Проблема исследования влияния психологического тренинга на отношение к профессии у работников банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель –Исследовать влияние психологического тренинга на отношение к профессии у работников банка
Гипотеза- Психологический тренинг может повлиять на мотивацию профессиональной деятельности, на удовлетворение и привлекательность профессии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая псих.трудаdocx.docx

— 127.04 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Актуальность исследования- При выборе профессии деньги не должны быть единственным решающим фактором. В идеале профессия должна позволить тебе наиболее полно выразиться и раскрыть свои таланты. Человек должен получать радость от своей работы, тем более - хоть как-то самовыражаться через нее. Очень важно, чтобы работа доставляла вам радость - потому что ненависть к ней вы будете испытывать не только с 8 до 5час, она будет отравлять вашу жизнь круглосуточно.

Со временем ваши интересы и пристрастия могут измениться. Некоторые оканчивают институт и сразу выясняют, что их интересует совсем другое дело. Иногда для реализации желаний необходимо как минимум получить два образования. Кроме того, сейчас все больше людей за тридцать и даже за сорок радикально меняют свои занятия. Очень многие вынуждены возобновлять учебу в вузах колледжах Несмотря на все это, главной по прежнему остается  цель.  Наличие цели поможет тебе сфокусировать свою энергию.

Важный фактор производительности предприятия – удовлетворенность  его работников. Также как удовлетворенность  клиентов повышает их желание платить  деньги и приобретать продукцию  и услуги своих поставщиков, удовлетворенность  работников усиливает их желание  работать в интересах и на благо  своего предприятия. Оценка удовлетворенности  работников дает важную информацию о  том, чем довольны  или недовольны сотрудники, и по каким направлениям следует совершенствовать систему  стимулирования персонала. Профессия банковского работника является сегодня очень престижной и востребованной.

Работать  в банке сегодня еще и выгодно. Однако эта работа является достаточно напряженной и кропотливой. Банковским работникам часто приходится работать и во внеурочные часы. Такому специалисту  необходимо быть очень собранным  и внимательным. Ему нельзя ошибаться, ведь он имеет дело с большими денежными  суммами.

Работа  в банке имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам этой профессии  можно отнести высокую заработную плату, социальный пакет, возможность  повышения квалификации. Современные  банки не жалеют средств на обучение своих сотрудников. Преимуществом  данной профессии также является ее престижность, востребованность, возможность карьерного роста, т.к. банки очень быстро растут и развиваются.

К недостаткам профессии банковского  работника можно отнести монотонность работы, для выполнения которой требуется  высокая концентрация и предельная внимательность, сложность продвижения  по карьерной лестнице, узкую специализацию.

 

Объект исследования-  Профессиональная деятельность банковских работников.

Предмет исследования- Влияние психологического тренинга на отношение к профессии у работников банка.

Цель –Исследовать влияние психологического тренинга на отношение к профессии у работников банка

Гипотеза- Психологический тренинг может повлиять на мотивацию профессиональной деятельности, на удовлетворение и привлекательность профессии.

 

 

 

Задачи:

1) Проанализировать разработанность  в литературе проблемы влияния психологического тренинга на отношение к профессии у банковских работников.

2) Провести психологический  анализ профессиональной деятельности  банковских работников.

3) Разработка программы тренинга и подбор методик, обосновать выборку.

4)Провести первичную диагностику.

5) Проведение тренинга.

6) Провести вторичную  диагностику.

7) Выявление влияния психологического  тренинга.

Выборка: Работники «Сбербанка России» отделения посёлка Каз, в колличестве 7 человек, женского пола, в возрасте от 25 до  40 лет.

Методы исследования: 1.Профессиографические: теоретический анализ литературы;

2.Эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент;

3. Математико – статистическая обработка: Т-критерий Стьюдента.

Методики: Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана), Методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова(модификация И. Кузьминой, А. Реана), Методика Изучение психологического климата коллектива- Экспресс диагностика социально-психологического климата в коллективе ( О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).

Методологические  принципы: Принцип Научности, принцип детерминизма, Принцип объективности.

Практическая  значимость данной работы состоит в том, что полученные выводы можно использовать как рекомендации для работников банка и для их начальства, повысить мотивацию.

Теоретико –методологическая система: М.А.Дмитриева, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков,

    1. Теоретические предпосылки исследования влияния психологического тренинга на отношение к профессии у работников банка.

  1. Проблема исследования влияния психологического тренинга на отношение к профессии у работников банка.

      1. Вляние тренинга на работников.

Интерес к  применению активных групповых методов  воздействия, в том числе и  психологического тренинга, все время  возрастает. В наше время, когда жизнь  требует переработки огромного  количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, "недружественным" условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той "палочкой-выручалочкой", которая поможет решить многие из актуальных проблем как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

За последние 10-15 лет психологический  тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При  этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.

Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов  психологического воздействия прежде всего связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки (Исурина, 1998; Лидерс, 1998; Вачков, 1999 и др.). Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.

В связи с этим нам кажется, что  последние достижения теоретической  психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить  практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что  в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления  тренингового воздействия.

Для этого мы попытались раскрыть сущность психологического тренинга как  инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые  позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать  непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию  поведения на более высокий уровень. Представление о психологическом  тренинге как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим  обоснованием этой формы практической психологической работы. Мы также  использовали понятие "зоны ближайшего развития" для обоснования нового взгляда на способы достижения и закрепления эффекта тренинга, что, как нам кажется, проливает новый свет на гностический потенциал этого понятия, расширяя рамки его феноменологии до системы координат "взрослый-взрослый".

В последнее время особую востребованность приобретают исследования, где ведется поиск закономерностей динамики личности участников в процессе психологического тренинга. Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления наших теоретических представлений. В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам (Вачков, 1999). Резко лимитируется возможность участников влиять на выбор методов и длительности воздействия, на сценарии встреч. Однако без опоры на личность самого участника, без постоянного отслеживания его внутренних трансформаций нельзя рассчитывать на полноценный эффект психологического воздействия.

Цель настоящей книги состоит  в разработке представлений о  психологическом тренинге как особом культурном орудии, применяемом для  овладения новым поведением, и  о "зоне ближайшего развития" как  методологической и операциональной основе понимания и диагностики динамики изменения личности в процессе тренинга.

Определив психологический тренинг  как "культурное орудие", которое  используется для освоения нового или  изменения старого поведения, мы особо выделили стадию овладения-присвоения, которой завершается процесс  внутренней трансформации участников в ходе тренинга. Овладение-присвоение нового (знаний, навыков, умений) происходит в рамках "зоны ближайшего развития" (ЗБР) участников в результате совместной деятельности ведущего и участников психологического тренинга. Более подробно это означает следующее.

  1. Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор "культурных орудий" для овладения новым поведением.
  2. В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:
    • выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;
    • построение модели идеального поведения во внешнем плане;
    • модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.
  3. В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать "зона ближайшего развития" (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.
  4. Эффективность проведения тренинга ведущим обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.

Данное исследование относится  к разряду общепсихологических – то есть в нем рассматриваются фундаментальные, основополагающие характеристики и свойства человека как деятельностного существа. Это не означает, что мы игнорируем социальную природу "человечности". Однако в отличие от социально-психологического подхода, общепсихологический подход характеризуется, прежде всего, концентрированностью на основных закономерностях функционирования базовых психических процессов. В своей работе мы смещаем акцент с анализа закономерностей взаимодействия внутри тренингового процесса (социально-психологический подход) на анализ протекания индивидуального процесса трансформации, инициированного этим взаимодействием.

Обсуждая проблему искусственного деления психологии на подходы и  направления, нельзя не упомянуть весьма популярное разведение индивидуального  и группового: либо анализируется  представленность общества в индивиде, либо, наоборот, от индивида поднимаются к анализу общественных законов. Эти два подхода обозначают как методологический индивидуализм и социальный редукционизм (Wertsch, 1998). Вместо того чтобы искать ключ к процессам трансформации в течение тренинга в социально-психологических феноменах или в свойствах психики изолированного индивида, мы, вслед за Л.С.Выготским и А.Н. Леонтьевым, предлагаем в качестве единицы анализа величину, которая бы отражала динамическое взаимодействие между этими силами. В качестве такой единицы может быть выбрано инструментальное (опосредствующее) действие, которое осуществляется конкретным индивидом в рамках заданного предметного контекста с использованием культурных орудий. Таким образом, мы получаем мощный, логически выстроенный инструмент для определения стратегии работы в каждом конкретном случае.

      1. Определение понятия тренинга.

 

В настоящее время существует ряд  противоречий и неясностей в определении  тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широком контексте  термин "тренинг" используют для  обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Как справедливо замечает И.В.Вачков в своей книге "Основы технологии группового тренинга" (1999), доходит до того, что группы одного и того же вида у разных авторов названы по-разному.

Определяя границы понятия "психологический  тренинг", И.В.Вачков пишет:

"Современное понимание тренинга  включает в себя многие традиционные  методы групповой психотерапии  и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах" (1999, с.7).

 

 

 

режде всего это подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Особенно четко эту позицию сформулировал С.И.Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации (Макшанов, 1999). Центральной категорией здесь выступает категория изменения. Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их "конгруэнтности" с собой и окружающей средой.

Информация о работе Проблема исследования влияния психологического тренинга на отношение к профессии у работников банка