Проблема страхов у тедей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое здоровье детей зависит от различных факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других.
По мнению различных авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок подвержен различным отрицательным воздействиям.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов мало используется как в литературе, так и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
Проблема страха в психологии
Особенности страхов детей дошкольного возраста
Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
Организация и методы исследования
Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 198.48 Кб (Скачать файл)

Объяснить, что собака с  Вами не знакома и наверно хочет  сказать, «чтобы мы отсюда ушли и не мешали ей». После этого предложить не беспокоить сейчас собаку, поскольку  она не настроена с вами общаться. И лишь после этого поднять малыша на руки и спокойно унести его, посетовав «как жаль, что собаки не умеют спокойно разговаривать как люди и им приходится так громко лаять». Если вы видите, что ребенок все-таки испуган, то затем, уже дома, спустя некоторое время в ролевой игре обыграть ситуацию, в которой разные звери защищают себя – кошка шипит, собака лает, коза и корова бодаются, постепенно переводя игру в шутливую возню. При этом, ни в коем случае не нужно уговаривать ребенка не бояться, уверяя, что нет ничего страшного – если ребенок боится, значит у него есть для этого повод. Уговоры «не бояться» могут лишь сказать малышу, что, боясь, он делает что-то запретное и нехорошее. И в этом случае страх не уйдет, а лишь глубже проникнет в сознание и искоренить его будет уже значительно сложнее.

Есть еще одна тема, которую  невозможно обойти стороной при рассматривании проблемы детских страхов. Это то, что известно абсолютно всем, но абсолютное же большинство родителей  его игнорирует. Это вопрос сознательного  пугания ребенка в воспитательных целях.

Иногда остается только поражаться недальновидности некоторых взрослых. Пугая ребенка милиционерами  в магазинах, Бабаями с мешком, когда малышу не спится, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания. Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими пуганиями. Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог бы выйти двояко – испугавшись или нет, то итог такой ситуации для пуганного ранее ребенка в силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и прочие очень тяжело поддающиеся коррекции проблемы.

Никогда и ни при каких  условиях не стоит пугать детей. Существует масса других, значительно менее  вредоносных, но не менее эффективных  методов воздействия на ребенка  – от объяснения до наложения запрета.

Все ли дети подвержены возникновению  страхов? Обычно выделяют группу детей  в большей степени, чем другие, подверженных страхам по причине  их душевного склада. Это дети чрезмерно  впечатлительные, робкие, застенчивые, очень эмоциональные и тонко  чувствующие. Кроме того, психологи  отмечают, что дети, имеющие тревожных, мнительных, чрезмерно опекающих  родителей и дети, чьи родители отстраненные, чрезмерно сдержанные, эмоционально холодные или чрезмерно  строгие, подвержены различным страхам  в большей степени.

Каждый человек имеет  право сам решать, бояться ему  или нет тех или иных вещей. Обычно страх перед чем-либо –  это способ защиты для человека и  это необходимо понимать и осознавать. Если научить ребенка сознательно  управлять своими страхами, то тогда  у него появится огромное жизненное  преимущество. Ребенок, отвечающий «да» на вопрос нравится ли ему бояться  делает именно это – учится контролировать свои страхи.

Такой страх развивает  малыша. Но как только звучит ответ: «нет, не нравится», или ребенок вообще отказывается говорить на эту тему, значит страх – деструктивный. В  такой ситуации необходимо прибегать  к помощи специалиста.

Освобождение от болезненного состояния происходит тогда, когда  ребенок чувствует себя принятым и понятым. Эмпатия и принятие дают ребенку возможность усилить самого себя и выявить свой уникальный потенциал. Различные виды арт – терапии через движение, рисование, живопись, музыку, импровизацию стимулируют личностный рост ребенка, его психическое развитие и оздоровление. Движение в сочетании с осознанием открывают глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии, формы или словесных ассоциаций, а может быть даже невербальными способами общения: жестом, мимикой, пантомимикой. Как только ребенок осознает свои переживания, они становятся источником дальнейшего понимания себя и самореализации. Психогимнастика, тематические рисунки, ролевые сценки, релаксация с использованием музыкотерапии помогают выявить психологические конфликты детей с окружающими и внутриличностные конфликты, что трудно осуществить в беседе. Образы, цветовая гамма в рисунках на свободную тему, в спонтанных рисунках и в музыкорисовании, в психогимнатсике и релаксации отражают подсознательные процессы психики (страхи, фантазии, нарушения эмоционально – волевой сферы, конфликты и межперсональные установки, фрустрированные потребности). Через музыкотерапию, психогимнастику и рисование происходит самосознание и высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей.

Таким образом, по изученной  литературе можно сделать вывод  о том, что работа психолога с  детскими страхами ведет к снижению негативного воздействия боязни на общее развитие ребенка. Но однако, не существует определенного способа работы со страхами. Данную коррекционную работу лучше всего проводить при комплексном воздействии различных терапевтических работ: арт – терапия, музыкотерапия, денстерапия и многие другие.

Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов.

    1. Организация и методы исследования.

Так как в дошкольном возрасте бурно развивается эмоциональная  сфера ребенка, то возникновение  различных переживаний естественно  для детей. Данный возраст характеризуется  еще и тем, что ребенок начинает включаться в общественную жизнь  и сталкивается с большим количеством  неизвестного. Все это порождает  возникновение и развитие страхов.

Именно поэтому выборку  нашего исследования составили 108 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет МДОУ детского сада № 12 г. Соликамска и их родители. Выбор данного контингента определяется предметом и гипотезой исследования.

Исследование проводилось  в 3 этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Организационно – исследовательский.
  3. Заключительно – интерпретационный.

На подготовительном этапе определялась тема исследования, проводился анализ специальной литературы по проблеме коррекции страхов; формулировались цель, гипотеза, задачи, проводилось пилотажное исследование.

Итог работы на данном этапе  составил констатирующий эксперимент, в котором были отражены особенности  объектных страхов у дошкольников.

На втором этапе (организационно – исследовательском) непосредственно проводилась экспериментальная работа: была разработана и апробирована комплексная программа по коррекции деструктивных страхов дошкольников посредством песочной терапии.

Для проверки эффективности  коррекционной программы, на основании  данных констатирующего эксперимента, были сформированы экспериментальная и контрольная группа. Критериями отбора выступили уровень выраженности и содержание дошкольных деструктивных страхов.

Комплектование групп  осуществлялось при помощи метода балансировки, что позволило добиться относительной однородности экспериментальной и контрольной групп за счет включения в них детей с приблизительно одинаковыми показателями по интересующим нас параметрам.

С целью коррекции страхов у дошкольников была разработана комплексная программа, включающая в себя 3 блока:

  1. Коррекция деструктивных страхов дошкольников.
  2. Психологическое просвещение педагогов и родителей.
  3. Коррекция детско-родительских отношений (совместная песочная терапия родителей с детьми).

Необходимость комплексного подхода связана с тем, что  работа с симптоматикой, какой бы успешной она не была, не может до конца разрешить задачу изживания  переживаемых ребенком страхов, и ее эффект является кратковременным и  нестойким. Только успешная коррекционная  работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа с родителями), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития ребенка.

На третьем  этапе нами были проинтерпретированы полученные данные, которые позволяли утверждать об эффективности коррекционной программы.

Также во время исследования мы использовали следующие методики:

  1. Опросник Захарова А.И. «Я не трус, но я боюсь» для дошкольников;
  2. Опросник Захарова А.И. по выявлению влияния родителей на формирование детских страхов;
  3. Проективная методика «Рисунок страха»;
  4. Проективная методика «Тревожность» (Тест Теммл, Дорки, Амен).

При выборе методик учитывалась: положительная оценка применения и  надежность методики по данным ряда отечественных  и зарубежных исследователей; доступность  методики для изучаемого контингента; простота в проведении и обработке.

Практически все из использованных методик являются проективными, что позволяет избежать столкновения с различными формами неадекватной психологической защиты у детей и получить наиболее достоверные результаты.

Для выявления наличия  определенных страхов у дошкольников использовался опросник Захарова А.И., который состоит из 29 вопросов. Испытуемому необходимо ответить на вопрос «да» - «нет» или же «боюсь» - «не боюсь».

Количественная обработка  состоит в выявлении определенных страхов у ребенка. Так как  вопросы четкие и простые, то интерпретация  результатов является констатирующей.

Проективная методика «Рисунок страха» направлена на выявление  доминирующего страха у ребенка. Интерпретация рисунков включает в  себя как формальные, так и содержательные характеристики. К формальным показателям относятся: расположение рисунка на листе, контуры фигур, нажим, цветовая гамма; к содержательным – характер рисунка, конкретное изображение картины, сюжет, наличие определенных образов.

С целью определения уровня тревожности у дошкольников использовали проективную методику «Тревожность» тест Теммл, Дорки, Амен.

Данная методика может  служить не только индикатором общего эмоционального состояния ребёнка, но и позволяет определить источник напряженности.

Диагностический инструментарий теста представлен 14-тью картинками с изображением типичных для жизни  ребёнка эмоционально-положительных, эмоционально-отрицательных и неопределённых ситуаций. Ребёнку необходимо выбрать  грустное или весёлое лицо для  главного героя картинки. Как правило, выбор того или иного лица осуществляется исходя из собственного самочувствия ребёнка в подобных ситуациях.

Количественный анализ теста  состоит в вычислении индекса  тревожности (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально негативных выборов к общему числу картинок. По индексу тревожности определяется уровень тревожности: низкий, средний, повышенный или высокий.

В ходе качественного анализа  каждый ответ ребёнка анализируется  отдельно. На основе такого анализа  делаются выводы относительно наличия  психотравмирующего опыта ребёнка  в трёх сферах типичных жизненных  ситуаций: в ситуациях взаимодействия взрослый-ребёнок, ребёнок- ребёнок  и в ситуациях еды, умывания и  сна в одиночестве.

Также диагностика родителей  проводилась с помощью опросника Захарова И.А. по выявлению родительского влияния на формирование детских страхов. Данный опросник состоит из 15 жизненных ситуаций, где необходимо сделать выбор из трех предложенных вариантов. Количественный анализ производится путем подсчета большинства выбранных вариантов (А, Б или В).

 

    1. Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников.

До начала проверки терапевтической  работы с деструктивными детскими страхами, было проведено пилотажное исследование с целью исследования особенностей страхов дошкольников. Выборка была разбита на 4 возрастные группы с целью выявления динамики страхов детей.

Данные о наличии страхов у детей были получены в ходе диагностического обследования дошкольников с помощью ряда методик: опросник А.И. Захарова на наличие страхов у детей; теста тревожности, разработанного американскими психологами (М.Дорки, В.Амен, Р.Тэммл); проективная методика «Рисунок страха»; опросник А.И.Захарова для родителей.

Было обследовано 120 детей дошкольного возраста (4 – 7 лет). На основании данных, полученных при опросе детей на наличие страхов, построены графики, в которых отражается динамика роста определенной группы страхов.

График 1. Распределение дошкольников с 4 до 7 лет по степени выраженности вида страха.

 

 

Группы страхов.

Вид страха

Выраженность страха у дошкольников (в %)

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Страх незнакомых людей

22

     

Страх одиночества

11

     

Страх нападения

 

19

   

Страх смерти

   

47

 

Страх родительского наказания

   

15

 

Страх опоздать

     

24

Страх стихийных бедствий

     

18

Страх войны

     

16

Страх сделать неверно

     

22

Страх темноты

41

12

11

9

Страх животных

 

53

18

11

Страх сказочных персонажей

26

16

9

 

Информация о работе Проблема страхов у тедей дошкольного возраста