Проблема страхов у тедей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое здоровье детей зависит от различных факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других.
По мнению различных авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок подвержен различным отрицательным воздействиям.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов мало используется как в литературе, так и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
Проблема страха в психологии
Особенности страхов детей дошкольного возраста
Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
Организация и методы исследования
Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 198.48 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проведя коррекционную  работу с родителями можно наблюдать  тенденцию к увеличению среднего и низкого уровней и полному  исчезновению высокого уровня.

Проведя повторное обследование по методике «Рисунок страха», получили следующие результаты: большинство испытуемых предпочтение в цветовой гамме отдавали красному, черному и синему цветам. Данный выбор говорит о значимости изображаемого. Расположение листа у большей части испытуемых (79%) горизонтальное. Говоря об изображаемых объектах необходимо отметить то, что дети изображали теперь характерные для данного возраста страхи: в четырехлетнем возрасте это рисунок с изображением сказочных персонажей и темноты; в пятилетнем возрасте (по сравнению с первичной диагностикой) картина почти не изменилась – животные, сказочные персонажи, темнота. В шестилетнем возрасте – страх смерти, родительского наказания; в семилетнем возрасте – страхи, связанные с переходом в школу и смерти.

Таким образом, обобщая результаты апробации комплексной программы, можно сделать вывод о том, что повторное диагностическое  обследование показало положительную  динамику по всем основным параметрам. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что возможно снижение степени  выраженности страхов в дошкольном возрасте при организации коррекционной  работы психолога.

Полученные результаты позволяют  говорить об эффективности разработанной  нами комплексной программы по коррекции  дошкольных страхов.

Выводы.

На основе цели, задач  и результатов исследования нами были сформулированы следующие выводы:

1. В различных литературных источниках указываются различные понятия «состояние страха». Существует проблема отнесения состояния страха к определенному классу эмоциональных явлений: состояние, эмоция, чувство, аффект, инстинкт, стресс или мотивация. В большинстве известных определений состояния страха делается акцент на его функциональном аспекте, отмечается субъективная неприятность переживания, описываются негативные последствия. Под состоянием страха мы понимаем определенный временный уровень целостного функционирования психики, заключающийся в отражении конкретной ситуации как угрожающей. Понятие «страх» необходимо отличать от понятия «тревога». Существует несколько точек зрения на взаимоотношения между этими понятиями. Однако наиболее распространенным мнением в современной науке является разграничение тревоги и страха в зависимости от характера угрозы. При наличии реальной объективной опасности говорят о страхе, при переживаниях опасения, не имеющего объективного обоснования, говорят о тревоге.

2. Дошкольные страхи характеризуются двумя особенностями: первая – каждый период дошкольного детства характеризуется доминированием определенного вида страха. Так, в возрасте четырех лет дети испытывают чувство страха по отношению к сказочным персонажам и темноте. В пятилетнем возрасте появляется страх перед животными, в шестилетнем возрасте доминирующим является страх смерти, родительского наказания, в семилетнем возрасте ведущими являются страхи, связанные с переходом в школу – опоздать, сделать что – либо неверно, страх войны и стихийных бедствий.

Второй особенностью является динамичность. Возникая в одном возрасте определенный вид страха регенерируется в другой вид в следующем периоде дошкольного детства. Страх сказочных персонажей, характерный для четырехлетнего возраста, в пятилетнем начинает переходить страх родительского наказания (образы Бабы Яги, Кощея, Бармалея и других провоцируются на родителей, так как главная задача этих персонажей – в наказании непослушных детей). В шестилетнем возрасте приходит осознание смерти, и этот страх переходит в страх войны и стихийных бедствий, как прекращении жизни.

Основными психологическими факторами, способствующими формированию у дошкольников страхов, являются отношения  в семье и отношения со сверстниками.

3. Комплексная программа коррекции дошкольных страхов, разработанная на основе проведенного исследования показала свою эффективность.

Полученные выводы вносят определенный вклад в практическую деятельность психолога по работе с  дошкольниками, по коррекции их эмоциональной  сферы.

 

Заключение.

Проведенное исследование имело  своей целью исследование особенностей страхов в дошкольном возрасте.

При проведении коррекции  деструктивных дошкольных страхов  использовалась авторская комплексная  программа, подтвердившая свою эффективность.

В исследовании дошкольных страхов приняли участие 120 дошкольников в возрасте от четырех до семи лет. Экспериментальному воздействию было подвержено 13 детей и 4 родителя.

В ходе исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Результаты исследования имеют как научную, так и практическую значимость.

Теоретическое значение имеет  систематизация знаний о состоянии  страха. В результате исследования были определены факторы, наиболее сильно влияющие на возникновение и развитие страхов у детей дошкольного  возраста, к которым относятся  взаимоотношения в семье и  отношения с родителями, а также  взаимоотношения со сверстниками.

Практическое значение работы заключается в возможности использования  полученных данных по особенностям дошкольных страхов детей с целью более  психологически грамотного осуществления  учебно-воспитательного процесса; родителями, как определенные рекомендации по особенностям обучения и воспитания детей; психологами, социальными педагогами для составления  наиболее полной картины развития ребенка; психологами в ДОУ в процессе консультирования и коррекции страхов  в дошкольном возрасте.

Особую практическую значимость имеет комплексная программа  коррекции деструктивных дошкольных страхов.

Представляется целесообразным дальнейшая разработка этой проблемы. Необходимо изучение влияния дошкольных страхов на развитие личности ребенка, например, невротизацию. Возможно также  изучение природы возникновения  страхов в дошкольном возрасте, их места в общей иерархии страхов  личности дошкольника.

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность / Под. ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. с. 134-142.
  2. Браш Х., Рихберг Инга – Мария Беспричинный страх. – М.: «Сигма – пресс», 1998. – 83 с.
  3. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995, № 5, с.104 – 144.
  4. Вилюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни. // Психологический журнал, 1997, № 3, с.26 – 36.
  5. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». – Вып. 1. / Под ред. Бурлаковой Н.С. – М.: УЦ «Перспектива», 1998. – 88с.
  6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – изд – ие 3 – е, исправленное и дополненное – М.: «Че Ро», 2004. – 240с.
  8. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция. Сост. Нелюбова Т.В., Гришпун И.Б. – М.: Международная педагогическая академия, 1993. – 188 с.
  9. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт психодиагностики и психокоррекции детей. - СПб.: Изд-во "Сматр", 1996. - 98 с.
  10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. 2- е изд., доп. – М.: Просвещение, 1993. – 89 с.
  11. Захаров А.И. Детские неврозы. – СПб.: «Респекс», 1995. – 97 с.
  12. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 63 с.
  13. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд – во МГУ, 1980. – 436 с.
  14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  15. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч.Спилбергера. – СПб.: Речь, 2004, 80 с.
  16. Клюева Н.В., Устиленцева И.В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. - Ярославль, 1995. - 32 с.
  17. Конюхов Н.И. Словарь – справочник практического психолога. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. – 198 с.
  18. Корешевская А. Нарисуй, ответь, напиши! // Школьный психолог, апрель 2002, №15, с. 8 – 9.
  19. Мэй р. Проблема тревоги /Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М.: Изд – во ЭКСМО Пресс, 2001. – 432 с.
  20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студ. вузов и практич. работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

Информация о работе Проблема страхов у тедей дошкольного возраста