Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа
Психологическое здоровье детей зависит от различных факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других.
По мнению различных авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок подвержен различным отрицательным воздействиям.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов мало используется как в литературе, так и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
Проблема страха в психологии
Особенности страхов детей дошкольного возраста
Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
Организация и методы исследования
Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы
Для выявления наличия страхов у дошкольников использовался опросник Захарова А.И. «Я не трус, но я боюсь». По данным протоколов диагностирования произведена количественная и качественная интерпретация результатов обследования.
В возрасте четырех лет у детей присутствуют такие страхи, как страх темноты, незнакомых людей (характерен для 22% - 5 испытуемых), сказочных персонажей (присутствует у 26% - 6 испытуемых) и боязнь одиночества (характерно у 11% - 3 испытуемых). Доминирующим страхом является страх темноты, который присутствует у 41% испытуемых (9 детей).
Рисунок 1. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте четырех лет
Исходя из данных в литературе по изучению особенностей страхов дошкольников можно сказать, что страх одиночества, выраженный у 11% (3 ребенка) не является возрастной особенностью. К данному возрасту он должен быть пережит ребенком. Таким образом, по полученным данным можно сделать вывод о том, что страх быть одним в комнате является деструктивным.
В пять лет у дошкольников присутствуют следующие страхи: боязнь животных (присутствует у 53% испытуемых), боязнь нападения (у 19% - 5 испытуемых), страх перед сказочными персонажами (Баба Яга, Бармалей, Кощей и других) у 16% испытуемых (5 детей). Также у 12% испытуемых (4 ребенка) присутствует страх темноты. Более выраженным является страх животных (53% опрошенных – 14 детей).
Рисунок 2. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте пяти лет
Таким образом, можно сказать
о сохранившемся страхе сказочных
персонажей и боязни темноты. Но это
является нормой в развитии дошкольника
в данном возрасте. Появление страха
перед животными можно
В шесть лет к ребенку приходит осознание смерти, как неизбежного. За счет этого доминирующим (у 47% испытуемых – 13 детей) является страх перед смертью своих родителей и себя самого. Также присутствует боязнь родительского наказания у 15% испытуемых (5 ребенка), сохраняются страхи животных (характерно для 18% опрошенных – 6 детей) и темноты (присутствуют у 11% испытуемых – 4 ребенка). Также у 9% (3 ребенка) присутствует страх сказочных персонажей.
Рисунок 3. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте шести лет.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. Этот страх тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей.
В данном возрасте у ребенка возникает понимание вымысла и неправдоподобности сказок. Страшные сказочные персонажи в данном возрасте становятся плодом воображения ребенка, а не реально существующим существом. Таким образом, можно сделать вывод, что у 9% испытуемых (3 ребенка) страх сказочных персонажей (Бармалея, Бабы Яги, Кощея и других) является деструктивным. Это может быть связано с особенностями воспитания ребенка, взаимодействием его с родителями. Также сохранившийся страх темноты у 11% испытуемых (4 ребенка) свидетельствует о неуверенности ребенка, ощущении собственной незащищенности. Данный страх также является деструктивным, который мешает ребенку дальнейшему развитию ребенка.
В семь лет ребенок готовится стать школьником. И в связи с изменением социальной ситуации развития, ведущей деятельностью меняются и страхи дошкольника. В данном возрасте возникают страхи опоздать (характерно для 24% испытуемых – 6 детей), сделать что – либо не так, неправильно (свойственно для 22% - 5 детей), что связано непосредственно с учебной деятельностью, страх стихийных бедствий (наводнения, землетрясения, ураганов, бури) у 18% испытуемых (4 ребенка). Данный страх появляется из – за расширения знаний ребенка об окружающем мире, общей осведомленности. Остаются страх войны, как смерти у 16% испытуемых (3 ребенка), темноты у 9% испытуемых (1 ребенок) и боязнь животных у 11% испытуемых (2 ребенка).
Рисунок 4. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте семи лет
Страх войны определяется
как страх смерти, как возможная
потеря своих родных. Сохранившийся
страх животных (11% - 2 ребенка) и страх
темноты (9% - 1 ребенок) не характерен для
данного возрастного периода
дошкольника. Данные страхи могут провоцироваться
родителями, или же быть сохраненными
еще с предыдущего возрастного
этапа как не пережитые. Эти страхи
мешают нормальному развитию ребенка
и могут провоцировать
Таким образом, по результатам
диагностики наличия страхов
в дошкольном возрасте мы имеем следующее:
страх темноты, возникающий в
возрасте четырех лет, присутствует
до окончания дошкольного
Рисунок 5. Распределение дошкольников с 4 до 7 лет по доминирующим видам страха
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что каждому возрастному периоду характерен определенный страх. Так, в возрасте четырех лет ведущим страхом является страх темноты, присутствует боязнь незнакомых людей и сказочных персонажей. В возрасте пяти лет боязнь перед незнакомыми людьми регенерируется в боязнь нападении, но ведущим страхом уже выступает страх перед животными (пауки, змеи, собаки). В шестилетнем возрасте страх перед нападением переходит в страх смерти как осознания окончания жизни (себя и своих родителей). В данном возрасте характерно появление такого страха, как боязнь родительского наказания. В этот момент родители пытаются установить контроль над ребенком по причине его поступления в школу. И в качестве укрепления своего авторитета используют наказание. В семилетнем возрасте характерной особенностью является страх опоздать и сделать что – либо неправильно. Это связано с переходом ребенка из детского сада в школу, где установлены другие нормы и правила. Также можно сказать, что в этот возрасте появляется страх войны, именно как смерти.
Таким образом, можно сделать вывод, что для каждого возрастного периода характерен свой определенный вид страха, но также присутствуют базовые страхи на биологическом уровне (как инстинкт самосохранения).
Все это говорит о наличии динамики в возникновении и проявлении различных страхов в дошкольном возрасте.
Интерпретация данных по методике «Тревожность» (Тэммл, Дорки, Амен) позволила распределить всех дошкольников по четырем группам в зависимости от их уровня тревожности. (Таблица 1).
№ |
Уровень тревожности |
Кол-во детей, в % |
1. |
Низкий |
5 |
2. |
Средний |
30 |
3. |
Повышенный |
28 |
4. |
Высокий |
37 |
Таблица 1.
Данные, приведенные в таблице 1., показывают, что только 5% детей из выборки имеют низкий уровень тревожности. Средним уровнем тревожности обладают 30% дошкольников, завышенным 28% и высоким 37%. Таким образом, большая часть испытуемых (65% дошкольников) имеют уровень тревожности выше среднего.
Дети со средним уровнем тревожности не вызывают причин для беспокойства. Неопределенные ситуации воспринимаются ими в положительном ключе и не содержат эмоционально – дестабилизирующего фактора.
Повышенная тревожность свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых он раньше хорошо себя чувствовал.
Высокая тревожность, выявленная
у 37% детей, говорит о том, что более
трети детей из выборки не могут
адекватно справляться с
Качественный анализ данных в случаях повышенной и высокой тревожности показал, что у 86% детей источником напряжения выступают ситуации взаимодействия «родитель – ребенок», 100% дошкольников с повышенной тревогой имеют неблагоприятный опыт общения в ситуациях взаимодействия «ребенок – ребенок» и 68% - в нейтральных бытовых ситуациях (умывание, сон, еда в одиночестве).
Рисунок 6. Распределение дошкольников на основе источников повышенной тревоги
Из данных, представленных
на рис. 6, видно, что, что для данной
выборки дошкольников главная роль
в формировании повышенной тревожности
принадлежит неблагоприятным
Исходя из результатов
диагностики родителей на выявления
уровня провоцирования детских страхов,
можно сделать следующие
Родители, имеющие средний (65%) и низкий (22%) уровни провоцирования создают благоприятные условия для нормального развития своего ребенка. Такие родители чрезмерно не опекают ребенку, дают возможность самостоятельно познавать этот мир, вселяют в него уверенность защите со стороны родителей и в себе самом.
Рисунок 7. Распределение родителей по уровню провоцирования страхов.
Родители, обладающие высоким уровнем (13%), склонны своим поведением провоцировать страхи у детей. Это может проявляться либо через гиперопеку, либо через повышенную тревожность родителей за свое чадо. Зачастую, страхи таких родителей передаются и их детям. Дети этих родителей имеют высокий уровень тревожности, они не проявляют интереса к познанию окружающего мира, они очень осторожны.
Для данной выборки характерно, что родители детей в возрасте четырех – пяти лет имеют более высокий уровень провоцирования страхов по сравнению с родителями детей в возрасте шести – семи лет.
Рисунок 8. Распределение родителей с различным уровнем провоцирования страхов
Так, из рис. 8. видно, что высокий уровень провоцирования страхов имеют 18% родителей детей 4 – 5 лет, а в возрасте 6 – 7 лет только 4% родителей. Также существуют различия и в низком уровне провоцирования: 32% родителей детей в возрасте 4 – 5 лет, и 40% в возрасте 6 -7 лет.
По результатам диагностики «Рисунок страха» можно сделать следующие выводы.
Большинство детей (68%) использовали весь лист для изображения рисунка, а 32% изображали свой страх преимущественно в верхней левой части листа. Обычно изображение в данной части листа говорит о интровертированности, выраженное чувство вины, застенчивость. Этим детям характерна высокая тревожность. Предпочтение в цветовой гамме в основном отводилось для красного, черного и синего цветов. Данные цвета характеризуют актуальность изображения, говорят о наличии агрессии и проявлении негативизма к данному рисунку. Использование именно этой цветовой гаммы передает бурное переживание различных негативных эмоций испытуемыми (страх, паника, ярость, гнев и другие).
По итогам полученной диагностики
по трем проведенным методикам можно
сделать вывод, что 13 детей (11% испытуемых)
из общей выборки могут попасть
в группу риска, так как имеют
высокие показатели по выявленным страхам.
Целесообразно заострить
Интерпретируя индивидуальные рисунки детей по методике «Рисунок страха» мы получили следующие данные.
Пример № 1. Рыслов Дима, 4 года 2 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх одиночества, который не характерен для данного возраста.
Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен по всему листу. Основное изображение смещено от центра к левому краю листа. Это может говорить о непринятии общественных норм и правил, выражению чувства вины, неуверенности в себе и низкой самооценке. Использование синего и красного цветов говорит об актуальности переживаемого чувства. На рисунке в хаотичном порядке изображены пустые окна и непривязанное темное пятно посередине. По объяснению Димы, он пытался изобразить то, что он чувствует, когда находится дома. Данные окна символизируют родственников, от которых испытуемый не получает должного внимания, чувства защищенности, тепла. Эти люди, по рисунку, находятся вокруг мальчика, но в тоже время отдельно от него. Сам же мальчик изображен в виде сильно заштрихованного круга с красными пятнами. Также над данным кругом присутствует красный прямоугольник, который также сильно заштрихован. Внутри прямоугольника присутствует синяя штриховка, которая по аналогии соединяет круг с прямоугольником. Такая штриховка свидетельствует о высоком уровне тревожности (что и подтверждается в ходе исследования уровня тревожности с помощью теста Тэммл, Дорки, Амен). Красный прямоугольник, повисший над мальчиком, может символизировать переживаемые чувства. Это и отсутствие чувства защищенности со стороны близких людей, тревога, боязнь одиночества. Таким образом, на рисунке мы можем наблюдать два образа: соединенные круг и прямоугольник, и окружающие данный дуэт пустые окна. «Когда я сижу дома, у меня возникает ощущение, что я один. Вот это я (указывая на круг), а это дом (указывая на окна). Ну, моя комната внутри. А это (указывая на прямоугольник)… не знаю. Просто нарисовалл» - так интерпретировал свой рисунок мальчик. Из рассказа становится ясным, что в действительности изображенный страх перед одиночеством характерен для испытуемого. Это подтверждается и в ходе проведенных методик, и из личного рассказа мальчика.
Информация о работе Проблема страхов у тедей дошкольного возраста