стимулирующее общение  как условие своей эффективности. И это применимо не только к  групповой, но и к индивидуальной, в том числе и творческой, активности. Последняя предполагает достаточно высокий уровень внутренней гармонии (или дисгармонии) в общении индивида с самим собой.

Человеческое общение  напоминает своеобразную пирамиду, состоящую  из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с  другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать  как способ объединения индивидов, а также как способ их развития. В целях эффективного общения  необходимо обладать в первую очередь  культурой речи, навыками и техниками  общения.

В связи с выше изложенным, в нашем исследовании мы дали теоретический  анализ проблемы культуры речи и эффективности  общения, выявили сущность, содержание, структуру данных понятий, рассмотрели  способы, методы и техники эффективного общения.

 

В этом разделе мы познакомимся с двумя техниками общения, которые сделают наше общение с другими людьми более прочным. Пользуясь этими нехитрыми техниками общения, мы всегда сможем произвести благоприятное впечатление на наших собеседников.  

 

Техника эффективного общения: Дайте вашему собеседнику шанс, обнаружить свое сходство с вами

Помните это выражение  у Р. Киплинга “мы с тобой одной  крови”? Оно посвящено сходству людей, их мыслей, чувств, поступков. Когда  мы встречаем в жизни людей  похожих на нас, мы стремимся сблизиться с ними, проводить время сообща, ведь их поступки и высказывания мы воспринимаем как свои собственные.

Как правило, такой своеобразный механизм влияния проявляется спонтанно. И здесь возникает закономерный вопрос: ”А можно ли освоить этот механизм влияния, чтобы научиться  управлять беседой сознательно?”  На самом деле это весьма не сложно.

Действительно, можно прослыть превосходным собеседником, придерживаясь  определенных техник эффективного общения.  

 

Предположим, вы общаетесь  с другим человеком, и сейчас как  раз, настал ваш черед слушать  его. Ваш собеседник начинает с превеликим энтузиазмом и ярко выраженным удовольствием  рассказывать о каком-то своем увлечении, сопровождая свой рассказ многочисленными  интересными подробностями.

Если вы увлекаетесь тем  же, чем и ваш собеседник вы можете испытать сильнейшее искушение перебить его, немедленно воскликнув: ”И я тоже этим занимаюсь! Мне много об этом известно!”

Однако профессионал, придерживающийся техник эффективного общения никогда  не сделает этого, но проявит сознательную сдержанность и позволит собеседнику  насладиться собственным рассказом.  Настоящий мастер общения никогда не прервет собеседника, оживленно рассказывающего, какой красивый гамбит он разыграл вчера вечером. Он обязательно дослушает историю до конца, со всеми подробностями, и лишь затем признается в своем увлечении шахматами с раннего детства.

Прежде чем признаться, что вы обожаете гонять на велосипеде, позвольте случайно встретившемуся вам приятному знакомцу рассказать вам о наиболее удачных конструкциях велосипедных рам, качественном навесном оборудовании. Дослушайте его рассказ  о самых приятных, с его точки  зрения, местах катания на велосипеде до конца и лишь затем признайтесь  в своем отношении к велосипедному  спорту. 

 

Однажды мне встретился человек, который с интересом слушал мой  рассказ  о водном туризме, которым я увлекался в молодости. Поскольку в моей памяти отложилась громада положительных и не очень впечатлений о тех временах, меня, словно небезызвестного литературного героя, понесло. Я рассказывал о многих местах в Карелии, в которых мне довелось побывать, о тех впечатлениях, которые я получил в тех путешествиях. Я рассказывал чем ”Салют” отличается от ”Таймени” (модели байдарок) и как они управляются на тех или иных водных порогах. Да и вообще много чего… А мой собеседник с интересом слушал меня.

Но вот мой энтузиазм  естественным образом поутих, и я  сделал небольшую паузу. Мы сидели, прихлебывая кофе, и тут я услышал  от него: ”А знаешь, мне в свое время  нравился ”Нептун” (байдарка), он был легкий, с поддувными бортами и деревянным каркасом. Поэтому на нем легко было ходить”.

Я не сразу поверил своим  ушам. Оказывается мой новый знакомый, так же как и я когда то увлекался  водным туризмом.

Это было по-настоящему здорово, встретить человека, хоть в чем-то похожего на себя и разделяющего некоторые  из моих увлечений! Как здорово, что  он не прервал меня прежде времени, позволив насладиться приятными  моментами своих воспоминаний!

Если бы он признался в  своем пристрастии к путешествиям по воде сразу же, едва я произнес несколько предложений, он, безусловно, произвел бы на меня некоторое впечатление. Однако по какой-то неизвестной причине (может он владел этой техникой общения:)) он выслушал меня до конца и только после этого дал мне понять, что так же как и я был  весьма увлечен водным туризмом. И  это произвело на меня по-настоящему сильное впечатление.

Поэтому, подводя промежуточный  итог, мы можем так сформулировать одну из техник эффективного общения: 

 

когда беседуете  с кем-либо, не спешите сразу же присоединяться к нему или разделять  те же ценности и интересы, что и  ваш собеседник. Позвольте вашему собеседнику сперва насладиться  приятными впечатлениями и лишь затем, как бы невзначай, сообщите, что  вам это знакомо. 

 

Техника эффективного общения: ВЫ-сказывайтесь

Эту технику общения Лейл Лаундес в своей книге ”Как разговаривать с кем угодно, о  чем угодно?” назвала “Вы-сказываетесь”. Это еще  одна из техник общения, которые помогают нам становиться завидными собеседниками.

Мастера общения хорошо знают, что некоторые слова отлично  привлекают внимание собеседника, удерживают его. Это, прежде всего, слова ”вы” и  “ты”.

Почему слова ”вы” и  “ты” обладают на людей таким сильным влиянием? Ответ, как водится, следует искать в нашем самом раннем детстве. Когда мы были малыми детьми, каждый считал себя центром вселенной, которому все остальные должны уделять все их свободное внимание. Мы воспринимали мир как источник удовольствий и развлечений. И всех остальных людей мы делили на тех, кто доставлял нам удовольствие и тех, кто запрещал нам получать удовольствие :)

А затем мы выросли и  стали взрослыми, однако что же изменилось с тех детских времен? – теоретически ничего. Усвоенное воспитание и социальные нормы несколько поумерили наши притязания на развлечения, но в целом  тенденция, безусловно, сохранилась.

Став взрослыми мы научились  скрывать свой эгоизм под маской вежливости и взаимопомощи. Но наши инстинкты  по-прежнему руководят нами с точки  зрения нашей выгоды.

Например.

Предположим, что вы мужчина. Вы общаетесь на сайте знакомств  с некой дамой уже некоторое  время. И вот в какой-то момент вы решаетесь пригласить ее в итальянский  ресторан, памятуя о ее пристрасти к пасте. И вот вы пишете ей на сайте очередной пост:

“Катя, я знаю одно уютное итальянское местечко, где можно  славно отужинать вдвоем. Приглашаю  тебя сегодня вечером в 19-00”.

Получив такое сообщение, Катя вполне может задуматься: ”Что же он имеет ввиду под словом “уютное” и “славное”, понравится ли мне  там вообще?” И тогда она  будет сомневаться, идти с вами сегодня  вечером или нет.

А теперь, рассмотрим другой возможный пост, который вы можете написать ей:

“Катя, я знаю, что тебе нравится итальянская кухня (вы должны это знать, а не предполагать :)) и  мне известен один уютный итальянский  ресторан, который тебе понравится. Приглашаю тебя сегодня вечером  в 19-00”.

Давайте посмотрим, в чем  разница между этими двумя  сообщениями. Второе сообщение содержит ответ на опасливый внутренний вопрос, который Катя задает себе: ”А понравится ли мне там?” И тогда она  вероятнее, чем в первом случае, согласится на ваше предложение.

Большинство людей притягивает  удовольствие и отталкивает боль и неудовольствие. Одним из занятий, которые многие люди считают нежелательным  для себя, является процесс мышления.

Именно освобождение от мыслительных затрат продемонстрировано во втором примере сообщения.

Поэтому мастера общения  прекрасно осознают и применяют  эту эффективную технику общения. Когда они хотят управлять  разговором для собственной пользы, они формулируют свои высказывания в виде решенных проблем и страхов  своих собеседников! Они думают за других людей! Они формулируют свои высказывания как интересы других людей.

А для этого, как нельзя лучше подходит употребление в предложениях слов ”вы” и  “ты”.

Когда мы начинаем свои фразы  со слов ”вы” или  “ты”, мы можем добиться от нашего собеседника гораздо более благосклонного ответа, особенно когда речь идет о просьбе или одолжении, поскольку вы затрагиваете гордость вашего собеседника.

Например.

В одном случае вы говорите своему начальнику: ”Можно мне уйти в пятницу на три часа раньше?”

Информация о работе Примеры эффективного общения. Преодоление трудностей и барьеров в общении