Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа
Психологическое здоровье детей зависит от различных факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других.
По мнению различных авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок подвержен различным отрицательным воздействиям.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов мало используется как в литературе, так и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
Проблема страха в психологии
Особенности страхов детей дошкольного возраста
Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
Организация и методы исследования
Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы
Вышеприведенные и другие авторы данного направления, говоря о детском страхе, в первую очередь описывали клиническую картину «невроза страха», его классификацию, уделяя небольшое количество места его возрастным особенностям. Однако в отечественной психологии существует ряд исследователей, уделявших большое внимание страху в дошкольном возрасте.
В. И. Гарбузов разрабатывал концепцию неврозов у детей. Анализируя специфику детских страхов, он отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти. О периоде перехода дошкольника в младший школьный возраст он говорил, что в этом возрасте малыш постигает всю свою беспомощность и сложность окружающего мира, с этого возраста он начинает задумываться о смерти. Возникают вопросы: «А я не умру?»; «А ты, мама, не умрешь?». Страх смерти естественен для человека. Этот страх – корень всех страхов. Ребенок может бояться Бабы Яги, волка и «чужого дяди», бояться многих объектов, иметь множество различных страхов, но за ним и стоит одно – страх смерти.
А. И. Захаров рассматривал страх в детском возрасте как основную движущую силу невротического развития личности. Дошкольному возрасту, по его мнению, соответствуют инстинктивные страхи, выступающие главным образом в виде триады «темнота – одиночество – замкнутое пространство». Инстинктивные, преимущественно эмоциональные формы страха – это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха .
В проблеме детских страхов важны три момента:
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события.
Таким образом, подводя итог изучению феномена страха в отечественной и зарубежной психологии можно сделать вывод о том, что в зарубежной психологии исследования велись в основном в рамках психоаналитической концепции. Характерными признаками являлось то, что авторы пытались выявить «психологическую пользу» детского страха, разграничение нормального и патологичного детского страха. То есть, зарубежные психологи утверждали, что наличие страха является нормой и способствует дальнейшему развитию ребенка.
В отечественной же психологии изучение детского страха велось в рамках концепции неврозов и невротического развития личности. Отечественные психологи задавались задачей изучения специфики детских страхов, выходя на закономерности развития страха, а также психологической и психотерапевтической помощи при невротических страхах.
Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. До семи лет это так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения.
Младший дошкольный возраст – это возраст эмоционального наполнения «я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности — понятие «мы», под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность — ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов, В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы – Яги. В возрасте трех – пяти лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительной и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас – Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности.
Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы – Яги. Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют детей бояться Бабы – Яги, и испытывать чувство страха в том, что близкий человек может воплотиться в столь неприятное существо.
После трех и особенно четырех лет у Бабы – Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба – Яга, Кощей — скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба – Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.
Психологически защитная функция образов Бабы – Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаше всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным.
Наибольшее влияние оказывает
фактор страхов, в который входят
страхи одиночества, нападения и
сказочных персонажей, причем у мальчиков
в большей степени, чем у девочек.
Таким образом, в младшем дошкольном
возрасте страх одиночества, основанный
на диффузном чувстве
В старшем дошкольном возрасте одной из характеристик является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства.
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и, в то же время, целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До пятилетнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти замуж за отца. С пяти до восьми лет дети – женятся или выходят замуж уже в основном за сверстников, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых.
В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.
В пятилетнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в шестилетнем — детей одолевают тревоги и сомнения в отношении своего будущего.
Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителей другого пола, которого по – прежнему любят.
Ведущим страхом старшего
дошкольного возраста является страх
смерти. Его возникновение означает
осознание необратимости в
Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто – то умер и с ним (ребенком) тоже может что – то случиться. Если ребенок и так беспокойный, го тревоги подобного роди только усилят возрастной страх смерти. Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выряжен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью и абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения, Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя, а в последующем, родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с восьми – девяти месяцев жизни. То есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.
При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. В 5 – 7 лет происходит осознание детьми смерти как прекращения жизни. За бурным аффективным всплеском следует «успокоение», когда ребенок перестает задавать «пугающие» родителей вопросы о смерти и фантазировать по поводу этого. Однако, как замечает автор, «мы не можем окончательно «похоронить» страх смерти, он трансформируется в страх смерти родителей». Однако социальная реальность приводит к тому, что в данном возрасте на первый план выходит страх быть не тем, не соответствовать предъявляемым ребенку требованиям. Этот страх, как правило, проявляется в особенно значимых для ребенка ситуациях (ответ у доски, контрольная работа и пр.).
Таким образом, изучив существующую литературу по проблеме страхов, выделяются характерные особенности страха в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте страх характеризуется динамичностью, а также доминированием определенного страха над другим в каждый период дошкольного возраста.
В отечественной литературе выделяют следующую динамику страхов в дошкольном возрасте:
Проблема детских страхов – это одна из тех тем, с которыми наиболее часто приходится сталкивается детскому психологу. Жаль лишь, что далеко не все дети, нуждающиеся в помощи, ее получают – случается, что родители не придают должного значения тем вещам, которых боятся их дети. И, таким образом, фактически лишают своего малыша детства – жизненные силы уходят не на радость познания мира, а на внутреннюю борьбу со страхами. Более того, нерешенные детские страхи продолжают преследовать и взрослых, трансформируясь уже во взрослые страхи и подозрения (и формируя тревожно - мнительный склад личности), либо передаваясь, на основе сильной эмоциональной взаимосвязи, «по наследству» детям.
Существует проблема: можно
ли избежать появления страхов или,
по крайней мере, значительно смягчить
последствия испугов? Безусловно, если
родители будут вести себя грамотно.
Даже резкий испуг для очень
Предположим, по время прогулки к вам с малышом подбежала бродячая собака и начала лаять. Ваша задача не только избежать физического контакта с ней, но и не напугать ребенка вашим же испугом. Первый порыв - схватить ребенка на руки и приговаривая «ах какая плохая собака, напугала нашего малыша» поскорее уйти с этого места. Но более верно присесть на корточки рядом с малышом и, обняв его, спокойно объяснить, какая это хорошая собака – она защищает свою территорию.
Информация о работе Проблема страхов у тедей дошкольного возраста