Проблема страхов у тедей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое здоровье детей зависит от различных факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других.
По мнению различных авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок подвержен различным отрицательным воздействиям.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов мало используется как в литературе, так и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
Проблема страха в психологии
Особенности страхов детей дошкольного возраста
Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
Организация и методы исследования
Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 198.48 Кб (Скачать файл)

Пример № 2. Дуняшин Данил, 4 года 4 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх одиночества, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен вертикально. Рисунок изображен в нижней части  листа. Это может говорить о заниженной самооценке испытуемого. При изображении  использован только один цвет –  красный. Данный цвет символизирует  агрессию, яркое переживание образов, негативное отношение к изображенному. По сюжету рисунок содержит фигуру человека и мифическую гусеницу. Изображенная гусеница больше человека в два раза. Она состоит из большого количества ног с прорисованными глазами и оскаленными острыми зубами. У человека прорисованы только глаза в виде крестов. Руки широко расставлены в сторону, в руках можно наблюдать некое изображение кинжала и палки. Из слов Данила: «Я нарисовал дядю. Я его не знаю, но он может прийти за мной и забрать. А это огромная гусеница. Она очень большая. Я таких не видел, но они есть. У нее большие острые зубы, длинные ноги. Она очень злая и живет в горах. А питается она разными животными, а когда приходит в город, то может съесть и непослушных детей». Таким образом, можно говорить о наличии у мальчика страха перед дикими животными и незнакомыми людьми. Но по итогам проведенной диагностики выявлен страх одиночества. Данный вид страха не был изображен мальчиком. Это может говорить о том, что данный страх присутствует у ребенка, но не является для него актуальным. Более важным опасением для себя испытуемый видит в неизвестных животных и незнакомых людях. Также фраза ребенка о непослушных детях может указывать на навязанный страх перед данными объектами. Высокая вероятность проецирования страхов родителей на своего ребенка. Это предположение подтверждается в ходе тестирования родителей.

Пример № 3. Арсеньева Вераника, 4 года. По итогам проведенной диагностики выявлен страх одиночества, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен по всему листу. На рисунке изображено шесть фигур  человека, отдельные друг от друга. Две фигуры явно отделены от остальных: одна посредством кругов, вторая посредством  штриховки. Фигуры изображены различного цвета: желтый, черный, красный и  синий. В центре листа расположена  самая большая фигура красного цвета. Внутри нее изображена красным цветом жирная полоса. Каждая фигура человека нарисована по – разному: у одной прорисованы глаза в виде пустых глазниц (но для данного возраста такое изображение глаз является нормой), у другой прорисованы рот и нос, у третьей заштриховано полностью тело, у четвертой многократно обведена голова, один силуэт изображен схематично. «Нет. Я не рисовала семью. Это просто дети. Они гуляют, но каждый в своем месте. Вот этот – на улице, этот – дома, этот – в детском саду… Нет, это может быть один мальчик. Просто в разное время» - так комментировала свой рисунок Вероника. Из интерпретации и рисунка можно сделать вывод о существующем страхе одиночества. Данный страх актуален для ребенка, так как именно данное переживание и пыталась изобразить испытуемая. На вопрос: «А где же мама этого мальчика?» был получен ответ: «Она на работе. Все время работает, или занята делами. Ей некогда играть». Данный рассказ может свидетельствовать о нехватки общения ребенка с матерью, неустойчивой эмоциональной связи матери и дитя. Эмоциональная неустойчивость не вселяет чувства уверенности в себе и окружающих людях испытуемой. Дополнительное наблюдение показало, что на прогулке Вероника играет в одиночестве, в стороне от остальных детей. У нее нет попыток начать играть с другими детьми. Она не является лидером, а наоборот, отвергается детьми. Наличие штриховки говорит о повышенном уровне тревожности, что и подтверждается в ходе выявления уровня тревожности с помощью теста Тэммл, Дорки, Амен. Из рассказа становится ясным, что в действительности изображенный страх перед одиночеством характерен для испытуемой. Это подтверждается и в ходе проведенных методик, и из личного рассказа девочки.

Пример № 4. Собянин Артем, 4 года 7 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх сказочных персонажей, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок расположен в правой нижней части листа. Изображение рисунка  произведено в красном цвете. Все это говорит об актуальности переживаемого образа, агрессии, непринятии общественных норм и правил, а так  же о заниженной самооценке испытуемого. На рисунке изображены сказочные  герои, которые живут в лесу (изображение  ели). Изображен паук с шестью парами лап, голова с огромными горящими глазами и фигура человека – робота. Из беседы с мальчиком можно сделать  вывод о наличии страха сказочных  персонажей: «Мне мама читала сказку «Волшебник изумрудного города». Там был  металлический дровосек. Он когда  ходит – скрипит, и у него сердца нет. Он злой, он не жалеет никого. А  это паук. Такие большие пауки  живут у бабушки в деревне. Мне кажется, что они кусаются. А если он укусит, то может заразить, и ты будешь болеть». Рисунок изображен  схематично, очень быстро. Сергей не задумывался, что конкретно изображать, он просто рисовал свой страх. Это  позволяет говорить об актуальности данного страха, но так как данный вид страха не характерен для данного  возраста, то он является деструктивным. Из слов мальчика, мама прочитала рассказ, из которого и появился страх.

Пример № 5. Лыткина Алиса, 4 года 1 мес. По итогам проведенной диагностики выявлен страх темноты, который не характерен для данного возраста.

Лист расположен горизонтально. Рисунок изображен по всему листу. Цветовая гамма рисунка красно –  черная. В рисунке можно выделить два крупных объекта – глаза  в правом нижнем углу, черная туча в  левом верхнем углу. Также в  хаотичном порядке по всему листу  располагаются линии в виде символического изображение темноты и дремучего  леса. «Когда становится темно –  мне страшно. И вот когда по лесу гуляем с мамой, когда она  сзади остается, то тоже такое ощущение. Как будто на меня сейчас летучие  мыши вылетят и начнут кружиться  вокруг меня. А вот дома ощущение, что в моем шкафу кто – то живет. Я не знаю точно. Мы с мамой  много раз смотрели, там никого, но все равно дверца шкафа скрипит. Я хотела нарисовать свою комнату, но я не умею. И я лес нарисовала. Ведь там ночью очень страшно», – так объяснила свой рисунок  Вика. Из рисунка видно, что у девочки  высокий уровень тревожности (что  и подтверждается в ходе исследования уровня тревожности с помощью  теста Тэммл, Дорки, Амен), а также изображение переживаемого страха актуально для Вики (изображение в красно – черном цвете). По результатам диагностики выявлен страх темноты, который для девочки является деструктивным.

 

    1. Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов.

На основании изученной  литературы было установлено, что возникновение  деструктивных страхов возможно при проецировании страхов родителей  на своих детей или же при не пережитом опыте преобладающего страха. В связи с этим устранение причин, способствующих возникновению  и развитию деструктивных страхов, возможно при участии родителей  и детей в совместной деятельности, а также проигрывание собственных  страхов самими детьми. Таким образом, особенностью предлагаемой нами модели работы является опора психолога  на родителя, включение их в реализацию коррекционно – развивающих мероприятий.

Эффективность психологического воздействия оценивалась нами с  учетом двух показателей:

  • информация о результатах работы, полученная от самих детей, родителей;
  • результаты повторного диагностического обследования дошкольников.

Наиболее интересным для  оценки эффективности программы  является анализ впечатлений самих  участников коррекционно – развивающего процесса. Для этого можно привести ряд высказываний детей, принимавших участие в разработанной программе: «Мне понравилось, когда мы гуляли по страшному лесу, но тогда там было не страшно», «Интересно придумывать страшные маски, а потом с ними играть», «Мне очень понравилось рисовать, лепить из пластилина, потому что с теми страшилками можно было сделать что угодно», «Я теперь не боюсь оставаться один дома, быть в темноте», «Звери теперь не такие страшные, как раньше».

Также по мере осуществления  программы в поведении дошкольников наблюдались положительные изменения. Если в начале у участников группы наблюдались признаки неуверенности  и тревоги, проявлялся страх самораскрытия: дети не проявляли инициативы участвовать  в ролевых играх, закрывали друг от друга свои рисунки, стеснялись проговаривать  свои чувства. То по мере прохождения  занятий дети становились более  раскрепощенными и инициативными. Появилось доверие к психологу  и друг к другу. Дети начали сами проявлять активность и изъявляли  желание участвовать в разыгрывании страшных сказок, участвовали в обсуждении сказок, овладевали умением уверенно высказывать свое мнение.

Полученные в результате обратной связи впечатления от родителей, которые принимали участие в  тренинге родительской компетентности, также отличаются положительными высказываниями. Более всего им понравилось отрабатывать практические навыки, приобретенные  на занятиях, на собственных детях. В ходе выполнения домашних заданий  родители убедились в том, что  приемы активного слушания, я –  сообщений, конструктивного разрешения конфликтов и другие реально действуют  и помогают улучшить взаимоотношения  с ребенком.

Так как основным видом  была работа песочной терапии, то большинство  отзывов связанны именно с ней: «Словно  возвращаешься в детство. И тут  у тебя свой мир, своя игра. Ты решаешь, что и как все будет. Ты –  главный!», «Я и не знала, что обычный  песок может так помочь моему  ребенку и мне. Словно увидела  себя со стороны. И после этого  на все смотришь по – другому».

Для оценки эффективности  проведенных нами тренинговых занятий необходимо сравнить результаты диагностики до и после коррекционного воздействия. В первую очередь проследим изменения количественных показателей по доминированию страхов.

Рассмотрим изменения, произошедшие после проведения коррекционной  работы у дошкольников в возрасте четырех лет.

Рисунок 9. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте четырех лет

 

Как видно из рисунка 9, у  дошкольников наблюдается положительная  динамика в снижении страха. Так, нехарактерный  страх одиночества для данной выборки, который был деструктивным, вовсе исчез, как и страх незнакомых людей. Снизился уровень влияния  и страха темноты. Если до воздействия  он был характерен для 41% испытуемых, то теперь он присутствует лишь у 16%. Снизилась и степень выраженности страха сказочных персонажей с 26% до 11%.

Также сдвиги характерны и  для школьников в возрасте шести  лет. Как видно из рисунка 10, для  данной выборки характерна положительная  динамика по снижению уровня выраженности различных видов страха. Так, деструктивные  страхи темноты и сказочных персонажей не характерны для данной выборки  после оказания коррекционной помощи. Характерно снижение страхов животных и родительского наказания в  два раза (присутствуют у 9% испытуемых). Ведущий вид страха смерти для  данного возраста тоже снизился с 47% до 36%.

Рисунок 10. Распределение дошкольников по доминированию страха в возрасте шести лет

 

Далее перейдем к рассмотрению полученных данных после повторного обследования дошкольников в возрасте семи лет на доминирование того или  иного вида страха. Как видно из рисунка 11, для данной выборки также  характерна положительная динамика. Деструктивный страх темноты, который  присутствовал у 9% испытуемых (2 ребенка), после повторного обследования не был  выявлен. Также наблюдается снижения выраженности страха животных с 11% до 3%. По всем остальным видам страха также  наблюдается снижение уровня влияния  в два раза.

Рисунок 11. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте семи лет

Далее переедем к рассмотрению изменения уровня тревожности у  дошкольников до и после оказания коррекционной работы.

Изменения показателей уровня тревожности в данной выборке  можно проследить в таблице 2.

Уровень тревожности

Количество детей, в %

Предварительное тестирование

Итоговое тестирование

Высокий

37

0

Повышенный 

28

38

Средний

30

39

Низкий 

5

23


Таблица 2. Соотношение дошкольников в зависимости от уровня тревожности по результатам предварительного и итогового тестирования

 

Анализ изменений, произошедших в  группе после воздействия, позволяет говорить о значительном снижении показателей уровня тревожности. Так, при повторном тестировании не было выявлено высоких показателей по уровню тревожности, а у 39% детей показатели тревоги понизились до среднего уровня. Количество детей с повышенным уровнем тревожности, по сравнению с первоначальным тестированием, увеличилось на 10%. Но при этом увеличилось количество детей с низким уровнем тревоги на 18%.

Таким образом, на основании статистического  анализа данных можно сделать  вывод о том, что после проведения коррекционных занятий с детьми уровень тревожности дошкольников достоверно снизился.

Рассматривая изменения, произошедшие в уровне провоцирования родителями страхов на своих детей  можно сделать вывод о снижении воздействия.

Как видно из рисунка 12, после  коррекционного воздействия высокий  уровень провоцирования страхов  у родителей отсутствует. Увеличились  средний и низкий уровни. Средний  уровень увеличился до 64%, а низкий – до 36%. Таким образом, можно говорить о положительной динамике и в  работе с родителями, их степень  влияния на возникновение и развитие страхов у своих детей существенно  снизилась.

Рассматривая изменения, произошедшие в группе родителей, чьи  дети в возрасте шести – семи лет, также можно наблюдать положительную  динамику.

Рисунок 12. Распределение родителей дошкольников в возрасте 4 - 5 лет по уровню провоцирования страхов

Как видно из рисунка 13, в  данной группе родителей существенно  возрос низкий уровень провоцирования (до 61%) за счет снижения среднего уровня (39%) и высокого уровня.

Рисунок 13. Распределение родителей дошкольников в возрасте 6 - 7 лет по уровню провоцирования страха

Информация о работе Проблема страхов у тедей дошкольного возраста